г. Самара |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А55-16976/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Закрытого акционерного общества "Самарский завод "Нефтемаш" - представителя Бессоновой Г.В. (доверенность от 27.08.2020),
от Товарищества собственников жилья "Маяк 20" - представителя Минетдиновой Г.Ф. (доверенность от 26.05.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Самарский завод "Нефтемаш"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2020 года по делу N А55-16976/2020 (судья Балькина Л.С.),
по иску, заявлению Товарищества собственников жилья "Маяк 20"
к Закрытому акционерному обществу "Самарский завод "Нефтемаш"
о взыскании 1 414 852 руб. 83 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Маяк 20" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Закрытому акционерному обществу "Самарский завод "Нефтемаш" (далее - ответчик) о взыскании 1 414 852 руб. 83 коп., в том числе неосновательного обогащения за период с сентября 2017 года по декабрь 2019 года в размере 1 283 451 руб. 97 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами 131 400 руб. 86 коп. за период с 08.11.2017 по 03.06.2020.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2020 года исковые требования удовлетворены частично, с Закрытого акционерного общества "Самарский завод "Нефтемаш" в пользу Товарищества собственников жилья "Маяк 20" взыскано 1 292 043 руб. 38 коп., в том числе: 1 283 451 руб. 97 коп. неосновательного обогащения, 8 591 руб. 41 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 24 792 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части в иске отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2020 года по делу N А55-16976/2020 и принять по делу по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В материалы дела поступили возражения на истца апелляционную жалобу, в которых ТСЖ "Маяк 20" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2020 года по делу N А55-16976/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в возражениях, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 15 час 15 мин 10 февраля 2021 года.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что 17.01.2008 ТСЖ "МАЯК 20" было создано для управления многоквартирным домом, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 20.
01.09.2017 между ТСЖ "МАЯК 20" и ЗАО "СЗ Нефтемаш" заключен договор на теплоснабжение N 06/09 ТЭ.
Как указывает истец, ЗАО "СЗ Нефтемаш" - энергоснабжающая организация, осуществляющая подачу через присоединенную сеть тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение, а также горячую воду на горячее водоснабжение", ТСЖ "МАЯК 20" - абонент. Оплата полученной абонентом горячей воды осуществляется по двухкомпанентному тарифу, состоящего из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Согласно п. 4.1 договора учёт количества подаваемой тепловой энергии, теплоносителя и воды на ГВС производится на основании приборов коммерческого учёта.
В п. 4.3 договора стоимость компонента (объема) на тепловую энергию определена в рублях за Гкаллорию по тарифам, утвержденным приказами N 266 и 265 от 24.08.2017 Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области.
Однако, истец считает, что указанный порядок определения объема тепловой энергии, предоставленной абоненту в целях горячего водоснабжения, противоречит действующему законодательству.
Как указывает истец, в случае, когда подача абоненту через присоединенную/сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (п.п. 10 п. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию -исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами -пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения N 2 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле: Pi =Vi *TXB+Q*TT/3.
Vi - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении.
Тхв - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Содержащаяся в формуле величина Q - это объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение Vi и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, исцользуемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Тт/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Указанный порядок соответствует пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг.
Поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, величины Qi (помещения) и Qi (одн) служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
В связи с этим полученный Абонентом объем тепловой энергии в целях горячего водоснабжения должен определяться по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды, а не по приборам учета, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирных домов.
Указанный правовой подход содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601. Данная позиция также изложена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 17558-00/04 от 19.05.2017.
