г. Челябинск |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А76-36969/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Лукьяновой М.В., Тарасовой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2020 по делу N А76-36969/2019.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр акушерства и гинекологии N 1" (далее - истец, ООО "ЦАГ N 1"), 06.09.2019 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" (далее - ответчик, ООО "СК "Ингосстрах-М"), о взыскании задолженности по договору оказания медицинских услуг в размере 122 554 руб. 39 коп.
Определениями Арбитражного суда Челябинской области от 08.11.2019, 21.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области, Министерство здравоохранения Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее - ТФОМС Челябинской области, Министерств, ООО "Эксперт", третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "СК "Ингосстрах-М" области обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства вручения ООО "ЦАГ N 1" счета и реестра на апрель 2019 на сумму 122 554 руб. 39 коп.
Кроме того, заявитель указывает на то, что Юкина Ольга Валентиновна не является лицом, застрахованным ООО "СК "Ингосстрах-М".
До начала судебного заседания от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому ТФОМС Челябинской области просит удовлетворить апелляционную жалобу ответчика и отменить решение суда в полном объеме. Третье лицо отмечает, что в нарушение пункта 5.2.2 приказа Федерального фонда ОМС от 07.04.2011 N 79 истец нарушил порядок документооборота, не представил реестры счетов в электронном виде.
ТФОМС Челябинской области также утверждает, что ни законодательством, действующим в сфере ОМС, ни заключенным договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, не предусмотрена оплата медицинской помощи по фактическим понесенным затратам и без учета результатов контроля.
Лица, участвующие в деле, уведомлены о дате, времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "ЦАГ N 1" (организация) и АО ООО "СК Ингосстрах-М" (страховая медицинская организация) заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 74-7/36/2017 от 09.01.2017 (далее - договор), в соответствии с п.1 которого организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (т. 1 л.д. 42-45).
Согласно протоколу заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Челябинской области N 15 от 14.12.2018 Министерством здравоохранения Челябинской области, ООО "ЦАГ N1" на 2019 год, выделено 60 случаев объемов медицинской помощи, на оказание услуги по проведению процедуры лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС (т. 2 л.д.48-54).
В соответствии с протоколами заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Челябинской области от 17.06.2019, от 29.11.2019 Министерством здравоохранения Челябинской увеличены объемы медицинской помощи на оказание услуги по проведению процедуры лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС до 93 случаев.
В апреле 2019 года ООО "ЦАГ N 1" выставило страховой компании счета на оплату медицинских услуг, оказанную обществом застрахованному лицу на общую сумму 122 554 руб. 39 коп.
Поскольку ответчиком оплата оказанных услуг не была произведена, истец направил в адрес ответчика требование в течение семи календарных дней с момента получения настоящего требования оплатить задолженность в полном объеме (т. 1 л.д. 25-27).
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Как следует из материалов дела, между сторонами сложились отношения, регулируемые нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг (глава 39).
Правоотношения, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ, Законом об обязательном медицинском страховании).
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Закона об обязательном медицинском страховании обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 9 Закона об обязательном медицинском страховании субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и его территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательного медицинского страхования (статьи 38 - 39 Закона об обязательном медицинском страховании).
Согласно части 7 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что деятельность в сфере обязательного медицинского страхования осуществляется на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключаемого между территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организацией, а также договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключаемого между страховой медицинской организацией и медицинской организацией в интересах застрахованных лиц (физических лиц, перечень которых установлен статьей 10 Закона об ОМС).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату 6 медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ для заключения договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация должна быть включена в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования. Во исполнение названного договора медицинские организации оказывают застрахованным лицам медицинскую помощь тех видов, которые установлены базовой и территориальной программами обязательного медицинского страхования.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Как правомерно указал суд первой инстанции, медицинское учреждение, включенное в территориальную программу обязательного медицинского страхования, являющуюся гарантией обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, не вправе отказать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам.
Вместе с тем, оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи, осуществляется в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательного медицинского страхования, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Правила обязательного медицинского страхования, которые устанавливают порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утверждены Приказом министерства здравоохранения России от 28.02.2019 N 108н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила N 108н).
В соответствии с частью 6 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией счетов и реестров счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком, установленным настоящими правилами.
Из содержания пункта 139 Правил следует, что объемы медицинской помощи устанавливаются медицинской организации на год, с последующей корректировкой при необходимости.
В случае превышения установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом для страховой медицинской организации объема средств на оплату медицинской помощи в связи с повышенной заболеваемостью, увеличением тарифов на оплату медицинской помощи, количества застрахованных лиц и (или) изменением их структуры по полу и возрасту территориальный фонд принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении страховой медицинской организации недостающих для оплаты медицинской помощи средств из нормированного страхового запаса территориального фонда (часть 6 пункта 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования.
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи (часть 10 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
В силу положений части 13 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ, реализация территориальной программы обязательного медицинского страхования осуществляется, в том числе, с учетом условий соглашения о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, заключенного в соответствии с частью 6 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу пункта 8 статьи 3, статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в рамках реализации базовой программы в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 35, часть 1 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
При этом территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя перечень страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой (часть 7 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 4 Правил ОМС, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 28.02.2011 N 158н, комиссия распределяет объемы предоставления медицинской помощи между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями (за исключением медицинских организаций, находящихся за пределами Российской Федерации, включенные в реестр медицинских организаций) до 1 января года, на который осуществляется распределение; Решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (пункт 15 Положения).
Согласно протоколу заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Челябинской области N 15 от 14.12.2018 на начало 2019 года Министерством здравоохранения Челябинской области выделены следующие объемы медицинской помощи на оказание услуги по проведению процедуры лечения с использованием ВРТ в рамках ОМС:
- МАУЗ "Центр вспомогательных репродуктивных технологий" - 465;
- ООО "Центр планирования семьи" - 14;
- ООО "ДНК Клиника" - 50;
- АО "Центр семейной медицины" г. Магнитогорск -150;
- АО "Центр семейной медицины" г. Челябинск -180;
- ООО "Медицинский центр "Лотос" - 145;
- ГБУЗ "Областной перинатальный центр" - 635;
- ООО "ЦАГ N 1" - 60;
- ООО "Эксперт" - 81;
- ООО "Экоклинина" - 220;
- ЗАО "Жемчужина" - 0;
- АОЗТ Центр реабилитации нарушений репродуктивной функции "парус" г. Екатеринбург - 0.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что изначально пациент, которому 06.04.2019 оказана медицинская помощь в ООО "ЦАГ N 1", прикреплен к медицинской организации ООО "Эксперт". Но в связи с прекращением действия лицензии у ООО "Эксперт" на медицинскую деятельность (приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 13.02.2019 N153/ул), ранее распределенный объем медицинской помощи указанной организации в количестве 81 случая ЭКО, перераспределен между другими медицинскими учреждениями, находящимися в списке. Так, ООО "ЦАГ N 1" выделен дополнительный объем медицинской помощи в количестве 33 случая ЭКО.
05.02.2019 пациенткой Ююукиной О.В. написано заявление в Министерство здравоохранения по Челябинской области с просьбой перенаправить на проведение процедуры ЭКО по ОМС из ООО "Эксперт" в ООО "ЦАГ N 1" (т. 3 л.д. 5).
Пациентка 14.02.2019 перенаправлена на проведение процедуры ЭКО по ОМС в ООО "ЦАГ N 1" (т. 3 л.д. 6).
Материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается факт оказания истцом застрахованному лицу в апреле 2019 года медицинских услуг по обязательному медицинскому страхованию в спорной сумме согласно листу ожидания (т.3 л.д. 92-98) с учетом перенаправления 14.02.2019 комиссией Министерства здравоохранения Челябинской области по отбору и направлению пациентов в медицинские организации для проведения лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий на проведение процедуры ЭКО по ОМС в ООО "ЦАГ N 1".
Доказательств включения истцом в счет на оплату медицинских услуг, не входящих в программу обязательного медицинского страхования и применения им ненадлежащих тарифов, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено.
