г. Тула |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А54-1167/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., рассмотрев апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.09.2020 по делу N А54-1167/2020 (судья Шишков Ю.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Родина" (Рязанская область, район Кораблинский, село Молвина Слобода, ОГРН 1056214006364, ИНН 6206002926) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1026201267223, ИНН 6231005198), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство финансов Рязанской области, о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий, выделяемых за счет средств областного бюджета на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления за ноябрь 2019 года, принятый в отношении общества с ограниченной ответственностью "Родина", выраженный в уведомлении от 22.11.2019 N ОПЛ 000066,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Родина" - Невская Н.И. (доверенность от 11.01.2021 N 1),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Родина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидий, выделяемых за счет средств областного бюджета на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления за ноябрь 2019, выраженного в уведомлении от 22.11.2019 N ОПЛ 000066.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено: Министерство финансов Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.09.2020 по делу N А54-1167/2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, министерство обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование заявленных требований апеллянт ссылается на то, что министерством представлены исчерпывающие доказательства отсутствия лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) лимитов бюджетных обязательств на период подачи заявления; из представленных документов обществом не представляется возможным определить, что приобретенный скот является племенным, так как к субсидированию принимается только приобретение племенного скота.
Общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, что общество 12.11.2019 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета на возмещение затрат на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления (т. 2 л. 13-14).
Обществу уведомлением от 22.11.2019 N ОПЛ000066 было отказано в предоставлении субсидии за ноябрь 2019 в связи с недостатком лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и (или) лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставлении субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12. 2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ)
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 264-ФЗ государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, среди прочего, путем развития племенного животноводства.
Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий.
Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывает на то, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий (пп. 1, 2 п. 3 ст. 78).
В целях эффективного использования средств на государственную поддержку агропромышленного комплекса Рязанской области и в соответствии с Законом Рязанской области "Об агропромышленном комплексе Рязанской области", принятым Постановлением Рязанской областной Думы от 27.11.1996 N 104, Правительством Рязанской области постановлением от 13.02.2013 N 28 утверждены Порядки предоставления субсидий на государственную поддержку в сфере агропромышленного комплекса Рязанской области (далее - Постановление от 13.02.2013 N 28)
Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления субсидий на поддержку племенного животноводства (Приложение N 12).
Общество 12.11.2019 обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета на возмещение затрат на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления.
Уведомлением от 22.11.2019 N ОПЛ000066 обществу было отказано в предоставлении субсидии за ноябрь 2019 в связи с недостатком лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и (или) лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставлении субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления; несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка предоставления субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления, утвержденного Постановлением от 13.02.2013 N 28.
Из материалов дела следует, что 17.07.2019 между ООО "Остроговицы" (продавец) и обществом (покупатель) был заключен договор купли-продажи племенных животных, согласно которого ООО "Остроговицы" продает, а общество приобретает нетелей в количестве - 29 голов, по цене 145 000 рублей за голову, на общую сумму 420 5000 рублей (т. 1 л. 95-97).
Согласно вышеуказанному договору 13.08.2019 общество оплатило в качестве аванса 500 000 рублей платежным поручением N 471 (т. 1 л. 99).
ООО "Остроговицы" считает, что по состоянию на 22.08.2019 у продавца имелась задолженность перед ООО "РОС АГРО" по договору купли-продажи от 20.09.2018 N 12/18, ООО "Остроговицы" направило распоряжение от 22.08.2019 N 270 а в адрес общества с просьбой перевести денежные средства в счет погашения задолженности перед ООО "РОС АГРО" (т. 1 л. 21).
При этом в силу ст. 313 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается возможность оплаты обязательств по сделке третьему лицу.
Условие об оплате на счет ООО "РОС АГРО" было закреплено в дополнительном соглашении N 1 к договору купли-продажи племенных животных от 22.08.2019 (т. 1 л. 22).
Общество 23.08.2019 в соответствии с платежным поручением от 23.08.2019 N 488 оплатило 2 000 000 рублей на счет ООО "РОС АГРО" (т. 1 л. 23).
Дополнительным соглашением N 2 к договору от 26.08.2019 стороны откорректировали количество поставляемых голов нетелей до 26, по цене 145 000 рублей за голову на общую сумму 3 770 000 рублей, порядок доставки животных, порядок оплаты и реквизиты сторон (т. 1 л. 28-29).
В день отгрузки нетелей 27.08.2019 общество в соответствии с платежным поручением от 27.08.2019 N 492 произвело окончательный расчет в размере 1 270 000 рублей на счет ООО "Остроговицы" (т. 1 л. 30).
