г. Саратов |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А57-6875/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Н.В. Савенковой, Т.Н. Телегиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.
при участии в судебном заседании: от Регионального оператора Саратовской области Филиал Акционерного общества "Управление отходами" - Молот Е.Г., по доверенности от 23.12.2020., иные лица, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Коммунальные системы Карабулака" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 декабря 2020 года по делу N А57-6875/2020,
по иску Акционерного общества "Коммунальные системы Карабулака" (ИНН 6404776174), Саратовская область, р.п.Базарный Карабулак
к Региональному оператору Саратовской области Филиал Акционерного общества "Управление отходами" (ИНН 7725727149), г.Саратов
о обязании Регионального оператора Саратовской области Филиал Акционерного общества "Управление отходами" заключить с АО "Коммунальные системы Карабулака" договор на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов N 53/2020 от 29.01.2020 г. на условиях истца,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Акционерное общество "Коммунальные системы Карабулака" (далее - АО "Коммунальные системы Карабулака", истец) с исковым заявлением, с учетом уточнений на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Региональному оператору Саратовской области Филиал Акционерного общества "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", ответчик) об обязании заключить договор на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов на условиях истца.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 декабря 2020 года по делу N А57-6875/2020 урегулированы разногласия, возникшие между АО "Коммунальные системы Карабулака" и АО "Управление отходами" в лице Регионального оператора Саратовской области при заключении договора N 53/2020 на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов.
Изложены пункты 3.1.6, 5.4, 5.6., 5.9, 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 7.16, 10.13, 10.14, 10.15, 10.16 договора N 53/2020 на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов в следующей редакции, а именно:
"Пункт 3.1.6. В течение 20 (двадцати) календарных дней с даты направления Региональным оператором рассмотреть иные, связанные с исполнением настоящего Договора, письменные претензии, жалобы, заявления Регионального оператора";
"Пункт 5.4. При изменении (установлении) в предусмотренном действующим законодательством порядке тариф подлежит применению с даты его вступления в силу. Стоимость услуги, предварительно оплаченная по прежним тарифам, изменению (перерасчету) не подлежит".
"Пункт 5.6. Оператор предоставляет Региональному оператору до 5 числа месяца, следующего за отчетным, Акт оказания услуг, составленный по форме в соответствии с Приложением N 4 к настоящему Договору; счет; счет-фактуру (в случае, если Исполнитель является плательщиком НДС в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации)".
"Пункт 5.9. Оплата Региональным оператором оказанных Оператором услуг производится за фактически оказанную за отчетный период услугу не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания в предусмотренном условиями настоящего договора порядке Акта оказания услуг".
"Пункт 7.5. За нарушение Оператором требований пунктов 3.3.2, 3.3.3 (недопуск мусоровоза на место приема (передачи) ТКО либо непроведение взвешивания мусоровоза с использованием средств измерения массы ТКО, либо отсутствие фиксации результата взвешивания в Журнале приема ТКО), 3.3.5, 3.3.7, 3.3.10 настоящего Договора, последний уплачивает Региональному оператору штраф в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей за каждое выявленное нарушение".
"Пункт 7.6. За нарушение Оператором требований пунктов 3.4., 3.3.6, 3.3.9, 3.3.13, 3.3.15, 3.3.16 настоящего Договора, последний уплачивает Региональному оператору штраф в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.
