г. Самара |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А55-30609/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А., с участием:
от индивидуального предпринимателя Пряникова Анатолия Олеговича - Пряников А.О. (паспорт),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Ряхова Л.В. (доверенность от 26.12.2019),
от государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Шурубцовой Валентины Евгеньевны- представитель не явился, извещена,
от Игошкина Евгения Ивановича - представитель не явился, извещен,
от СРО Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" - представитель не явился, извещено,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области- представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Пряникова Анатолия Олеговича на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2020 по делу N А55-30609/2019 (судья Кулешова Л.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Пряникова Анатолия Олеговича (ОГРНИП 311632511600012 ИНН 632506289940), Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области Шурубцовой Валентине Евгеньевне, г. Самара,
третьи лица:
Игошкин Евгений Иванович, г. Сызрань,
СРО Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров", Саратовская область,
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Пряников Анатолий Олегович (далее - заявитель, кадастровый инженер) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - регистрирующий орган) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета от 01.04.2019 N 63-0-1-176/3350/2018-3048, ссылаясь на представление всех необходимых для осуществления государственного кадастрового учета изменений границ земельного участка документов. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявитель просит обязать Управление Росреестра по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в соответствии с заявлением о государственном кадастровом учете N 63-0-1-176/3350/2018-3048 с приложенными документами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2020 производство по делу в отношении требований к государственному регистратору Управления Росреестра по Самарской области Шурубцовой Валентине Евгеньевне прекращено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе указывает, что имеется несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела; судом существенно нарушены нормы материального и процессуального права, судом на заявителя возложены обязанности и обязательства, не предусмотренные нормативным регулированием в Российской Федерации.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 судебное разбирательство было отложено.
Согласно ст. 18 АПК РФ в связи с нахождением судьи Корнилова А.Б. в очередном отпуске в составе суда была произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Бажана П.В.
После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель регистрирующего органа считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Игошкин Е.И. в лице своего представителя 27.12.2018 обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением N 63-0-1-176/3350/2018-3048 о государственном кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 63:33:1102001:563, расположенного р-н Сызранский, с/о Старорачейский, с. Смолькино, ул. Советская, 58, в связи с уточнением местоположения его границ и площади в соответствии с межевым планом от 24.12.2018, подготовленным кадастровым инженером Пряниковым А.О. (т. 1 л.д. 37-55).
29.12.2018 Управлением Росреестра по Самарской области уведомлением N 63-0-1-176/3350/2018-3048 была приостановлена процедура осуществления государственного кадастрового учета в связи с наличием противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости. В представленном в составе межевого плана акте согласования граница земельного участка от точки н.3-н.4 от н5-н7 являющаяся смежной с земельными участками и согласована Администрацией Сызранского района в лице Ганиной Т.А. Однако по сведениям ЕГРН правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами 63:33:1102001:564 и 63:33:1102001:562 являются иные лица.
Заявителю было рекомендовано представить межевой план, содержащий акт согласования с личной подписью правообладателя земельных участков с кадастровыми номерами 63:33:1102001:564, 63:33:1102001:562 согласно сведениям ЕГРН, либо в составе межевого плана должны быть представлены документы, подтверждающие право на согласование границ указанного земельного участка иного лица (т. 1 л.д. 56).
В связи с неустранением выявленных нарушений решением от 01.04.2019 N 1-176/3350/2018-3048 (в заявлении указан номер, направленный в адрес Игошкина Е.И., при этом в материалах регистрационного дела имеется аналогичное решение по тому же заявлению от 01.04.2019 N 63-00-119/19-149283, что расценивается судом как описка в номере) Управление отказало в осуществлении кадастрового учета на основании заявления N 1-176/3350/2018-3048 от 27.12.2018, ссылаясь на наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН о таком объекте недвижимости. В представленном в составе межевого плана акте согласования граница земельного участка от точки н.3-н.4 от н5-н7 являющаяся смежной с земельными участками и согласована Администрацией Сызранского района в лице Ганиной Т.А. Однако по сведениям ЕГРН правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 63:33:1102001:564 и 63:33:1102001:562 является иное лицо (т. 1 л.д. 12).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 2 ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ст. 29 Закона N 218-ФЗ).
