г.Москва |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А40-17738/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Алексеевой Е.Б.,
судей Валюшкиной В.В., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гапоновым М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Жилищник района Фили-Давыдково"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.10.2020 по делу N А40-17738/20
по иску ПАО "Россети Московский регион" (ИНН 5036065113, ОГРН 1057746555811)
к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник района Фили-Давыдково" (ИНН 7731288482, ОГРН 1157746682610)
третье лицо: Префектура Западного административного округа
об обязании демонтировать детскую площадку,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Белая И.И. по доверенности от 11.01.2021, диплом ДВП N 028653 от 01.07.1995;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети Московский регион" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник района Фили-Давыдково" об обязании демонтировать за свой счет детскую площадку, которая находится по адресу: г.Москва, ул.Кастанаевская, д.56, к.2, находящееся в охранной зоне ЛЭП 110 кВ Фили-Мазилово 1, 2-я цепь в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решение суда. Требования заявлены со ссылкой на ст.ст.56, 89 Земельного кодекса РФ, ст.304 Гражданского кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 16.10.2020, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, не находит решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2020 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, воздушные линии электропередачи КВЛ 110 кВ Фили-Мазилово 1,2, расположенные по адресу: г.Москва, ул.Кастанаевская, д.56, к.2 принадлежат истцу - ПАО "Россетти Московский регион" на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 18.01.2006 N 77АД N 023691.
Особенностью правового режима земель, занятых воздушными линиями электропередачи, является установления законодательных ограничений при их использовании.
В соответствии с требованиями Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 вдоль указанной линий электропередачи установлены охранные зоны 20 метров, определяемые в виде части земли и воздушного пространства (на высоту), соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, относящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении.
Согласно положениям Земельного кодекса РФ (ст.105) установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии);
Согласно ч.1 ст.56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В результате проведенного сотрудниками ПАО "МОЭСК" осмотра ЛЭП в охранной зоне воздушных линий электропередачи KB Л ПО кВ Фили-Мазилово 1, 2 (далее - ВЛ 110 кВ), проходящих по адресу: Москва, Кастанаевская ул., д.56, к.2, пролет опор 28-29 выявлено следующее нарушение: размещение детской площадки.
Размещение данных объектов нарушает Постановление Правительства РФ N 160 от 24.02.2009 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее Правила), а именно п.9 Б "размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи)".
Таким образом, размещенные в охранной зоне ВЛ, детские площадки могут нарушить безопасную работу ВЛ, в том числе повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических и юридических лиц, а также повлечь возникновение пожаров.
Истцом неоднократно были направлены письма от 22.08.2018 N МВС/ГИ/3061; 28.08.2017 N МВС/ГИ/1/415 в адрес главе Управы района Фили-Давыдково города Москвы С.А. Галянину, Префекту ЗАО города Москвы А.О. Александрову, о демонтаже (переносе) детской площадки на безопасное место.
Префектура ЗАО города Москвы в своем письме от 14.09.2018 N ИСК-01-2322/8 указала, что при планировании реконструкции указанного квартала ГБУ "Жилищник района Фили-Давыдково будет рассмотрена возможность изготовления с последующим согласованием проектно-сметной документации по перемещению указанной детской площадки. Но, несмотря на это, детская площадка осталась на месте.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с исковым заявлением в суд.
В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, данным в п.45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца (п.47 Постановления N 10/22).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.56 Земельного кодекса РФ могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
К зонам с особыми условиями использования территорий, среди прочих, отнесены охранные зоны тепловых сетей (ст.105 Земельного кодекса РФ).
При этом, основными целями установления зон с особыми условиями использования территории являются защита жизни и здоровья граждан, безопасная эксплуатация объектов энергетики (ст.104 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с п.1 Правил N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
В составе соответствующих мер предусмотрены требования к использованию территорий охранных зон тепловых сетей.
В силу п.4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
Согласно п.5 Правил N 197 в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:
размещать автозаправочные станции, хранилища горюче-смазочных материалов, складировать агрессивные химические материалы;
загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы;
устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.;
устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы;
производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов;
проникать в помещения павильонов, центральных и индивидуальных тепловых пунктов посторонним лицам; открывать, снимать, засыпать люки камер тепловых сетей; сбрасывать в камеры мусор, отходы, снег и т.д.;
снимать покровный металлический слой тепловой изоляции; разрушать тепловую изоляцию; ходить по трубопроводам надземной прокладки (переход через трубы разрешается только по специальным переходным мостикам);
занимать подвалы зданий, особенно имеющих опасность затопления, в которых проложены тепловые сети или оборудованы тепловые вводы под мастерские, склады, для иных целей; тепловые вводы в здания должны быть загерметизированы.