"Пункт 7.7. За нарушение Исполнителем требования пункта 3.3.8 настоящего Договора, последний уплачивает Региональному оператору штраф в следующих размерах:
- в случае не предоставления Региональному оператору постоянного прямого удаленного доступа к системе фото/видеофиксации мусоровозов либо постоянного прямого удаленного доступа к базе данных результатов измерения массы ТКО по истечении 1 (одной) недели с даты предоставления доступа, согласно пункту 3.3.8. - в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей;
- в случае не предоставления Региональному оператору постоянного прямого удаленного доступа к системе фото/видеофиксации мусоровозов либо постоянного прямого удаленного доступа к базе данных результатов измерения массы ТКО по истечении 2 (двух) недель с даты предоставления доступа, согласно пункту 3.3.8. - в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей;
- в случае не предоставления Региональному оператору постоянного прямого удаленного доступа к системе фото/видеофиксации мусоровозов либо постоянного прямого удаленного доступа к базе данных результатов измерения массы ТКО по истечении 3 (трех) недель с даты предоставления доступа, согласно пункту 3.3.8. - в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей;
- в случае не предоставления Региональному оператору постоянного прямого удаленного доступа к системе фото/видеофиксации мусоровозов либо постоянного прямого удаленного доступа к базе данных результатов измерения массы ТКО по истечении 4 (четырех) недель с даты предоставления доступа, согласно пункту 3.3.8., и далее за каждую последующую неделю непредоставления доступа - в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей".
"Пункт 7.8. В случае не устранения Исполнителем в разумный срок либо неоднократного (более трех раз) выявленных нарушений, указанных в пункте 6.5, 6.7, последний по письменному требованию уплачивает штраф в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей за каждое не устраненное нарушение".
"Пункт 7.9. Оператор возмещает Региональному оператору убытки, образовавшиеся вследствие нарушения Оператором обязательств по настоящему Договору, в размере, не покрытом суммой штрафа или неустойки, установленных за нарушение указанных обязательств.
"Пункт 7.16. Прекращение/исполнение обязательств по оплате неустойки, пени, штрафа, установленных настоящим договором осуществляется:
- в добровольном порядке, путем уплаты суммы неустойки, пени, штрафа в течение 14 дней с момента получения соответствующего требования (претензии).
- зачетом встречного однородного требования,
- в судебном порядке".
"Пункт 10.13. Оператор обязуется возместить Региональному оператору все убытки, причиненные Региональному оператору недостоверностью заверений и гарантий, указанных в настоящем договоре, и/или допущенных Оператором нарушений (в т.ч. налогового законодательства").
"Пункт 10.14. Помимо возмещения убытков, Оператор обязуется возместить Региональному оператору имущественные потери, возникшие в связи с предъявлением к Региональному оператору требований налоговых органов, в размере:
- сумм НДС, уплаченных Региональным оператором в бюджет и/или невозмещённых Региональному оператору из бюджета на основании решений (требований) налоговых органов о доначислении НДС и/или решений об отказе в применении налоговых вычетов, который был уплачен Исполнителю в составе цены Договора, либо решений об уплате этого НДС Региональным оператором в бюджет, решений (требований) об уплате пеней и штрафов на указанный размер доначисленного НДС;
- сумм, возмещенных Региональным оператором иным лицам, прямо или косвенно приобретшим результат работ по Договору у Регионального оператора, уплаченных ими в бюджет на основании соответствующих решений (требований) налоговых органов (о доначислении НДС, об уплате НДС в бюджет, об уплате пеней и штрафов на размер доначисленного НДС);
- сумм налога на прибыль и иных налогов и сборов, которые Региональный оператор должен уплатить в связи с недостоверностью заверений об обстоятельствах".
"Пункт 10.15. Исполнитель обязуется возместить Региональному оператору убытки и имущественные потери, указанные в пунктах 10.13 и 10.14 настоящего договора, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения от Регионального оператора соответствующего письменного требования".
"Пункт 10.16. Обязательства и ответственность Исполнителя по возмещению убытков и имущественных потерь, предусмотренные настоящим разделом Договора, применяются независимо от факта обжалования Региональным оператором в судебном порядке решений контролирующих органов, налоговых органов, судов судебной системы РФ".
Пункты 4.6., 6.9., 7.17 исключены из договора N 53/2020.
АО "Коммунальные системы Карабулака" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части урегулирования разногласий пунктов 5.9.,7.5.,7.6.,7.7.,7.8. и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании апелляционной жалобы истец ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное истолкование закона.