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены ст. 26 Закона N 218-ФЗ.
Согласно ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Местоположение границ (участков границ) подлежит в установленном настоящим законом порядке обязательному согласованию со смежными земельными участками (в случае уточнения местоположения границ) при следующих условиях: 1) должен существовать смежный земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет в установленном порядке, 2) должен иметься субъект права, обладающий смежным земельным участком на одном из прав, перечисленных в ч.3 ст.39 Закона о кадастре; 3) если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
В силу ч. 4 ст. 39 Закона N 221-ФЗ от имени указанных в части 3 рассматриваемой статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа.
Исходя из положений ч. 1 ст. 40 Закона N 221-ФЗ, результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (данная норма предусмотрена и ч. 7 ст. 22 Закона о регистрации). Порядок оформления акта также разъяснен Минэкономразвития России в письме от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и "Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ".
Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ, а также п. 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 N 921 (далее - Требования).
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу п. 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Закона N 218-ФЗ).
Согласно форме акта согласования местоположения границ земельного участка, входящего в состав межевого плана, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921, в данном акте отображаются следующие сведения: обозначение части границы и кадастровый номер смежного земельного участка; сведения о лице, участвующем в согласовании (фамилия и инициалы, реквизиты документа, удостоверяющего личность, подтверждающего полномочия представителя); подпись и дата, способ и дата извещения о проведении согласования местоположения границ соответствующего земельного участка.
В соответствии с п. 61 Требований сведения о правообладателях смежных земельных участков приводятся также в графе "3" реквизита "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях".
При невозможности получения информации о правообладателях смежных земельных участков, указанной в п. 64 Требований, в отношении соответствующих частей границы земельного участка реквизит "4" разделов "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" не заполняется, но в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводятся сведения о выполненных кадастровым инженером действиях по установлению информации о правообладателях смежных земельных участков.
В рассматриваемом случае в качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета изменения (уточнения) границ земельного участка с кадастровым номером 63:33:1102001:563 представлен межевой план от 24.12.2018, составленный кадастровым инженером Пряниковым А.О.
При этом в разделе 6 "Сведения о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком с кадастровым номером 63:33:1102001:563" в качестве правообладателей смежного земельного участка с кадастровым номером 63:33:1102001:564 по точкам н5-н7 и земельного участка с кадастровым номером 63:33:1102001:562 по точкам н3-н-4 указана администрация Сызранского района Самарской области (т. 1 л.д. 43), в акте согласования местоположения границы уточняемого земельного участка границы участка по названным точкам также согласованы с Администрацией Сызранского района Самарской области (т. 1 л.д. 45).
Межевой план в этой части не принят регистрирующим органом в качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета уточнения границ земельного участка в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что Игошкин Е.И. на основании решения Сызранского районного суда Самарской области от 21.09.2017 является собственником земельного участка с кадастровым номером 63:33:1102001:563, расположенным р-н Сызранский, с/о Старорачейский, с. Смолькино, ул. Советская, 58, площадью 2000 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - личное подсобное хозяйство, как наследник Игошкиной К.И. (т. 1 л.д. 17-18).
Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Кадастровым инженером Пряниковым А.О. на основании договора подряда, заключенного с Игошкиным Е.И., подготовлен межевой план от 24.12.2018 по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 63:33:1102001:563, проведены кадастровые работы, связанные с уточнением местоположения границ указанного земельного участка.