Поставка осуществлена на основании товарной накладной от 27.08.2019 N 719 (т. 1 л.17), в которой имеется ссылка на договор от 17.07.2019.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом подтвержден факт поставки и оплаты нетелей в количестве 26 штук на общую сумму 3 770 000 рублей по договору купли-продажи племенных животных от 17.07.2019.
У ООО "Остроговицы" претензий по оплате к обществу не имеется.
Уведомлениями от 22.10.2019 N 17 и N 18 общество сообщило об изменении назначения платежа в платежных поручениях от 27.08.2019 N 492 и от 23.08.2019 (т. 1 л. 25).
Изменение назначения платежа было согласовано ООО "Остроговицы" и ООО "Рос Агро" письмами от 28.10.2019 (т. 1 л. 26-27).
В соответствии со статьями 862, 864 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 N 383-П, оплата платежными поручениями производится с указанием назначения платежа, которое определяется самим плательщиком. При этом действующее законодательство не запрещает изменение назначения платежа при его согласовании сторонами.
Соответствующими материалами министерство располагало при рассмотрении заявления общества.
С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что обществом при обращении за предоставлением субсидии был подтвержден факт оплаты и поставки нетелей в количестве 26 штук на общую сумму 3770000 рублей по договору купли-продажи племенных животных от 17.07.2019.
Довод апеллянта о том, что министерством представлены исчерпывающие доказательства отсутствия лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период и (или) лимитов бюджетных обязательств на период подачи заявления подлежит отклонению судом апелляционной инстанции на основании следующего.
В соответствии с абз. 17, 18 п. 8 Приложения N 2 "Порядка предоставления субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления", утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 13.02. 2013 N 28 "Об утверждении порядков предоставления субсидий на государственную поддержку в сфере агропромышленного комплекса Рязанской области" указывает, что в случае недостатка лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и (или) лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий на цели, министерство размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" соответствующее извещение для информирования Получателей.
На момент обращения общества за названной субсидией порядок не исключал возможности выделения дополнительных средств на предоставление субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления.
Также на момент предоставления обществом заявления о получении субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления, а именно 12.11.2019, как и 22.11.2019 (в день рассмотрения заявки) информация о недостатке или исчерпании лимитов бюджетных обязательств на сайте министерства отсутствовала.
В период с 23.11.2019 и до конца 2019 информации (извещения) об исчерпании лимитов Министерством на официальном сайте в сети "Интернет" не размещено.
Информация, размещенная на сайте министерства о наличии дополнительных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления по состоянию на 08.10.2019 (и отсутствие каких - либо извещений иного характера) фактически опровергает довод министерства о недостатке лимитов.
Апелляционная коллегия на основании уведомления о лимитах бюджетных обязательств областного бюджета на 2019 и плановый период 2020 и 2021 пришла к выводу о том, что сумма на субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления на 2019 составила - 234 707 137, 00 руб. (т. 4 л. 33).
Уведомлением об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от 08.10.2019 N 314 на вышеуказанные цели было дополнительно выделено 80 000 000, 00 руб. (т. 4, л. 15), а уведомлением об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от 14.11.2019 N 372 дополнительно предоставлено 7 998 502, 86 руб. (т. 4, л. 17).
Итого лимиты бюджетных ассигнований на данные субсидии по состоянию на дату принятия решения об отказе составили 331 705 639, 86 руб.
Как следует из представленных в суд апелляционной инстанции сведений о расходовании бюджетных средств по статье "Субсидии на поддержку племенного крупного рогатого скота молочного направления" на 22.11.2019 было израсходовано 322 705 639, 86 руб. (т.1 л.д. 64-72).
Соответственно, остаток лимитов средств составлял 331 705 639,86 руб. - 322 705 639,86 руб. = 9 000 000 руб.
Поскольку общество испрашивало в качестве субсидии 1 040 000 руб., то суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что на момент рассмотрения заявки министерство не имело недостатка в лимитах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на текущий финансовый год и плановый год на предоставлении субсидий на поддержку племенного крупного скота молочного направления.
Довод министерства о том, что из представленных документов обществом не представляется возможным определить, что приобретенный скот является племенным, так как к субсидированию принимается только приобретение племенного скота, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании того, что в числе документов представленных на получение названной субсидии представлено свидетельство о регистрации в государственном племенном регистре и племенные свидетельства на приобретенных нетелей (т. 1, л. 35-62, 103-150; т. 2 л. 1-4).
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержат.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 АПК РФ, исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.09.2020 по делу N А54-1167/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-1167/2020
Истец: ООО "Родина"
Ответчик: министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области
Третье лицо: Министерство финансов Рязанской области, ООО "Остроговицы"