Довод заявителя, а также ТФОМС в отзыве на апелляционную жалобу о том, что ООО "ЦАГ N 1" не соблюдены требования к информационному взаимодействию в сфере обязательного медицинского страхования, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно выписке из протокола комиссии Министерства здравоохранения Челябинской области по отбору и направлению пациентов в медицинские организации для проведения лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий пациентки перенаправлены на проведение процедуры ЭКО по ОМС в ООО "ЦАГ N 1" Приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 23.11.2015 N 1726 утверждено Положение о Комиссии Министерства здравоохранения Челябинской области по отбору и направлению пациентов в медицинские организации для проведения лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий. Пунктом 4.9 указанного положения предусмотрено, что направление пациентов, проживающих на территории Челябинской области, для проведения лечения с использованием ВРТ за счет средств ОМС осуществляется в соответствии с листами ожидания, которые формируются Комиссией. Электронная версия листа ожидания с указанием очередности и шифра пациента без персональных данных размещается на официальном сайте Министерства здравоохранения Челябинской области (eko.miac74.ru) с целью беспрепятственного контроля за движением очереди. В соответствии с пунктом 4.10 указанного положения при обращении пациентов в медицинскую организацию и включении в протокол лечения медицинская организация направляет Сведения от медицинской организации, выполнившей процедуру ЭКО, по направлению для проведения процедуры ЭКО за счет средств ОМС в Комиссию согласно приложению 2 к настоящему приказу, на основании которых пациент исключается из листа ожидания с указанием в электронной версии листа ожидания информации о факте направления на лечение. В пункте 4.11 указано, что Комиссией ведется учет выданных направлений и полученных сведений от медицинской организации, оказавшей процедуру ЭКО, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Челябинской области на 2020 год проведено контрольное мероприятие "Оценка эффективности использования средств обязательного медицинского страхования, выделенных на проведение экстракорпорального оплодотворения с 2017 по 2019 годы, по результатам которой Контрольно-счетной палатой Челябинской области выдано предписание N 4-20/35 от 20.03.2020 (т.3, л.д. 321), которым установлены нарушения законодательства. Так, в нарушение пункта 10.1 приказа Министерства здравоохранения Челябинской области от 18.11.2019 N 1152 (далее-Приказ) на момент проверки на сайте ведомства регистр пациентов отсутствует, в результате чего не обеспечен беспрепятственный контроль пациентами за движением очереди. Электронная версия регистра пациентов с бесплодием, нуждающихся в проведении лечения с использованием вспомогательных репродуктивных технологий в рамках обязательного медицинского страхования с указанием шифра пациента без персональных данных не размещена на официальном сайте Министерства. Установленные Приказом сроки проведения в течение 6 месяцев программы проведения экстракорпорального оплодотворения врачами-специалистами медицинской организации, после согласования электронного направления Комиссией, вступают в противоречие с Программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610, в которой сроки ожидания специализированной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию. В соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 25.01.2011 N 29н г. Москва "Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования" сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантий их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных. В этом случае юридическая сила представленных документов подтверждается электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 3 августа 2007 г. N 164 г. Москва "Об утверждении порядка формирования и предоставления реестров счетов по оплате оказанной медицинской помощи", утвержден порядок формирования и предоставления реестров счетов по оплате оказанной медицинской помощи.
Частью 5 статьи 44 Федеральный закон N 326-ФЗ предусмотрено, что сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи могут предоставляться в виде документов, как в письменной форме, так и в электронной форме при наличии гарантии их достоверности (подлинности), защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Положения пункта 5 Порядка ведения персонифицированного учета в сфере ОМС (приказ Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 N 29н) устанавливают порядок предоставления сведений о застрахованном лице и об оказанной ему помощи как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме.
Аналогичный порядок предоставления сведений о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи предусмотрены положениями подпункта 5.2.2 п. 5.2 Регламента информационного взаимодействия при ведении персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования", в соответствии с которым в случае отсутствия возможности обеспечения юридически значимого документооборота, передаваемые документы должны подтверждаться на бумажных носителях.
При этом положения Федерального закона N 326-ФЗ не предусматривают в качестве последствий нарушения порядка взаимодействия медицинской организации с территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией при ведении персонифицированного учета отказа в оплате оказанных в рамках ОМС медицинских услуг.
Письмом N 10 от 21.06.2019 истец предоставил ответчику счета на оплату с приложением реестра оказания медицинской помощи, с отражением в реестре персонифицированных данных, необходимые для оплаты (т. 1 л.д. 30-32), а именно: отражены сведения в отношении Ююукиной Ольги Валентиновны (полиса N7456910876000641, дата рождения 23.03.1980, номер шифра 55766).
Довод заявителя о том, что Юкина Ольга Валентиновна не является лицом, застрахованным ООО "СК "Ингосстрах-М", не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку, как следует из материалов дела и пояснений истца в отзыве на апелляционную жалобу, ООО "ЦАГ N 1" в тексте искового заявления была допущена техническая ошибка в Фамилии пациентки, которой оказана медицинская помощь. Так, вместе Ююкиной указано Юкина. Вместе с тем, из анализа представленных в материалы дела доказательств, в частности заявления, листа ожидания, счета, реестра, следует, что услуга истцом оказана Ююукиной О.В.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств спора не свидетельствует об ошибочности выводов суда. Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2020 по делу N А76-36969/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-36969/2019
Истец: ООО "Центр акушерства и гинекологии N1"
Ответчик: ООО "СК "Ингосстрах-М"
Третье лицо: Министерство Здравоохранения Челябинской области, ООО "ЭКСПЕРТ", ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