Таким образом, по общему правилу не допускается размещение спортивных и игровых площадок в местах размещения охранных зон тепловых сетей и получение согласования на такое размещение не предусмотрено Правилами N 197. В материалы дела ответчиком не представлено доказательств, что ответчик запрашивал позицию истца по вопросу размещения в охранной зоне тепловой сети на участке поименованных объектов.
Вне зависимости от статуса тепловой сети в качестве объекта имущества, охранная зона считается установленной в силу закона ввиду следующего.
Согласно п.8 ст.26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2025 ЗОУИТ охранные зоны считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01.01.2022 нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Таким нормативным правовым актом, предусматривающим установление охранных зон тепловых сетей, является приказ Минстроя России от 17.08.1992 N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей".
При этом, в силу п.10 ст.26 Закона N 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 01.01.2022 нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
При проведении осмотра сотрудниками ПАО "МОЭСК" осмотра ЛЭП в охранной зоне воздушных линий электропередачи KB Л ПО кВ Фили -Мазилово 1, 2 (далее - ВЛ 110 кВ), проходящих по адресу: Москва, Кастанаевская ул., д.56, к.2, пролет опор 28-29 выявлено следующее нарушение: размещение детской площадки.
Так, ПАО "МОЭСК" является электросетевой организацией, основными целями которой согласно Уставу является осуществление эффективного и надежного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса и обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей.
Данный объект препятствует доступу к ВЛ для проведения плановых и аварийно-восстановительных работ, в связи с чем увеличивается время восстановления подачи напряжения на социально-значимые объекты г.Москвы.
Таким образом, нарушение режима охранной зоны на участке не только несет негативные последствия для истца и третьих лиц, но также и препятствует проведению работ на тепловых сетях, что несет реальную угрозу нарушения прав законного владения истца со стороны ответчика.
Обязанности эксплуатирующей организации и потребителей по соблюдению установленных законом требований безопасности в сфере теплоснабжения закреплены в положениях Федерального закона от 27.07.2010 N 190 -ФЗ "О теплоснабжении", п.17 Правил N 197.
В частности, ч.3 ст.23.2 Закона N 190-ФЗ установлена обязанность потребителей тепловой энергии соблюдать запреты, ограничения и другие обязательные требования безопасности, содержащиеся в законе N 190-ФЗ, технических регламентах и правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок.
Пунктом 17 Правил N 197 установлено, что работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта. Предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Действия ответчика по несогласованному размещению детской площадки в охранной зоне на участке и непредоставлению доступа истцу к тепловой сети несет для предприятия дополнительные правовые риски в виде нарушения теплоснабжения иных потребителей и увеличения (сверх допустимого) времени обнаружения и устранения технологических нарушений на тепловой сети.
С учетом изложенного, ответчик не только нарушает право истца на беспрепятственный доступ к тепловым сетям, ставит под угрозу жизнь, здоровье и имущественнное положение неопределенного круга лиц, но и препятствует работам по планируемой модернизации тепловой сети.
Кроме того, истец является лицом, на которое законом возложена обязанность возмещения вреда, причиненного объектом повышенной опасности.
Согласно положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" тепловые сети отнесены к категории опасных производственных объектов, риск причинения вреда в результате эксплуатации которых в силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" подлежит обязательному страхованию владельцем опасного производственного объекта, которым является истец.
Таким образом, предприятие, как лицо, владеющее и обслуживающее объект повышенной опасности - тепловую сеть, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за причинение вреда третьим лицам. В случае причинения объектом повышенной опасности вреда предприятием производится возмещение по общим правилам ответственности причинителя вреда (1064 и 1079 Гражданского кодекса РФ). Указанные обстоятельства дополнительно свидетельствуют о нарушении ответчиком норм действующего законодательства и прав предприятия.
С учетом изложенного, размещая в охранных зонах тепловых сетей детскую и спортивную площадку, ответчик тем самым также нарушает права истца, допуская угрозу причинения вреда имуществу и здоровью третьих лиц и, как следствие, возложение на истца ответственности за нарушение, фактически допущенное ответчиком.
