город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2021 г. |
дело N А32-10853/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Ереминой О.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца: представитель Игнатенко А.С., доверенность от 18.12.2020, паспорт;
от ответчика: представитель Хаузова И.А., доверенность от 17.12.2020, паспорт; представитель Федотов Г.Р., доверенность от 28.12.2020, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2020 по делу N А32-10853/2020
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал" (ИНН 2315153325, ОГРН 1092315002911)
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новороссийский мазутный терминал", г. Новороссийск (далее - ООО "НМТ", ответчик, терминал) о взыскании задолженности в размере 645 642 рубля, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 34 974,72 рубля, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2020 по день фактического исполнения обязательства.
Решением от 01.12.2020 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 01.12.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не оценены представленные истцом акты формы ГУ-23ВЦ, подтверждающие занятость железнодорожных путей общего пользования. Кроме того, железной дорогой представлены в материалы дела акты общей формы, подтверждающие факт занятости выставочных путей станции вагонами, прибывшими в адрес мазутного терминала. Представленные акты о простое вагонов на станционных и выставочных путях станции Новороссийск в спорные периоды "бросания" поездов свидетельствуют об ответственности терминала. Перевозчик сам заинтересован в доставке груза в пределах сроков доставки, потому что его нарушение, возлагает на перевозчика ответственность за просрочку доставки груза.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "РЖД" и ООО "НМТ" заключен договор N 478/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Новороссийский мазутный терминал" при станции Новороссийск СКжд от 22.08.2016 (далее - договор), в соответствии с которым осуществляется эксплуатация принадлежащего ответчику железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего:
- пути NN 6, 9 стрелочным переводом N 172 к путям парка "Нижний" станции Новороссийск СКЖД;
- путь N 1 к пути необщего пользования N 15 АО "НВРЗ" - филиала АО "Вагонреммаш", являясь его продолжением.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом ответчика.
Как указывает истец, в период с февраля по апрель 2019 года в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, в связи с нарушением ответчиком - грузополучателем установленного договором технологического срока оборота ранее прибывших вагонов, несвоевременной их выгрузки, произошли следующие задержки вагонов, а именно:
1. 21 марта 2019 года в 22:59 часа поезд N 9525 с индексом 6528-635-5210 в количестве 64 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Тихорецкая ж. д. в соответствии с извещением от 22 марта 2019 года за исх. N 3513 и был отправлен 22 марта 2019 года в 05:00 часов, в соответствии с извещением от 22 марта 2019 года за N 3528.
2. 27 марта 2019 года в 21:49 час поезд N 3079 с индексом 6254-719-5209 в количестве 42 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Лихая ж. д. в соответствии с извещением от 27 марта 2019 года за исх. N 3702 и был отправлен 29 марта 2019 года в 09:24 часов.
3. 22 марта 2019 года в 05:10 часов поезд N 2815 с индексом 6254-717-5210 в количестве 63 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Белоглинская ж. д. в соответствии с извещением от 22 марта 2019 года за исх. N 3516 и был отправлен 04 апреля 2019 года в 09:34 часов, в соответствии с извещением от 04 апреля 2019 года за N 3856.
4. 17 февраля 2019 года в 01:22 часов поезд N 3025 с индексом 6110-111-5209 в количестве 20 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Лихая ж. д. в соответствии с извещением от 17 февраля 2019 года за N 2157 и был отправлен 19 февраля 2019 года в 10:22 часов, согласно извещению от 19 февраля 2019 года за исх. N 2256.
28 февраля 2019 года в 00:23 часов поезд N 2720 с индексом 5100-848-5209 в количестве 65 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Махачкала ж. д. в соответствии с извещением от 28 февраля 2019 года за N 2681 и был отправлен 19 марта 2019 года в 06:16 часов, согласно извещению от 19 марта 2019 года за исх. N 3406.
5. 21 марта 2019 года в 10:17 часов поезд N 9523 с индексом 6361-162-5210 в количестве 52 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Куберле ж. д. в соответствии с извещением от 21 марта 2019 года за N 3505 и был отправлен 21 марта 2019 года в 18:26 часов, согласно извещению от 21 марта 2019 года за исх. N 3518.