13.04.2020 ТСЖ "МАЯК 20" обратилось с заявлениями (претензиями) к ответчику ЗАО "СЗ Нефтемаш" о возврате (или зачете в счет исполнения будущих платежей будущих периодов по указанному договору) излишне оплаченных сумм за горячую воду (компонент тепловая энергия) за период с сентября 2017 года по декабрь 2020 года. Данное требование ЗАО "СЗ Нефтемаш" не исполнено, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
По доводам ответчика о том, что истец ТСЖ "МАЯК 20" имеет закрытую систему теплоснабжения, соответственно, порядок оплаты компонента за тепловую энергию должен производиться по счетчику, а не по нормативу суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии с п. 88 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 (ред. от 04.07.2019) "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с абз.1 п.п. 1 договора 06/09 ТЭ от 01.09.2017 ЗАО "СЗ Нефтемаш" через присоединенную сеть подает ТСЖ "МАЯК 20" тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в закрытой системе теплоснабжения.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомнонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения N 2 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле: Pi =Vi *TXB+Q*TT/3,
где объём (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение Vi (объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении) и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Данное правило определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг, оно принято Правительством Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав потребителей от завышения платы граждан за горячую воду, в том числе в целях обеспечения соблюдения предельных индексов роста платы за коммунальные услуги, установленные Правительством Российской Федерации по субъектам Российской Федерации во исполнение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку правило определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению обязаны применять все исполнители коммунальных услуг, в том числе и ресурсоснабжающие организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использованием открытых, закрытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также при нецентрализованной системе горячего водоснабжения, то, соответственно, порядок определения ресурсоснабжающими организациями стоимости горячей воды при централизованной системе её подачи в многоквартирные дома с непосредственным способом управления многоквартирным домом собственниками помещений не может отличаться от порядка определения стоимости горячей воды в тех же условиях при способе управления многоквартирным домом управляющими организациями, товариществами кооперативами, кроме случая ограничения объемов горячей воды, потребляемой на общедомовые нужды, установленного пунктом 44 Правил N 354.
Указанные разъяснения содержатся в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 мая 2017 г. N 17558-00/04.
Таким образом, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) не влияет на правило определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, и оно (данное правило) обязательно в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, который (двухкомпонентный тариф - компонент холодная вода, компонент тепловая энергия) и применяется в расчетах между сторонами.
В отзыве на иск ответчик ссылается на то, что истец не приводит доводов и доказательств о расчете с гражданами - потребителями в спорный период согласно нормативу, в связи с чем у истца возник дисбаланс в объёмах, выставленных собственникам в МКД по нормативу и выставленным объемом потребления согласно данным, установленным в МКД прибора коммерческого учета от РСО в адрес истца. Не представлено иных доказательств наличия оснований для применения расчетного способа определения объема поставленного ресурса, предусмотренных в п. 4.1. договора.
В соответствии со ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано обеспечивать выполнение требований ЖК РФ, положений других федеральных законов, иных нормативно -правовых актов; выполнять обязательства по договору; представлять интересы собственников помещений в МКД, связанные с управлением общим имуществом в данном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Так, ТСЖ "МАЯК-20" создано для управления МКД по адресу: г. Самара, ул. Белорусская, д. 20, и в отношениях с ЗАО "СЗ Нефтемаш" по договору теплоснабжения N 06/09 ТЭ от 01.09.2017 выполняет "посредническую" функцию между РСО и собственниками - конечными потребителями коммунальной услуги, чем воспользовался ЗАО "СЗ Нефтемаш", заключив договор теплоснабжения с условием об учете и оплате подаваемой тепловой энергии на основании данных приборов коммерческого учета. Тогда как при заключении прямых договоров с собственниками в иных МКД ЗАО "СЗ Нефтемаш" выставляет к оплате за горячую воду (компонент тепловая энергия) по нормативу, а не исходя из данных приборов коммерческого учета (в других домах по ул. Белорусская г. Самара, где заключены такие договоры).
АО "СЗ Нефтемаш" ссылается на то, что истцом не представлено доказательств несения обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями, собственниками (арендаторами) нежилых помещений коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество ТСЖ.
Данные доводы ответчика обоснованно отклонены судом, поскольку противоречат материалам дела. Истцом представлены копии документов: счета-фактуры, платежные поручения, акты сверки взаимных расчетов между сторонами, подтверждающими оплату ТСЖ "МАЯК-20" услуг теплоснабжения и ГВС по выставленным счетам, а именно: акт сверки взаимных расчетов за период с 30.09.2017 по 23.01.2020, счет - фактура N 1836 УПД от 30.09.2017, акт сдачи - приемки услуг за сентябрь 2017, платежное поручение N 243 от 16.10.2017, платежное поручение N 279 от 08.11.2017, счет - фактура N 2078 УПД от 31.10.2017, акт сдачи - приемки услуг за октябрь 2017 года, платежное поручение N 294 от 16.11.2017, платежное поручение N 297 от 22.11.2017, платежное поручение N312 от 06.12.2017, счет - фактура N2327 УПД от 30.11.2017, акт сдачи - приемки услуг за ноябрь 2017 года, платежное поручение N322 от 14.12.2017, платежное поручение N323 от 19.12.2017, платежное поручение N340 от 28.12.2017, платежное поручение N3 от 10.01.2017, платежное поручение N6 от 11.01.2018, счет - фактура N2595 УВД от 31.12.2018, акт сдачи - приемки услуг за декабрь 2017 года, платежное поручение N14 от 18.01.2018, платежное поручение N19 от 23.01.2018, платежное поручение N45 от 05.02.2018, платежное поручение N48 от 08.02.2018, платежное поручение N55 от 15.02.2018, счет - фактура N 151 УПД от 31.01.2018, акт сдачи - приемки услуг за январь 2018 года, платежное поручение N58 от 22.02.2018, платежное поручение N70 от 28.02.2018, платежное поручение N73 от 05.03.2018, платежное поручение N80 от 14.03.2018, счет - фактура N375, УПД от 28.02.2018, акт сдачи - приемки услуг за февраль 2018, платежное поручение N87 от 16.03.2018, платежное поручение N111 от 30.03.2018, платежное поручение N112 от 04.04.2018, платежное поручение N120 от 09.04.2018, платежное поручение N125 от 17.04.2018, счет - фактура N653 УПД от 31.03.2018, акт сдачи - приемки услуг за март 2018 года, платежное поручение N151 от 03.05.2018, платежное поручение N159 от 10.05.2018, платежное поручение N176 от 21.05.2018,\ платежное поручение N178 от 24.05.2018, платежное поручение N179 от 29.05.2018, счет - фактура N942 УПД от 30.04.2018, акт сдачи - приемки услуг за апрель 2018 года, платежное поручение N215 от 18.06.2018, платежное поручение N235 от 28.06.2018, платежное поручение N236 от 03.07.2018, платежное поручение N259 от 12.07.2018, счет - фактура N1177 УПД от 31.05.2018, акт сдачи - приемки услуг за май 2018 года, платежное поручение N275 от 01.08.2018, платежное поручение N284 от 09.08.2018, счет - фактура N1434 УПД от 30.06.2018, акт сдачи - приемки услуг за июнь 2018 года, платежное поручение N298 от 14,08.2018, платежное поручение N297 от 14.08.2018, платежное поручение N299 от 15.08.2018, платежное поручение N300 от 16.08.2018, счет - фактура N1649 УПД от 31.07.2018, акт сдачи - приемки услуг за июль 2018 года, платежное поручение N344 от 13.09.2018, платежное поручение N348 от 20.09.2018, счет - фактура N1884 УПД от 30.08.2018, акт сдачи - приемки услуг за август 2018 года, платежное поручение N386 от 15.10.2018, счет - фактура N2098 УПД от 30.09.2018, акт сдачи - приемки услуг за сентябрь 2018 года, платежное поручение N414 от 09.11.2018, счет - фактура N2335 УПД от 31.10.2018, акт сдачи - приемки услуг за октябрь 2018 года, платежное поручение N434 от 22.11.2018.
Кроме того, следует учитывать, что собственники помещений МКД по ул. Белорусская, д. 20 г. Самара не заключали прямые договоры с ЗАО "СЗ Нефтемаш" о теплоснабжении.
Ответчик данное обстоятельство не оспаривает.