Ответчиком в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором Региональный оператор Саратовской области Филиал Акционерного общества "Управление отходами" возражает против доводов апелляционной жалобы, настаивает на законности и обоснованности решения суда первой инстанции, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика в судебном заседании поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" судам апелляционной инстанции указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
В силу изложенного Двенадцатый арбитражный апелляционный суд полагает необходимым в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверить законность и обоснованность обжалованного определения в пределах апелляционной жалобы.
Арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Заслушав представителя АО "Управление отходами", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и как установлено судом, истцу на основании договора безвозмездного пользования от 01.08.2011 г передан в пользование сроком на 20 лет объект размещения отходов (полигон) для захоронения, включенного в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) за номером 64-00098-3-00609-270715; местоположение - 412600, Российская Федерация, Базарно-Карабулакский район, 2 км юго-восточнее р.п. Базарный Карабулак.
Земельный участок с кадастровым номером 64:04:020204:9 с разрешенным видом использования для складирования и захоронения бытовых и промышленных отходов принадлежит Истцу на праве аренды, что подтверждается договором N 04 от 17.05.2016 за государственным регистрационным номером N 64-64/004-64/004/016/2016-266/2.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности Саратовской области от 20.06.2018, Территориальной схемой обращения с отходами, транспортирование ТКО, образовавшихся на территории Базарно-Карабулакского муниципального района, производится на вышеуказанный объект захоронения ТКО, принадлежащий Истцу.
29.01.2020 (исх. N 36) Истец направил Ответчику проект договора на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов N 53/2020 от 2-9.01.2020, подписанный со своей стороны. Проект договора получен Ответчиком 13.02.2020 за вх. N 4838/20.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статья 422 ГК РФ).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Как установлено судом, Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области и акционерное общество "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключили соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности 1, Зона деятельности 2 с начала 2020 г.).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года N 155, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 " (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
В соответствии с частями 1, 2, 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами). Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2, 4, 5 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Во исполнение требований вышеназванного федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем условия Типового договора не распространяются на деятельность операторов по захоронению ТКО, так как применимы только в отношениях Регионального оператора с собственниками ТКО.
Во исполнение обязанности заключить договор на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) Региональный оператор Саратовской области филиал АО "Управление отходами" направил в адрес АО "Коммунальные системы Карабулака" оферту договора. Истец, изучив данную оферту, направил в адрес ответчика письмо исх. N 14 от 16.01.2020, из содержания которого следует, что АО "Коммунальные системы Карабулака" согласно с договором в целом и сообщает о готовности заключить договор, при условии исключения пунктов 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, а также просит обосновать включение в раздел 10 договора пунктов 10.8, 10.9, 10.10, 10.11, 10.12, 10.13, 10.14, 10.15, 10.16.
Согласно ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.
В связи с тем, что заключение договора на оказание услуг по захоронению ТКО обязательный для обеих сторон, соответственно порядок его заключения предусмотрен ст. 445 ГК РФ, т.е. для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Согласно ч. 2. Ст. 445 ГК РФ случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
Основанием для обращения в Арбитражный суд с требованием о понуждении заключить договор у истца появилось бы при отклонении ответчиком протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения.
АО "Коммунальные системы Карабулака" в нарушение положений ст. 445 ГК РФ о заключении договора в обязательном порядке направило в адрес Регионального оператора Саратовской области Филиал АО "Управление отходами" свою оферту договора на оказание услуг по захоронению ТКО исх. N 36 от 29.01.2020, поступившую в адрес ответчика 13.02.2020 N 4838/20, т.е. пропустив срок для акцепта.
Согласно ч. 3 ст.438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Несмотря на отсутствие надлежащим образом оформленного договора, истец оказывает услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, направляет в адрес ответчика счета на оплату, а ответчик, в свою очередь, производит оплату этих услуг. Данный факт был подтвержден представителем истца в предварительном судебном заседании.
В связи с возникновением между АО "Коммунальные системы Карабулака" и Региональным оператором разногласий при заключении договора на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов N 53/2020, истец обратился в арбитражный суд с иском о разрешении преддоговорного спора - заявил о заключении спорного договора в части пунктов 3.1.6, 4.6., 5.4,5.6.,5.9, 6.9, 7.5,7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 7.16, 7.17, 10.13, 10.14, 10.15, 10.16 в редакции, предложенной истцом в заявлении об уточнении исковых требований.
Суд первой инстанции, проанализировав условия договора N 53/2020 пришел к выводу, что спорные пункты договора: 3.1.6, 5.4,5.6.,5.9, 7.5,7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 7.16, 10.13, 10.14, 10.15, 10.16, подлежат включению в договор N 53/2020 в редакции ответчика, изложенной в проекте договора, и в возражениях на заявление об уточнении исковых требований и в дополнениях к возражениям на заявление об уточнении исковых требований.
Что касается пунктов 4.6., 6.9, 7.17, то данные пункты подлежат исключению из договора, так как не соответствуют Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641".
Из апелляционной жалобы АО "Коммунальные системы Карабулака" следует, решение обжалуется в части урегулирования разногласий договора N 53/2020 на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов спорных пунктов 5.9, 7.5, 7.6, 7.7,7.8.
Как следует из материалов дела, в части разногласий по спорному пункту 5.9 договора, судом первой инстанции принята редакция, предложенная ответчиком, а именно: "Пункт 5.9. Оплата Региональным оператором оказанных Оператором услуг производится за фактически оказанную за отчетный период услугу не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания в предусмотренном условиями настоящего договора порядке Акта оказания услуг"
В качестве правового обоснования суд указал, что пунктом 38 Правил N 1156 определен срок оплаты Региональным оператор фактически оказанных в истекшем месяце услуг операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.
Суд пришел к выводу об изложении пункта 5.9. договора в редакции ответчика, с учетом времени, необходимого для подписания сторонами Акта оказания услуг.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии.
В свою очередь АО "Управление отходами" занимает доминирующее положение на территории Саратовской области на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами, т.е. является монополистом.
На основании пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, разрешая разногласия по спорным условиям соглашения, возникшие между хозяйствующими субъектами, занимающих доминирующее положение на рынке, суд должен учитывать интересы всех сторон.
Утверждая п. 5.9. договора N 53/2020 в редакции ответчика, а именно "Оплата Региональным оператором оказанных Оператором услуг производится за фактически оказанную за отчетный период услугу не позднее 30 (тридцати) дней с даты подписания в предусмотренном условиями настоящего договора порядке Акта оказания услуг", суд первой инстанции не учел, что из содержания данного условия, следует, что оплата оказанных услуг ставится в зависимость от поведения заказчика, а именно его воли на подписание актов. В случае уклонение заказчика от приемки оказанных услуг (подписания актов), факт их оплаты откладывается на неопределенный срок, что нарушает права исполнителя.
Так согласно пункта 38 Правил N 1156 определен срок оплаты Региональным оператор фактически оказанных в истекшем месяце услуг операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны.
Редакция, на которой настаивает истец, представлена следующими образом: "Оплата Региональным оператором оказанных Оператором услуг производится за фактически оказанную за отчетный период услугу до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны". Указанная редакция по смыслу соответствует редакции, изложенной в пункте 38 Правил и общим нормам Главы 39 ГК РФ.
Следовательно, выводы суда об изложении пункта 5.9. договора в редакции ответчика, с учетом времени, необходимого для подписания сторонами Акта оказания услуг, противоречит пункту 38 Правил N 1156.
При таких обстоятельствах, п.5.9 договора N 53/2020 подлежит утверждению в редакции истца, а именно: "Оплата Региональным оператором оказанных Оператором услуг производится за фактически оказанную за отчетный период услугу до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны".
Далее, пункты 7.5, 7.6, 7.7, 7.8 договора N 53/2020, в предложенной ответчиком редакции и принятые судом первой инстанции, предусматривают ответственность Оператора.