24 марта 2019 года в 16:59 часов поезд N 2268 с индексом 6361-162-5210 в количестве 52 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Червленая-узловая ж. д. в соответствии с извещением от 24 марта 2019 года за N 3619 и был отправлен 24 марта 2019 года в 22:38 часа, согласно извещению от 24 марта 2019 года за исх. N 3625.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается подписанными сторонами ведомостями подачи и уборки вагонов.
Из ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что вагоны выгружались в сроки, превышающие технологические сроки оборота вагонов, установленные пунктом 13 договора - 10 часов в холодный период года.
Факт нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следования подтверждается железнодорожными накладными, указанными в приложении к претензии.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика были направлены претензии от 23.04.2019 исх. N 19/898, от 25.04.2019 исх. N 19/910, 19/913, 19/915, 19/917 с требованием об оплате платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, которые были оставлены ответчиком без удовлетворения (ответы ООО "НМТ" на претензии исх. NN 1106, 1111, 1105, 1100, 1101 от 13.06.19).
Так как указанная сумма оплачена не была, истец обратился с исковым заявлением в суд.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, так как отсутствует причинно-следственная связь между нарушением ответчиком технологического срока оборота вагонов и вышеуказанными задержками вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях с февраля по апрель 2019 года. Ведомости подачи и уборки вагонов, представленные истцом в подтверждение своих доводов, не являются надлежащим доказательством нарушения ответчиком технологического срока оборота вагонов, в связи с тем, что согласно п. 8 договора одновременно на железнодорожные выставочные пути необщего пользования подается не более 67 вагонов, но договором не предусмотрен одновременный возврат всей поданной группы вагонов, так как в силу п. 9 договора возврат вагонов производится по мере их готовности. Кроме того, технологический срок оборота вагонов не является временем слива вагонов на эстакадах ООО "НМТ", а является временем, в течение которого грузополучатели используют вагоны. И, как следствие, право требования платы за сверхнормативное пользование вагонами возникает у собственника подвижного состава, кем не является истец. Однако, у ОАО "РЖД" возникает право требования платы и право задержки вагонов в пути следования только в том случае, если в данный период времени из-за действий (бездействий) грузополучателя произошел простой вагонов, прибывших в адрес данного грузополучателя, на железнодорожных путях общего пользования станции назначения, что подтверждается составленным истцом актом общей формы на данный простой вагонов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу пунктами 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что "за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагон находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику".
Статьей 39 УЖТ также предусмотрено, что "Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве".
Размер платы определен по ставкам Тарифного руководства, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ о 29.04.2015 года N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня N 35/12.
В соответствии с пунктом 4.7. Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, задержка вагонов контейнеров в пути следования осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика. На основании этого распоряжения станция назначения извещает грузополучателя о дате, времени станции задержки и всех задержанных вагонах, а также об их отправлении.
Согласно пункту 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Регламентом взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30.12.2016 N 2827р (далее - Регламент) также предусмотрено оформление актов общей формы ГУ-23ВЦ на все случаи занятия инфраструктуры ОАО "РЖД" вагонами, контейнерами, в том числе и на случай простоя вагонов на станции назначения.
В силу пункта 2.1.1 Регламента при задержке вагонов, контейнеров на станции независимо от их принадлежности, по причинам, зависящим от грузополучателя, на каждый случай задержки составляется акт в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с включением в него всех вагонов, находящихся на станции в момент задержки, готовых к подаче на данный железнодорожный путь необщего пользования. В материалы дела истцом данные акты общей формы так и не были представлены.
Предметом рассмотрения данного спора являются задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях в период с февраля по апрель 2019 года.