В представленном в регистрирующий орган межевом плане от 24.12.2018 в разделе "Исходные данные" указано, что при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка кадастровый инженер использовал правоустанавливающий документ - решение суда от 21.09.2017, кадастровый план территории, выписку из ЕГРН от 06.04.2017 N 99/2017/13737803, выписку из ЕГРН от 19.05.2017 N 99/2017/17380290 (земельный участок с кадастровым номером 63:33:1102001:564), выписку из ЕГРН от 19.05.2017 N 99/2017/17380662 (земельный участок с кадастровым номером 63:33:1102001:562), а также материалы инвентаризации земель с. Смолькино (т. 1 л.д. 41).
В представленном межевом плане в разделе "Заключение кадастрового инженера" в качестве правоустанавливающего документа указано решение Сызранского районного суда Самарской области от 21.09.2017 (т. 1 л.д. 43).
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, данный судебный акт не содержит сведений о местоположении границ земельного участка, смежных правообладателях. Поэтому решение суда не может быть использовано при составлении межевого плана как документ, который в контексте ч. 10 ст. 22 Закона N 218-ФЗ является достоверным источником сведений о границах земельного участка.
При этом решение суда содержит ссылки на соответствующие документы об образовании земельного участка, в том числе на решение Старорачейского сельского Совета народных депутатов от 23.03.1992 N 70 и свидетельство о праве собственности Игошкиной К.И. на землю от 22.04.1992 N 1246.
Согласно п. 21 Требований при необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. В частности, использование этих источников является необходимым при составлении межевого плана в отношении ранее учтенных объектов, сведения о правообладателях которых отсутствуют в ЕГРН.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при подготовке межевого плана кадастровый инженер в случае отсутствия в ЕГРН сведений об уточненных границах земельного участка обязан руководствоваться сведениями о границах участка, имеющимися на дату образования данного участка.
В связи с этим определение границ земельного участка при уточнении должно было определяться на основании названных документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, и следует из материалов дела, эти документы не были использованы кадастровым инженером и не указаны в разделе "Заключение кадастрового инженера". В разделе "Заключение кадастрового инженера" отсутствуют сведения о выполненных кадастровым инженером действиях по установлению информации о правообладателях смежных земельных участков.
Судом первой инстанции правомерно отклонено заявление кадастрового инженера о фальсификации доказательств по делу в связи с отсутствием правовых оснований, предусмотренных АПК РФ.
Также суд первой инстанции отклонил довод заявителя об отсутствии у него информации о правообладателях смежных земельных участков.
В решении суда имеется ссылка на соответствующие документы и кадастровый инженер имел реальную возможность запросить их в установленном порядке.
Материалы дела свидетельствуют о наличии у Игошкина Е.И. данных документов.
Согласно сопроводительному письму от 06.04.2017 Управлением Росреестра в адрес Игошкина Е.И. в ответ на его запрос были представлены, в частности, план земельного участка с кадастровым номером 63:33:1102001:563 Игошкиной К.И., содержащий описание границ смежных правообладателей, координаты, расстояние и дирекционные углы уточняемого участка, графическое изображение конфигурации земельного участка при его образовании (т. 1 л.д. 82-86).
Как следует из плана при формировании и предоставлении его Игошкиной К.И. уточняемый земельный участок по точкам н1-н4 (в межевом плане от 24.12.2018 - это точки н3-н4) граничил с земельным участком с кадастровым номером 63:33:1102001:562, принадлежащим Борисовой А.В., по точкам нр5-н6 н4 (в межевом плане от 24.12.2018 - это точки н5-н7) граничил с земельным участком с кадастровым номером 63:33:1102001:564, принадлежащим Демину А.Н.
Между тем с данными лицами согласование границ в межевом плане от 24.12.2018 кадастровым инженером не проводилось. В нарушение требований законодательства о регистрации и кадастровом учете согласование границ уточняемого участка по указанным точкам произведено, как указано ранее, с Администрацией Сызранского района Самарской области.
