г. Пермь |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А71-1856/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.,
судей Крымджановой Д.И., Ушаковой Э.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии:
от истца: Борзенкова А.В., паспорт, доверенность от 07.09.2019;
от ответчика: Мишанькина М.А., паспорт, доверенность от 25.12.2020;
от третьего лица: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики апелляционную жалобу истца, индивидуального предпринимателя Кобилова Уринбека Дилбаровича,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 08 декабря 2020 года
по делу N А71-1856/2020
по иску индивидуального предпринимателя Кобилова Уринбека Дилбаровича (ОГРНИП 318183200081340, ИНН 183513902878)
к Администрации муниципального образования "Город Ижевск"
третье лицо: Мирзоев Рафторжон Мамаджонович
о возложении обязанности произвести перерасчет платежей по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель (предприниматель) Кобилов Урунбек Дилбарович обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о возложении на Администрацию муниципального образования "Город Ижевск" (Администрация) обязанности произвести перерасчет арендных платежей по договору аренды N 5166 от 24.04.2012, начиная с 01.01.2016, установив подлежащей применению для целей договора ставку арендной платы в размере 0,3%, начиная с 01.01.2016 (с учетом уточнения исковых требований (ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), привлечен Мирзоев Рафторжон Мамаджонович.
Решением суда от 08.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Истец с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, принять новый судебный акт.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу выразил возражения против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Ижсталь" (арендатор) и ответчиком (арендодатель) был заключен договор аренды земли N 5166 от 24.04.2012, на основании которого ответчик передал арендатору в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 18:26:050059:61, площадью 4 630 кв. м, в том числе 1 215 кв. м в водоохраной зоне р. Позимь, по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Аграрная, д. 1б (литер В), для осуществления эксплуатации и обслуживания картофелехранилища) (пункт 1.1 договора).
В силу п. 2.1. договора срок аренды земельного участка - до 27.02.2061.
В соответствии с п. 2.1 и п. 2.2 договора годовая арендная плата составляет 18 руб. 75 коп. (по состоянию на 2012 год), вносится арендатором ежеквартально в сроки не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября пропорционально количеству дней в квартале за который осуществляется плата.
Пунктом 2.6. договора установлено, что ежегодная арендная плата, предусмотренная договором, пересматривается не чаще одного раза в год и может быть изменена арендодателем в случаях принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации, Удмуртской Республики, иных нормативных актов государственных органов власти Российской Федерации, Удмуртской Республики, Городской Думы или Администрации г. Ижевска, без согласия арендатора и без внесения изменений в настоящий договор. Новая величина арендной платы устанавливается в соответствии с принятым нормативным актом, регулирующим изменение ставок арендной платы и (или) методик расчета арендной платы.
Договор в установленном порядке зарегистрирован Управлением Росреестра по Удмуртской Республике 26.07.2012, о чем в Едином государственном реестре недвижимого имущества сделана запись о регистрации договор за N 18-18-01/075/2012-387.
По договору уступки прав аренды земельного участка от 11.12.2014 права арендатора по вышеуказанному договору приобретены Кобиловым У.Д., договор уступки зарегистрирован Управлением Росреестра по Удмуртской Республике, регистрационный номер 18-18-01/172/2014-680.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 531 от 30.11.2015 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050059:61 установлена кадастровая стоимость в сумме 6 148 084 руб. 40 коп.
Согласно представленного в материалы дела расчета арендной платы по договору N 5166 от 24.04.2012 арендодателем произведен расчёт арендной платы за 2018 год исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка в 6 148 084 руб. 40 коп, арендной ставки - 0,3 %, вид функционального использования: здания, строения, сооружения сельскохозяйственного назначения.
Письмом от 23.11.2018 арендодатель уведомил арендатора, что размер арендной платы по договору аренды N 5166 от 24.04.2012 надлежит рассчитывать с учетом ставки арендной платы в размере 1,65 % за земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности; размер арендной платы за 2016-2018 года составил 101 443 руб. 39 коп. в год.
