г. Ессентуки |
|
15 февраля 2021 г. |
Дело N А22-1372/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 15.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамаевым О.А., при участии в судебном заседании представителя Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия - Очировой Г.В. (доверенность от 18.01.2021 N 1/17), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.11.2020 по делу N А22-1372/2020 по исковому заявлению Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия (ОГРН 1030800746294, ИНН 0814033848) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (ОГРН 1100816003342, ИНН 0816014382) о понуждении прекращения права оперативного управления на неиспользуемые нежилые помещения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и принятии имущества в казну Российской Федерации, с привлечением третьих лиц, Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Министерства внутренних дел России, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Федерального агентства по управлению государственным имуществом России,
УСТАНОВИЛ:
Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия (далее - МВД по Республике Калмыкия, министерство, истец) обратилось в арбитражный суд с иском об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (далее - управление, ответчик) прекратить право оперативного управления и право постоянного (бессрочного) пользования Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия на объекты недвижимого имущества: "Административное здание", назначение: нежилое, с кадастровым номером 08:05:010104:86, площадью 671,9 кв.м., расположенное по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, с. Малые Дербеты, ул. Чапчаева, д. 3; "Гаражи", назначение: нежилое, с кадастровым номером 08:05:010104:87, площадью 228 кв.м., расположенные по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, с. Малые Дербеты, ул. Чапчаева, д. 3; земельный участок, с кадастровым номером 08:05:010131:2, площадью 5 512 кв.м., вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, с. Малые Дербеты, ул. Чапчаева, д. 3, и обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия принять в казну Российской Федерации указанные объекты недвижимого имущества.
Решением суда от 18.11.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что истец предпринял все необходимые действия по отказу от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и по передаче его ответчику, при этом ответчиком не представлено доказательств принятия спорного имущества в казну Российской Федерации или доказательств, подтверждающих правомерность не совершения соответствующих действий.
Не согласившись с принятым судебным актом, управлением подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, мотивированная тем, что истец ввиду специального статуса ограничен в распоряжении закрепленным за ним имуществом, поэтому не вправе без согласия собственника отказаться от права оперативного управления. Апеллянт также ссылается, что в связи с бездействием истца в течении длительного времени и доведением федерального имущества до неудовлетворительного состояния, истец должен осуществить мероприятия по их списанию.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда от 18.11.2020 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив и оценив материалы дела в их совокупности, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт не подлежит отмене, по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что за Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования закреплены спорные объекты недвижимого имущества: "Административное здание", назначение: нежилое, с кадастровым номером 08:05:010104:86, площадью 671,9 кв.м., расположенное по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, с. Малые Дербеты, ул. Чапчаева, д. 3; "Гаражи", назначение: нежилое, с кадастровым номером 08:05:010104:87, площадью 228 кв.м., расположенные по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, с. Малые Дербеты, ул. Чапчаева, д. 3; земельный участок, с кадастровым номером 08:05:010131:2, площадью 5 512 кв.м., вид разрешенного использования: для общественно-деловых целей, расположенный по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, с. Малые Дербеты, ул. Чапчаева, д. 3.
Данные объекты недвижимого имущества принадлежат на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимого имущества (N КУВИ-001/2018-16747815 от 25.12.2018, 001/2018- 16762800, N КУВИ-001/2018-16919240 от 26.12.2018) и состоят на балансе МВД по Республике Калмыкия с 1967 года (инвентарные карточки учета нефинансовых активов N 0000750, N 0000751, N 0008930).
Малодербетовским районным муниципальным образованием Республики Калмыкия в 2000 году министерству были предоставлены новые здания, необходимые для обеспечения деятельности полиции, расположенные по адресу: Республика Калмыкия, Малодербетовский район, с. Малые Дербеты, ул. Маяковского, д. 15.
Министерством совместно с администрацией Малодербетовского районного муниципального образования в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств, а также связи с неиспользованием по назначению, прорабатывался вопрос по передаче неиспользуемых объектов в безвозмездное пользование, с целью обеспечения сохранности имущественного фонда на территории муниципального образования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального учреждения", распоряжение имуществом подлежит согласованию с МВД России.
Министерством внутренних дел по Республике Калмыкия с учетом обращения Администрации Малодербетовского РМО Республики Калмыкия от 22.04.2015 были направлены в МВД России материалы для согласования вопроса передачи в безвозмездное пользование неиспользуемых объектов недвижимого имущества (исх.N 26/301 от 05.06.2015).
Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России было отказано в согласовании (N 22/4/1-7920 от 22.06.2015) и рекомендовано инициировать обращение о прекращении прав на указанные объекты недвижимости.
В 2017 году были получены согласия МВД России N 1/9840 и 1/9839 от 11.08.2017 на прекращение прав оперативного управления на объекты недвижимого имущества "Административное здание" и "Гаражи", а также прекращение прав постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, расположенные по адресу; Республика Калмыкия, Малодербетовский район, с. Малые Дербеты, ул. Чапчаева д. З. МВД по Республике Калмыкия в адрес Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом обратилось с просьбой об изъятии спорных объектов в связи с их неиспользованием, а также был направлен необходимый пакет документов (23.10.2017 исх. N26/1245).
ТУ Росимущества в Республике Калмыкия в своем ответе от 15.12.2017 N ДЛ03/1788 отказало в принятии спорных объектов недвижимости в казну Российской Федерации, ссылаясь на нецелесообразность принятия в казну объектов недвижимости.
В целях оптимизации необоснованных расходов по содержанию, уплате различных взносов и платежей МВД по Республике Калмыкия неоднократно направляло свои обращения в ТУ Росимущества об изъятии спорных объектов (исх.N 2б/Ю от 16.01.2018, 4 26/244 от 27.03.2018, исх.N 26/231 от 15.05.2018).
ТУ Росимуществом письмами от 14.02.2018 N БП-03/224 и от 20.04.2018 N БП-03/547 министерству предложило предоставить перечень документов для включения спорных объектов в прогнозный план (Программу) приватизации.
Между тем, согласно п.п. "а" п.4.1.34 Положения о территориальном управлении Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 9278, "подготовка и предоставление в установленном порядке в Агентство предложения для внесения в проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также предложения для внесения в него изменений", относится к компетенции ТУ Росимущества.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что спорные объекты являются излишними и не используются МВД по Республике Калмыкия, министерством инициирована процедура прекращения права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования, а ответчик не предпринимает мер по принятию в казну Российской Федерации, в связи с чем министерство несет бремя содержания объектов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно пункту 4 Положения N 432 Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами 7 местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1.2, 4.1.9 приложения N 11 к приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" установлено, что ТУ Росимущества в Ставропольском крае самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Учитывая, что истец предпринял все необходимые действия по отказу от закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества и по передаче его ответчику, а ответчиком не представлено доказательств принятия спорного имущества в казну Российской Федерации или доказательств, подтверждающих правомерность не совершения соответствующих действий, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что бездействие ответчика, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа и удовлетворил исковые требования министерства.
Апеллянт ссылается, что в связи с бездействием истца в течении длительного времени и доведением федерального имущества до неудовлетворительного состояния, истец должен осуществить мероприятия по их списанию. Судом апелляционной инстанции данный довод отклоняется поскольку, волеизъявление министерства на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления в том числе в виду его непригодности к эксплуатации, и передачу спорного имущества Российской Федерации по причине его длительное неиспользования в деятельности министерства, в отсутствие доказательств, подтверждающих неправомерность действий министерства не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований министерства.
Иные доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.11.2020 по делу N А22-1372/2020.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 18.11.2020 по делу N А22-1372/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1372/2020
Истец: МВД по РК, Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ, МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