г. Челябинск |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А47-7880/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.12.2020 по делу N А47-7880/2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - заявитель, общество, ООО "Природа") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления N 40/01-106-2020 от 30.04.2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.12.2020 требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом ГЖИ по Оренбургской области (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловала его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что доказательства принятия ООО "Природа" исчерпывающих мер, направленных на получение и согласование необходимых документов для включения в схему обращения с отходами сведений о местах сбора и накопления ТКО потребителями указанного жилого дома, отсутствуют.
Пакеты или иные емкости для складирования потребителями ТКО в период с 01.01.2019 по 01.05.2019 ООО "Природа" представлены не были.
Сам по себе вывоз региональным оператором ТКО с какой-либо контейнерной площадки не свидетельствует об оказании услуги конкретному потребителю.
Таким образом, апеллянт полагает, что в период с 01.01.2019 по 01.05.2019 коммунальная услуга по обращению с ТКО потребителям не предоставлялась. В период с 01.05.2019 по 11.11.2019 осуществлялась с нарушениями требований установленных п. 17. Приложения N 1 к Правилам N 354.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Природа" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1175658009053 и с 01.01.2019 на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
По жалобам граждан, проживающих в д. 14 по ул. Некрасова и д. 20 по ул. Медногорской г. Медногорска Оренбургской области, на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) от 22.10.2019 N 3891 в период с 24.10.2019 по 11.11.2019 Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Природа" по вопросу соблюдения обязательных требований к предоставлению, определению размера и внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) потребителям, проживающим по адресам: г. Медногорск. ул. Некрасова, д. 14; ул. Медногорская, д. 20.
По результатам проверки составлен акт N А-3891 от 11.11.2019, из которого следует, что общество в нарушение обязательных требований, установленных пп. "а" п. 148 (22), п. 148 (45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, далее - Правила N 354), в период с 01.01.2019 по 01.05.2019 не оказывало коммунальную услугу по обращению с ТКО, в то же время начисляло плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО гражданам, проживающим в жилых домах N 14 по ул. Некрасова и N 20 по ул. Медногорской г. Медногорска Оренбургской области; а в период с 01.05.2019 по 11.11.2019 коммунальная услуга предоставлялась с нарушением установленной периодичности.
Кроме того ООО "Природа" выдано предписание N ПР-3891 от 11.11.2019 с требованием: сторнировать начисленную потребителям, проживающим по указанным адресам, плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 01.06.2019.
Данное предписание оспаривалось заявителем в судебном порядке. По результату рассмотрения заявления общества об оспаривании предписания Арбитражным судом Оренбургской области по делу N А47-269/2020 вынесено решение об отказе в удовлетворении требований, которое постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2020 оставлено без изменения.
21.04.2020 административным органом с участием представителя общества Полшкова М.А., действующего на основании доверенности, в отношении ООО "Природа" составлен протокол об административном правонарушении N ПЛ-3891, из которого следует, что общество не обеспечило в период с 01.01.2019 по 11.11.2019 гражданам, проживающим в жилых домах N 14 по ул. Некрасова и N 20 по ул. Медногорской г. Медногорска Оренбургской области, надлежащее предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В объяснениях на протокол представитель общества указал на несогласие с вмененным нарушением, сославшись на то, что обязанность по размещению контейнерных площадок лежит на органах местного самоуправления, а вывоз мусора осуществляется с близлежащих контейнерных площадок.
Определением административного органа N 106/2 от 28.04.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 30.04.2020. Копия определения получена обществом 28.04.2020.
По результату рассмотрения дела об административном правонарушении 30.04.2020 административным органом с участием представителя общества, действующего на основании доверенности, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 40/01-106-2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ. За выявленное правонарушение обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. Постановление направлено в адрес ООО "Природа" посредством почтовой связи и получено, как указывает заявитель, 03.06.2020. Доказательства получения копии постановления заявителем ранее 03.06.2020 заинтересованным лицом в материалы дела не представлены.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Заслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 6 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), в соответствии с пунктом 2 которых под "контейнерной площадкой" понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров; под "погрузкой ТКО" понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен разделом XV(1) Правил N 354.
Согласно подпункту "а" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам (п. 148 (45) Правил N 354).
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°C.
ООО "Природа", являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области, обязано соблюдать указанные нормативные требования и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
В ходе проверки инспекция пришла к выводу о том, что ООО "Природа" не предоставило услуги по вывозу ТКО собственникам многоквартирного дома расположенного по адресам: г. Медногорск. ул. Некрасова, д. 14; ул. Медногорская, д. 20.
Между тем, указанный вывод противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вывоз ТКО осуществлялся с площадки по адресу: г. Медногорск, ул. Свердлова, д. 1А.
Фактически вывоз ТКО с указанного места накопления отходов осуществляется обществом регулярно в соответствии с нормативными требованиями.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что место накопления ТКО для граждан, проживающих в жилом доме по адресу: г.Медногорск. ул. Некрасова, д. 14; ул. Медногорская, д. 20 неопределено.
Рассмотрев данный довод, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его удовлетворения.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Положениями статей 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусмотрено, что к вопросам местного значения (к компетенции органов местного самоуправления) в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Региональный оператор не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок.
Доказательств принятия на спорных территориях мер по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления административным органом в материалы дела не представлено.
Каких-либо нарушений нормативных требований при вывозе отходов с указанного места размещения отходов проверкой не выявлено, в связи, с чем оснований полагать, что заявителем не оказываются услуги по вывозу отходов с этого места размещения отходов (в том числе для потребителей коммунальной услуги, проживающих в спорном жилом доме) у суда не имеется.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.12.2020 по делу N А47-7880/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-7880/2020
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд