Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф04-1834/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А27-1782/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2021 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.,
судей: Аюшева Д.Н.,
Колупаевой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Терещенко Е.А., после перерыва секретарем судебного заседания Шаркези А.А., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домашний Уют+" (07АП-12413/2020) на решение от 19 ноября 2020 г. Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1782/2020 (судья Шикин Г.М.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тепловая компания "Актив" (город Киселевск, Кемеровская область - Кузбасс, ОГРН 1174205007613, ИНН 4223117521)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домашний Уют+" (город Киселевск, Кемеровская область - Кузбасс, ОГРН 1144223002659, ИНН 4223022654)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился;
от ответчика - не явился;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тепловая компания "Актив" (истец, ООО ТК "Актив") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домашний Уют+" (ответчик, ООО УК "Домашний Уют+") о взыскании 12 499 руб. 19 коп. долга, 2 459 руб. 69 коп. неустойки.
Решением от 19 ноября 2020 г. Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает расчет исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по дням. Принятый за верный расчет истца противоречит действующему законодательству. применяемый истцом арифметический метод не предусмотрен нормами права и приводит к изменению нормативов.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражает против доводов апеллянта, указывает на их необоснованность, полагает, что решение суда принято в соответствии с действующим законодательством, выводы суда соответствуют материалам дела.
Письменный отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен в материалы дела.
В судебном заседании 19.01.2021 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв.
Как и до перерыва, после продолжения судебного заседания 25.01.2021, стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО ТК "Актив" осуществляет производство, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, также осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности котельных, тепловых сетей для удовлетворения общественных потребностей в обеспечении теплоснабжением и горячей водой жителей районов города и прочих потребителей.
01.01.2018 между ООО "ТК "Актив" (теплоснабжающая организация, ТСО) и ООО "УК "Домашний уют+" (Исполнитель коммунальных услуг) был заключен договор теплоснабжения в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) коммунальных услуг N 30 (далее - договор теплоснабжения).
Согласно условиям договора теплоснабжения ТСО приняло на себя обязательство осуществлять подачу (продажу) тепловой энергии в горячей воде для нужд отопления и горячего водоснабжения через присоединенную сеть на условиях, предусмотренных договором и действующим законодательством, а Исполнитель обязался соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии, рационально использовать и своевременно оплачивать принятую тепловую энергию (на отопление и горячее водоснабжение) в сроки и на условиях предусмотренных Договором теплоснабжения N 30 от 01.01.2018 г.
Срок действия договорных отношений определен в пункте 13.1. договора теплоснабжения, согласно которому настоящий договор вступает в силу с 01.01.2018 и действует до 31.12.2018, а в части расчетов - до полного исполнения Сторонами своих обязательств, с условием автоматического продления (пункты 13.1., 13.2. договора).
По условиям пункта 7.6. договора теплоснабжения полученная и потребленная тепловая энергия Ответчиком подлежит оплате в срок до 30 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счета-фактуры и акта выполненных работ, с учетом требований к периодичности перечисления денежных средств, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Согласно пункту 7.1. договора цена договора определяется, исходя из тарифов на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с действующим законодательством РФ, и объема потребленной тепловой энергии.
Тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО "ТК "Актив" на потребительском рынке в 2018 году, утверждены постановлениями Региональной энергетической комиссией Кемеровской области от 01.02.2018 N N 18, 19, 20.
В обоснование факта потребления абонентом тепловой энергии в период с 16 по 27 мая 2018 года истец представил акт об оказании услуг по отоплению за май 2018 года от 01.04.2019 N 363 и счет-фактуру от 01.04.2019 N 363 на сумму 12 499 руб. 19 коп.
Распоряжением Администрации Киселевского городского округа от 14.05.2018 N 171-р "О продлении отопительного сезона 2017-2018 гг." в связи с неблагоприятными погодными условиями и низкими температурами наружного воздуха (среднесуточная температура ниже 8 градусов Цельсия) отопительный сезон 2017-2018 гг. был продлен до 20.05.2018 включительно.
Распоряжением Администрации Киселевского городского округа от 21.05.2018 N 182-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Киселевского городского округа от 14.05.2018 N 171-р "О продлении отопительного сезона 2017-2018 гг." отопительный сезон 2017-2018 гг. продлен до 23.05.2018 включительно.
Распоряжением Администрации Киселевского городского округа от 24.05.2018 N 192-р "О внесении изменений в распоряжение администрации Киселевского городского округа от 14.05.2018 N 171-р "О продлении отопительного сезона 2017-2018 гг." отопительный сезон 2017-2018 гг. продлен до 27.05.2018 включительно.
Распоряжением от 25.05.2018 N 193-р "Об окончании отопительного сезона 2017-2018 гг." Администрация Киселевского городского округа в связи со сложившейся ситуацией по среднесуточной температуре наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия, постановила отопительный сезон 2017-2018 гг. считать завершенным 27.05.2018 в 24.00.
Распоряжения Администрации Киселевского городского округа о продлении отопительного периода 2017-2018 гг. приняты в рамках требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354).
В связи с продлением отопительного периода 2017-2018 гг. до 27.05.2018 включительно ООО ТК "Актив" ответчику предъявлена к оплате сумма в размере 12 499 руб. 19 коп. за период с 16 по 27 мая 2018 года.
Акт об оказании услуг по отоплению за май 2018 года от 01.04.2019 N 363 и счет-фактура от 01.04.2019 N 363 в адрес ответчика были направлены письмом от 09.04.2019 N 226.
Неоплата потребленной тепловой энергии ответчиком явилась основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из их обоснованности и документальной подверженности, указав, что оплате подлежит объём тепловой энергии с учетом последующей корректировки, потребленной сверх установленного норматива (242 дня), то есть фактически потребленный (за 254 дня) потребителями, проживающими в МКД.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, исходит из следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьей 548 указанного Кодекса предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки тепловой энергии ответчику в спорный период (с 16.05.2018 по 27.05.2018) подтверждается приложенными к исковому заявлению актом об оказании услуг по отоплению от 01.04.2019 N 363 за период с 16.05.2018 по 27.05.2018 на сумму 12 499 руб. 19 коп. и счетом-фактурой от 01.04.2019 N 363, распоряжениями Администрации Киселевского городского округа; однако период с 16.05.2018 по 27.05.2018 ответчиком не оплачен, сведения об оплате за указанный период не представлены.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Особые условия оплаты энергии должны быть предусмотрены в правилах, принятых в соответствии с пунктом 3 статьи 539 ГК РФ, а также могут согласовываться в договоре.
Исходя из положений части 1 статьи 153, части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включая плату за тепловую энергию.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Пунктом 42(1) Правил N 354 предусмотрено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В МКД, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3), и 2(4) приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Действующее законодательство не предусматривает возможность перерасчета размера норматива, утвержденного в установленном законом порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации, самостоятельно исполнителем коммунальных услуг в случае продления отопительного сезона. При этом, в случае полной оплаты управляющей организацией годового нормативного объема потребленной тепловой энергии, начисление ей платы за тепловую энергию сверх рассчитанного нормативного годового объема недопустимо.
В соответствии с пунктом 1 постановления коллегии администрации Кемеровской области от 11.01.2017 N 9 на территориях муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Приказом департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 23.12.2014 N 121 (Приказ N 121) утвержден норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для граждан, проживающих в многоквартирных или жилых домах (при отсутствии прибора учета) на территории Киселевского городского округа.
Пунктом 18 приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (Правила N 306), определена формула расчета указанного норматива, который представляет собой отношение количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период МКД, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии (жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета тепловой энергии, к произведению общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД (общей площади жилых домов) и периода, равного продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням (письмо Минстроя России от 23.11.2015 N 38988-ОГ/04).
При рассмотрении спора суд первой инстанции фактически исходил из того, что находящиеся в управлении ответчика спорные МКД, по которым заявлено исковое требование, не оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, в связи с чем начисление платы за коммунальную услугу по поставке тепловой энергии собственникам помещений в указанных домах в течение 2018 года осуществлялось исходя из норматива потребления, утвержденного Приказом N 121.
При проверке составляющих норматива потребления коммунальной услуги, судом апелляционной инстанций установлено, что методологически указанный норматив установлен верно.
Однако, суд первой инстанции пришел к выводу, что для расчета продолжительность отопительного периода была принята равная 242 суткам, в то время как фактическая продолжительность отопительного периода составила 254 дня и при установлении норматива и утверждении норматива не учтена. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что плата за отпущенный ресурс сверх указанного норматива подлежит взысканию с ответчика.
Между тем положениями ЖК РФ, Правил N 354 не предусмотрена возможность корректировки (доначисления) платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, при увеличении фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги, в том числе в случае продления отопительного сезона.
Указанное справедливо и в отношении управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг, поскольку последняя не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями.
Обратный подход (зависимость от фактического количества дней отопительного сезона) свидетельствовал бы о возможности и исполнителя коммунальных услуг (помимо ресурсоснабжающей организации) требовать перерасчета (уменьшения) платы за коммунальную услугу по отоплению в случае, если фактически отопительный сезон составил бы меньшее количество дней, чем среднее значение при установлении норматива потребления коммунальной услуги, поскольку длительность отопительного периода не является постоянной величиной и зависит от среднесуточной температуры наружного воздуха конкретной территории и распорядительных действий соответствующих органов местного самоуправления (пункт 5 Правил N 354, пункт 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В свою очередь, норматив на отопление представляет собой усредненное вычисленное количество тепловой энергии, необходимое для обогрева одного квадратного метра жилья в течение месяца, полномочием на установление которого наделены соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 306).
Между тем размер платы за коммунальную услугу по отоплению должен определяться исходя из установленного норматива применительно к количеству месяцев (в том числе неполных) отопительного периода и не зависит от фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням (определение Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 307-ЭС19-21338).
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, продление отопительного периода само по себе не наделяет его правом без учета требований жилищного законодательства производить расчет задолженности за отпущенный коммунальный ресурс исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням, а не исходя из установленного норматива.
Поскольку тепловой компанией в нарушение порядка начисления платы за коммунальную услугу по отоплению предъявлено требование к управляющей компании об оплате дополнительного объема ресурса в связи с продлением отопительного периода (за пределами утвержденного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявленное истцом требование не подлежало удовлетворению.
Данный подход соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении от 19 января 2021 г. Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А27-15140/2019.
С учетом изложенного, решение от 19 ноября 2020 г. Арбитражного суда Кемеровской области по настоящему делу на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, в связи с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска.
Принимая во внимание, что по итогам рассмотрения апелляционной жалобы принимается судебный акт, которым иск отклонен в полном объеме, по правилам статьи 110 АПК РФ, расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на истца; расходы ответчика по оплате расходов по апелляционной жалобе подлежат взысканию с истца.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домашний Уют+" удовлетворить, решение от 19 ноября 2020 г. Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1782/2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тепловая компания "Актив" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Домашний Уют+" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1782/2020
Истец: ООО "Тепловая компания "Актив"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Домашний Уют+"