17.04.2019 решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 113 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:050059:61 составила 3 968 000 руб.
14.05.2019 арендодатель уведомил арендатора о перерасчете размера арендной платы с учетом вновь установленной кадастровой стоимости спорного земельного участка начиная с 01.01.2019, в связи с чем, размер арендной платы за 2019 год составил 65 472 руб.
Ссылаясь на неправомерный характер применения к расчету арендной платы по договору ставки арендной платы в размере 1,65 %, указывая на необходимость перерасчета ежегодной арендной платы с 01.01.2016 с учетом вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050059:61 в сумме 3 968 000 руб. предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, суд первой инстанции руководствовался положениями, предусмотренными ст. 421, п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что порядок определения размера арендной платы за использование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 5 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"), исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации), и установил, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории Удмуртской Республики, установлен постановлением Правительства Удмуртской Республики от 06.11.2007 N 172 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Удмуртской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов" (Положение); для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования (1.0) (за исключением хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (1.15), установлена процентная ставка в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка (пп. 1 приложения N 2 Положения); для прочих земельных участков установлена процентная ставка в размере 1,65 % от кадастровой стоимости земельного участка (пп. 3 приложения N 2 Положения); в силу п. 1 Положения ставка арендной платы за земельный участок, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, определяется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и направления деятельности арендатора или фактического использования арендатором земельного участка.
Суд также установил, что Постановлением Администрации города Ижевска N 170 от 27.02.2012 земельный участок с кадастровым номером 18:26:050059:61 образован для эксплуатации и обслуживания картофелехранилища по адресу: г. Ижевск, ул. Аграрная, д. 1 б, лит. В. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.03.2020, содержащей сведения об основных характеристиках объекта недвижимости - здания картофелехранилища, с кадастровым номером 18:26:050173:32, назначение: нежилое, следует, что последнее расположено на земельном участке с кадастровым номером 18:26:050059:61. Согласно сведениям информационного ресурса "Публичная кадастровая карта" (адрес в сети "Интернет": https://pkk.rosreestr.ru/) разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 18:26:050059:61 является "для иных видов сельскохозяйственного использования", при этом по документам разрешенное использование "эксплуатация и обслуживание картофелехранилища". В соответствии с представленными в материалы дела актами обследования земельного участка от 18.06.2018 N 350 и от 10.07.2020 N 416, составленные отделом муниципального земельного контроля, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 18:26:050059:61 расположено кирпичное здание, заросшее растительностью, подъезды к северным и южным воротам расчищены, имеются подъездные пути, ворота заперты, со стороны южного подъезда размещены деревянные поддоны и мешки картофеля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (постановление N 582).
К числу таких принципов, содержащихся в постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации применение указанной методики обязательно для определения платы за землепользование.
Суд, установив, что ставка арендной платы в размере 0,3 %, согласно Положения, применяется к земельным участкам, используемым для целей сельскохозяйственного использования (1.0), за исключением хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (1.15), а на спорном земельном участке с кадастровым номером 18:26:050059:61, фактически располагается здание картофелехранилища, которое используется истцом для хранения продуктов продовольственного (сельскохозяйственного) назначения, при этом поверхность названного земельного участка фактически не используется (заросла растительностью), пришел к выводу о том, что на арендатора следует возложить обязанность по уплате арендной платы по договору с учетом фактического вида деятельности осуществляемого на арендованном земельном участке, то есть ставку арендной платы - 1,65 %, для прочих земельных участков.
Указание в кадастре недвижимости сведений об иных видах сельскохозяйственного использования спорного земельного участка само по себе не означает наличие указанного фактического использования участка. В противном случае это позволяло бы правонарушителю со ссылкой на данные государственного кадастра пользоваться формально законным поводом для уменьшения суммы полученной имущественной выгоды, подлежащей уплате законному собственнику, вне контекста реальных правоотношений и в противоречие сложившемуся характеру использования имущества.