Вывод суда о наличии у кадастрового инженера информации о фактических правообладателях смежных земельных участков с кадастровым номерами 63:33:1102001:562, 63:33:1102001:564 подтверждается также имеющимся в материалах дела межевым планом, составленным кадастровым инженером Пряниковым А.О. 25.12.2017, и ранее представленным для осуществления государственного кадастрового учета изменения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 63:33:1102001:563 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением от 07.05.2018 (т. 2 л.д. 15-26).
Как следует из раздела "Исходные данные" этого межевого плана, кадастровым инженером были использованы те же документы, что и при составлении межевого плана от 24.12.2018 (т. 1 л.д. 41), за исключением того, что в последнем межевом плане дополнительно была использована выкопировка из чертежа инвентаризации земель с. Смолькино по материалам 1994 г.
Однако в разделе Сведения об уточняемых земельных участках и их частях
в межевом плане 25.12.2017 указаны иные уточненные координаты по оси Х, в разделе
Общие сведения об уточняемом участке
при этом не указаны сведения об объекте недвижимости, расположенном на земельном участке, в разделе 6
Сведения о земельных участках, смежных с уточняемым земельным участком с кадастровым номером 63:33:1102001:563
в качестве правообладателей смежного земельного участка с кадастровым номером 63:33:1102001:564 по точкам н5-н7 указана Борисова Агафья Васильевна, ее адрес и земельного участка с кадастровым номером и 63:33:1102001:562 по точкам н3-н-4 указан Демин Александр Николаевич и его адрес (т. 2 л.д. 18-20).
Таким образом, названный межевой план от 25.12.2017 правомерно не был принят регистрирующим органом в качестве основания для осуществления государственного кадастрового учета в связи с нарушением ч.ч. 7, 10 ст. 39 Закона N 221-ФЗ.
В силу названных норм согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем тридцать дней до дня проведения данного собрания.
В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона N 221-ФЗ, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного указанным Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Из материалов дела следует, что 26.05.2019 в адрес Демина А.Н. и Борисовой А.В. были направлены почтовые уведомления, которые возвращены в связи с истечением срока хранения (т. 1 л.д. 125, 126).
После этого в газете "Красное Поволжье" от 07.07.2017 было опубликовано извещение о проведении кадастровым инженером Пряниковым А.О. собрания о согласовании местоположения границы участка с кадастровым номером 63:33:1102001:563 на 07.08.2017 по адресу: г. Сызрань ул. Ульяновская, 43 оф. 5 (т. 1 л.д. 122), т.е. в нарушение установленного порядка не в населенном пункте, в котором расположен уточняемый земельный участок.
Кроме того в акте согласования границы участка по точкам н1-н1 были согласованы с Игошкиным Е.И. в лице его представителя 04.04.2017 (т. 1 л.д. 121), т.е. с нарушением установленного для согласования срока.
Уведомлением от 14.05.2018 N 63-0-1-176/3350/2018-902 осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено, решением от 15.08.2018 N 63-00-119/18-77288 отказано в учете изменений объекта недвижимости (т. 1 л.д. 158). Данное решение не оспорено в установленном порядке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что осуществление кадастрового учета изменений земельного участка на основании представленного на регистрацию межевого плана от 24.12.2018 не будет соответствовать требованиям п. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, определяющего, что ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ст. 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Поскольку в течение срока приостановления не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, то регистрирующий орган правомерно отказал в осуществлении государственного кадастрового учета.
С учетом изложенного, исходя из приведенных выше положений действующего законодательства, не принимается во внимание довод заявителя о том, что он не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием сведений в ЕГРН о правообладателях смежных земельных участков.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, необходимых для признания незаконными решений и действий регистрирующего органа, и, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2020 по делу N А55-30609/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30609/2019
Истец: ИП Пряников Анатолий олегович
Ответчик: Государственный регистратор Управления Росреестра по Самарской области Шурубцова Валентина Евгеньевна, Государственный регистратор Управления Росреестра ро Самарской области Шурубцова Валентина Евгеньевна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Игошкин Евгений Иванович, СРО Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Самарской области, ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области