Мазутный терминал ООО "НМТ" предназначен для приема, временного хранения, накопления судовых партий мазута, а также отправки их в порт, в связи с чем, строительство ООО "НМТ" предусматривало путевое развитие выставочного парка ООО "НМТ", включающее в себя 6 принадлежащих на праве собственности ООО "НМТ" выставочных железнодорожных путей NN 6, 7, 8, 9, 10, 11, на двух из которых, а именно на железнодорожных путях N 6 и N 7, возможно накопление танкерных партий груза. Оставшиеся выставочные железнодорожные пути NN 8, 9, 10, 11 согласно заключенным договорам переданы в пользование ООО "ИПП" и ООО "Кубанский топливный терминал" для выставления вагонов, прибывших в их адрес.
Согласно условиям договора ответчику на выставочные пути общего пользования NN 36, 37, 38 одновременно может подаваться не более 67 вагонов.
Слив мазута осуществляется на двух железнодорожных эстакадах N 1 и N 2. Эстакада N 1 рассчитана на прием 60 вагонов-цистерн, а Эстакада N 2 рассчитана на прием 48 вагонов-цистерн.
При отсутствии фронта для слива вагоны-цистерны оставляются на собственные выставочные пути ООО "НМТ" NN 6, 7.
После слива порожние вагоны-цистерны с путей слива возвращаются на железнодорожные выставочные пути общего пользования NN 35, 36, 37, 38 парка "Нижний" станции Новороссийск по мере готовности, что предусмотрено п. 9 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 08 ноября 2016 года.
Ответственность за груженые вагоны, находящиеся на железнодорожных путях общего пользования NN 36, 37, 38, возникает у ООО "НМТ" только после их осмотра, а также с момента составления памяток приемосдатчика.
Однако, не все принятые вагоны могут быть поданы под слив по следующим причинам:
1. подача коммерчески неисправного вагона;
2. подача вагонов с 3 степенями защиты слива;
3. несоответствие качества груза;
4. накопление вагонов для слива одной партии груза и другое.
Вследствие чего, на поданные вагоны автоматически увеличивается время слива, но при этом технологический срок оборота вагонов не увеличивается, так как на свободные выставочные пути общего пользования NN 36, 37, 38 ОАО "РЖД" может подать следующий состав.
Следовательно, ведомости подачи и уборки вагонов, а также памятки приемосдатчиков, на которые ссылается истец в своем исковом заявлении, не могут подтверждать факт превышения в спорный период ответчиком технологического срока оборота вагонов, установленного п. 13 договора.
Ответственность за нарушение технологического срока оборота вагонов наступает лишь тогда, когда ООО "НМТ" не может освободить собственные выгрузочные пути по причине прекращения слива вагонов, а также выставочные пути общего пользования NN 36, 37, 38, что приводит к простою вагонов на станционных путях.
В ответ на претензии истца, ответчиком были направлены письма за исх. NN 1106, 1111, 1105, 1100, 1101 от 13.06.2019.
Так, в период с февраля по апрель 2019 года в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, произошли следующие задержки вагонов, а именно:
1. 21 марта 2019 года в 22:59 часа поезд N 9525 с индексом 6528-635-5210 в количестве 64 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Тихорецкая ж. д. в соответствии с извещением от 22 марта 2019 года за исх. N 3513 и был отправлен 22 марта 2019 года в 05:00 часов, в соответствии с извещением от 22 марта 2019 года за N 3528.
Согласно актам общей формы NN 15/4821, 15/4822, 15/4823, 15/4824, 15/4825, 15/4826, 15/4827 от 27.03.2019 срок доставки данного состава - 24 марта 2019 года, следовательно, задержка на станции Тихорецкая ж. д. не привела к нарушению срока доставки груза.
Кроме того, в период задержки данного состава выставочные железнодорожные пути общего пользования NN 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
2. 27 марта 2019 года в 21:49 час поезд N 3079 с индексом 6254-719-5209 в количестве 42 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Лихая ж. д. в соответствии с извещением от 27 марта 2019 года за исх. N 3702 и был отправлен 29 марта 2019 года в 09:24 часов.