В связи с установленными обстоятельствами судом первой инстанции признано обоснованным применение Администрацией при расчете арендной платы по договору с 01.01.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050059:61 ставки арендной платы в размере 1,65 % как для прочих земельных участков.
В части требований о необходимости расчета арендной платы по договору начиная с 01.01.2016 исходя из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 3 968 000 руб. согласно решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 113 от 17.04.2019, суд установил следующее.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" изложена в иной редакции, в том числе согласно новой редакции абз. 5 ст. 24.20 кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие: исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, послужившего основанием для такого изменения; внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, изменяющий кадастровую стоимость объекта недвижимости в сторону уменьшения; установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный документ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 31.07.2020), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки. Указанный закон вступил в силу 11.08.2020.
Учитывая, что положениями от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не установлено распространение его редакции на прежние правоотношения, в том числе на возможность ретроспективного применения кадастровой стоимости земельных участков в связи с расчетом арендной платы, суд пришел к выводу об ошибочном характере доводов ответчика о возможности перерасчета арендной платы по спорному договору исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050059:61 в сумме 3 968 000 руб. согласно решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 113 от 17.04.2019, начиная с 01.01.2016.
Установленные в результате исследования совокупности имеющихся в материалах дела доказательств (ст. ст. 64, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования.
Доводы апелляционной жалобы, которые в данном случае заключаются лишь в иной оценке того, что судом первой инстанции было исследовано, не влекут ее удовлетворение.
Соответствующим образом оценивается арбитражным судом апелляционной инстанции указание на то, что, как считает истец, судом первой инстанции не учтено, что согласно Постановлению Администрации города Ижевска N 170 от 27.02.2012 земельный участок площадью 4630 кв.м. с кадастровым номером 18:26:050059:61 изначально образован для эксплуатации и обслуживания картофелехранилища, причем часть этого участка площадью 1215 кв.м. расположена в водоохраной зоне, где запрещается строительство, эксплуатация хозяйственных и иных объектов без сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод; в материалы дела представлен Отчет об оценке N 689/19, где в разделе "Законодательная разрешенность" указано: Согласно Правил землепользования и застройки г. Ижевска, земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий; в материалы дела представлена копия из карты Градостроительного зонирования на участке кадастровым номером 18:26:050059:61, из которого следует, что участок фактически располагается в 3-х зонах: С1 - зона сельскохозяйственных угодий, С2 - пойменные территории (1215 кв. м. - 26.24% площади участка), Д3 зона общественно-жилой застройки.
Ссылка истца на то, что требований о перерасчете арендной платы с 01.01.2016 с учетом вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050059:61 в сумме 3 968 000 руб. предпринимателем не заявлялось, суд вышел за пределы заявленных требований подлежит отклонению, поскольку судом обстоятельства дела исследованы полно и всесторонне, дана оценка, положенным в обоснование иска доводам.
Указание судом первой инстанции на странице 7-8 обжалуемого решения "суд приходит к выводу об ошибочном характере доводов ответчика о возможности перерасчета арендной платы по спорному договору исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:050059:61 в сумме 3968000 руб. 00 коп., согласно решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N 113 от 17.04.2019, начиная с 01.01.2016" о незаконности либо необоснованности обжалованного решения не свидетельствует, истец вправе обратиться за исправлением опечатки в порядке ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы истца о том, что размер арендной платы за земельный участок не должен превышать сумму земельного налога за этот участок, отклоняются, поскольку истец к лицам, указанным в п. 5 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, не относится.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны влекущими ее удовлетворение.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 декабря 2020 года по делу N А71-1856/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1856/2020
Истец: Кобилов Урунбек Дилбарович
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Ижевск"
Третье лицо: Мирзоев Рафторжон Мамаджонович