Таким образом, отличный от законодательно установленного подхода к определению объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (по Гкал. а не по нормативу) приводит к необоснованному увеличению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению и, как следствие, к безосновательной оплате абонентом неправомерно рассчитанного энергоснабжающей организацией количества (объема) этой тепловой энергии.
В силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирных домов.
Это подход соответствует текущему правоприменению, подтвержденному судебными актами по делам А82-635/2017,от 27.11.2017, А55-7750/2018 от 10.07.2018, А55-26035/2017 от 14.06.2018, определением Верховного суда РФ 305-ЭС18-17974 от 13.11.2018.
Как указывает истец, ЗАО "СЗ Нефтемаш", вопреки правовым нормам, определил объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в Гкал, а не по нормативу.
ТСЖ "Маяк 20" за период с сентября 2017 года по декабрь 2019 года оплатило предъявленные ЗАО СЗ "Нефтемаш" суммы по выставленным счетам-фактурам в размере 12 789 664, 78 руб., из которых оплата за ГВС компонент тепловая энергия и компонент холодная вода составила 4 739 586 руб. в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями и актами сверками взаимных расчетов.
Однако ТСЖ "Маяк 20", в соответствии с вышеприведенным правовым подходом произвело перерасчет объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по нормативам за указанный расчетный период, и по расчетам ТСЖ "Маяк 20" стоимость объема за этот период должна была составить 3 456 134 руб.
Итак, в соответствии с пунктом 26 названного Приложения N 2 размер платы за ГВС (тепловая энергия) должен быть рассчитан следующим образом = Объем холодной воды (м3) * Утвержденный норматив расхода тепловой энергии (Гкал) * Тариф (руб.)
Таким образом, разница между фактически оплаченной стоимостью поставленной энергии, и расчетной величиной (ГВС = тепловая энергия + холодная вода), полученной ТСЖ "МАЯК 20", составила 1 283 451 рублей = 4 739 586 руб. - 3 456 134 руб.
- за период с сентября 2017 г. по декабрь 2017 г. - 204 852, 54 руб.;
- за период с января 2018 г. по декабрь 2018 у г. - 519581,31 руб.;
- за период с января 2019 г. по декабрь 2019 т. - 559 018,12 руб.;
Итого: 204852,54 руб. + 519581,31 руб. + 559018,12= 1283451 руб.
Разница между фактически оплаченной стоимостью; поставленной энергии, и расчетной величиной, полученной ТСЖ "МАЯК 20", составила 1 283 451, 97 руб.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Данные правила, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
На основании указанных норм права и установленных обстоятельств дела требование истца о взыскании с ответчика 1 283 451 руб. 97 коп. неосновательного обогащения является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Кроме того, истцом в соответствии со ст. 395 ГК РФ начислены и предъявлены к взысканию с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 08.11.2017 по 03.06.2020 в размере 131 400,86 руб.
Согласно ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (ч.2 ст. 1107 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Согласно, статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной Даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 ГК РФ). Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (пункт 1 статьи 194 ГК РФ).
Претензия о перерасчете получена ответчиком 13.04.2020, с учетом разумного срока на ответ проценты на сумму неосновательного обогащения подлежат начислению с 21.04.2020.
Таким образом, с ответчика в пользу истца правомерно взысканы проценты за пользование чужим денежными средствами за период с 21.04.2020 по 03.06.2020 в размере 8 591 руб. 41 коп. В остальной части в удовлетворении требования отказано.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в части.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе ответчика не содержится.
Доводы жалобы воспроизводят позицию ответчика, занятую в суде первой инстанции и, по сути, выражают несогласие с порядком определения истцом объема потребления и размером сумм, подлежащих оплате в спорный период за поставленные ресурсы. Между тем, доводы ответчика подробно рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А55-9281/2020.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - ответчика по делу.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2020 года по делу N А55-16976/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16976/2020
Истец: ТСЖ "Маяк 20"
Ответчик: ЗАО "Самарский завод "Нефтемаш"