Утверждая пункты 7.5, 7.6, 7.7., 7.8 суд первой инстанции исходил из того, что согласно Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2020 N 306-ЭС20-2351 по делу N А65-11516/2019, в договоре нельзя установить условия о полном освобождении стороны от ответственности за умышленное нарушение обязательств. Такое условие не обосновывается принципом свободы договора. Это преимущество одной из сторон грубо нарушает баланс интересов, так как при наступлении событий, приведенных в вышеуказанных в спорных пунктах, Ответчик будет нести убытки, а ответственность истца будет отсутствовать.
Между тем судом не учтено следующее.
В силу положений статьи 330 ГК РФ, разъяснений, изложенных в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2000 N 56 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве", суд не вправе самостоятельно включать в договор условия, с которыми одна из сторон не согласна, в частности, об ответственности стороны договора, если содержание этого условия не предусмотрено законом или иным правовым актом.
В пункте 11 Информационного письма N 56 разъяснено, что в силу статей 329 и 330 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться, в частности, неустойкой (штрафом, пеней), предусмотренной законом или договором сторон. При этом арбитражный суд не вправе устанавливать договорную неустойку за нарушение обязательств, если одна из сторон возражает против ее установления. Арбитражный суд может вынести решение по существу спора, если обе стороны считают необходимым установить неустойку за нарушение обязательства по договору, но у них возникли разногласия по ее размеру.
Любая штрафная санкция (штраф, неустойка) как один из способов обеспечения исполнения обязательств может быть установлена только законом или договором (статьи 329, 330 и 332 ГК РФ), следовательно, в отсутствие соглашения сторон по мере ответственности за нарушение условий договора, если подобная мера ответственности не предусмотрена законом, исходя из положений гражданского законодательства, в том числе принципа свободы договора, арбитражный суд при урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, не вправе включать в договор не согласованное сторонами условие.
Иное толкование, исходя из которого в этом случае должно иметь место восполнение отсутствия названного соглашения положениями диспозитивной нормы, означает противоречащее принципу свободы договора (статья 421 ГК РФ) навязывание сделавшей такое заявление стороне условий, на которых бы она договор не заключила. (п.11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165).
Пунктом 36 Правил N 1156 условие об ответственности сторон отнесено к существенным условиям договора. В спорном договоре помимо ответственности в виде неустойки предусмотрена ответственность Оператора по возмещению убытков, в связи с чем договор содержит все существенные условия.
Учитывая вышеизложенное, поскольку истец не согласен с включением в договор условия п. 7.5, 7.6, 7.7., 7.8, следовательно, данные пункты подлежат исключению.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции в силу требований пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, как основанное на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Акционерного общества "Коммунальные системы Карабулака", расходы по оплате государственной пошлины за её рассмотрение суд относит на Регионального оператора Саратовской области Филиал Акционерного общества "Управление отходами" в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 декабря 2020 года по делу N А57-6875/2020 в обжалуемой части отменить.
Пункт 5.9. договора N 53/2020 на оказание услуг по захоронению твердых коммунальных отходов изложить в следующей редакции: "Оплата Региональным оператором оказанных Оператором услуг производится за фактически оказанную за отчетный период услугу до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такие услуги оказаны".
Пункты 7.5., 7.6., 7.7., 7.8. - исключить.
В остальной части решение Арбитражного суда Саратовской области оставить без изменения.
Взыскать с Регионального оператора Саратовской области Филиал Акционерного общества "Управление отходами" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232), г.Саратов в пользу Акционерного общества "Коммунальные системы Карабулака" (ИНН 6404776174), Саратовская область, р.п.Базарный Карабулак судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 6000 руб.
Взыскать с Регионального оператора Саратовской области Филиал Акционерного общества "Управление отходами" (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232), г.Саратов в пользу Акционерного общества "Коммунальные системы Карабулака" (ИНН 6404776174), Саратовская область, р.п.Базарный Карабулак судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6875/2020
Истец: АО "Коммунальные системы Карабулака"
Ответчик: АО Региональный оператор СО филиал "Управление отходами"