В период задержки данного состава выставочные железнодорожные пути общего пользования NN 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
3. 22 марта 2019 года в 05:10 часов поезд N 2815 с индексом 6254-717-5210 в количестве 63 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Белоглинская ж. д. в соответствии с извещением от 22 марта 2019 года за исх. N 3516 и был отправлен 04 апреля 2019 года в 09:34 часов, в соответствии с извещением от 04 апреля 2019 года за N 3856.
В период задержки данного состава выставочные железнодорожные пути общего пользования NN 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
4. 17 февраля 2019 года в 01:22 часов поезд N 3025 с индексом 6110-111-5209 в количестве 20 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Лихая ж. д. в соответствии с извещением от 17 февраля 2019 года за N 2157 и был отправлен 19 февраля 2019 года в 10:22 часов, согласно извещению от 19 февраля 2019 года за исх. N 2256.
Согласно акту общей формы N 15/4752 от 24.03.2019 срок доставки данного состава - 20 февраля 2019 года, следовательно, задержка на станции Лихая СКВ ж. д. не привела к нарушению срока доставки груза.
Кроме того, в период задержки данного состава выставочные железнодорожные пути общего пользования NN 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
28 февраля 2019 года в 00:23 часов поезд N 2720 с индексом 5100-848-5209 в количестве 65 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Махачкала ж. д. в соответствии с извещением от 28 февраля 2019 года за N 2681 и был отправлен 19 марта 2019 года в 06:16 часов, согласно извещению от 19 марта 2019 года за исх. N 3406.
В период задержки данного состава выставочные железнодорожные пути общего пользования NN 36, 37, 38 были свободными, что подтверждается отсутствием актов общей формы, составленных на вагоны, находящиеся на станции в момент задержки и готовые к подаче на железнодорожный путь необщего пользования.
21 марта 2019 года в 10:17 часов поезд N 9523 с индексом 6361-162-5210 в количестве 52 вагонов с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Куберле ж. д. в соответствии с извещением от 21 марта 2019 года за N 3505 и был отправлен 21 марта 2019 года в 18:26 часов, согласно извещению от 21 марта 2019 года за исх. N 3518.
24 марта 2019 года в 16:59 часов поезд N 2268 с индексом 6361-162-5210 в количестве 52 вагона с грузом топливо нефтяное был задержан на станции Червленая-узловая ж. д. в соответствии с извещением от 24 марта 2019 года за N 3619 и был отправлен 24 марта 2019 года в 22:38 часа, согласно извещению от 24 марта 2019 года за исх. N 3625.
Таким образом, фактические причины задержки поездов в пути следования, описанные выше, а также нормы законодательства Российской Федерации, свидетельствуют об отсутствии вины ответчика и причинно-следственной связи между действиями ООО "НМТ" и задержкой ОАО "РЖД" вагонов на промежуточных станциях.
Кроме того, доказательством занятости железнодорожных выставочных путей общего пользования являются составленные сотрудниками ОАО "РЖД" акты общей формы на фактический момент задержки вагонов в пути следования.
Обязанность составления актов общей формы на случаи несвоевременной уборки вагонов с железнодорожных выставочных путей и задержки по этой причине подачи ОАО "РЖД" следующих групп вагонов на эти пути предусмотрена также п. 11 договора в редакции протокола урегулирования разногласий от 08 ноября 2016 года.
Однако в материалах дела данные акты общей формы отсутствуют.
Таким образом, истцом не доказано, что начисление платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере исковых требований 645642 руб. с НДС вызвано причинами, зависящими от грузополучателя (ООО "НМТ"), а также, факт того, что причины задержек вагонов вызваны обстоятельствами, зависящими от ООО "НМТ".
С учетом изложенного, в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 645 642, 00 руб. с НДС судом первой инстанции отказано, как и во взыскании процентов.
Аналогичная правовая позиция со схожим предметов спора, доводами жалобы железной дороги с участием этих же сторон изложена в постановлении 15 ААС от 30.12.2020 по делу N А32-9368/2020.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные железной дорогой в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2020 по делу N А32-10853/2020 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10853/2020
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: ООО "Новороссийский мазутный терминал"