Довод ответчика, изложенный в апелляционной жалобе, что запрет на строительство зданий, сооружений без письменного разрешения электросетевой организации на спорные строения не распространяется, поскольку они возведены до даты вступления в силе постановления Правительства от 24.02.2009 г. N 160 об утверждении новых Правил. Не распространяются на них и Правила 1984 года, так как п.4 указанного постановления от 24.02.2009 они признаны недействующими на территории Российской Федерации. Необходимость демонтажа детской площадки по указанному адресу по иным основаниям не подтверждена. Данный довод подлежит отклонению на основании следующего.
Из п.4 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" следует, что и в период до его принятия устанавливались охранные зоны, для которых устанавливались особые требования к размещению в них тех или иных объектов, а именно: действовало постановление Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255 "Об утверждении Правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт".
Так, постановлением Совмина СССР от 26.03.1984 N 255 утверждены Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт, в.п.1 которых указано, что Правила вводятся в целях обеспечения сохранности электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт, создания нормальных условий эксплуатации этих сетей и предотвращения несчастных случаев и применяются при проектировании, строительстве и эксплуатации электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт понимаются подстанции, распределительные устройства, токопроводы, воздушные линии электропередачи, подземные и подводные кабельные линии электропередачи и относящиеся к ним сооружения.
Пунктом 2 Правил предусматривалось, что для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев отводятся земельные участки, устанавливаются охранные зоны, минимально допустимые расстояния от электрических сетей до зданий, сооружений, земной и водной поверхностей.
Таким образом, понятие "охранная зона" существовало и до 24.02.2009 и подразумевало специальный правовой режим.
Обжалуемый судебный акт не нарушает единообразие и толкование норм права, и в свою очередь, подтверждает судебную практику по аналогичным исковым требованиям.
Спорный объект - детская площадка, построен в границах охранной зоны ЛЭП, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, в связи с чем для его строительства необходимы дополнительные согласования, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ.
Пунктом 12 Правил N 160 предусмотрено обязательное согласование строительства такого объекта с электросетевой организацией, являющейся собственником ЛЭП, в данном случае - ПАО "Россети Московский регион".
Кроме того, до Правил N 160 действовали Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1 000 вольт, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255, п.11 которых также предусматривал запрет строительства любых зданий и сооружений в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети.
Согласно п.п.Ж п.13 Правил N 255 запрещено производить какие-либо действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей, привести к их повреждению или к несчастным случаям, и в частности, устраивать спортивные площадки, площадки для игр, стадионы, рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Таким образом, детская площадка с игровым оборудованием как единый комплекс объекта, нарушающего режим охранной зоны тепловой сети расположены непосредственно на тепловой сети истца и в ее охранной зоне в нарушение Правил N 197 и СНиП, что препятствует истцу в обслуживании данных сетей и, при необходимости, ликвидации аварий на таких сетях.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ и п.1 ст.299 Гражданского кодекса РФ право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником имущества, возникает с момента передачи имущества предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или решением собственника. Отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество препятствует распоряжению данным имуществом, но не прекращает права владения и пользования закрепленным за унитарным предприятием имуществом.
Сам факт нахождения объектов тепловых сетей на земельном участке предполагает наличие охранной зоны. В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2013 N ВАС-17867/12, отсутствие в ЕГРН сведений о законно установленных охранных зонах не является основанием для несоблюдения режима их использования.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322.
Исходя из положений названных норм и фактических обстоятельств дела, поскольку объект, нарушающий режим охранной зоны тепловой сети размещен ответчиком с нарушением нормативно-правовых актов и препятствует полноценному пользованию тепловыми сетями, обслуживанию таких сетей, а также имеются риски нарушения прав истца при причинении ущерба третьим лицам, исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом, в случае, если ответчик на момент размещения спорных площадок не располагал сведениями о наличии ограничений в отношении спорного участка, действовал добросовестно, полагаясь на данные, содержащиеся в ЕГРН, он не лишен возможности защиты своих прав, в том числе путем возмещения расходов, понесенных при изменении местоположения площадок.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда от 16.10.2020.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2020 по делу N А40-17738/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Алексеева |
Судьи |
В.В. Валюшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-17738/2020
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК РАЙОНА ФИЛИ-ДАВЫДКОВО"
Третье лицо: ПРЕФЕКТУРА ЗАПАДНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ, ПАО "РОССЕТИ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН"