9 октября 2020 г. |
А43-12071/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Специальное конструкторское бюро "Хроматэк" (424000, г. Йошкар-Ола, ул. Строителей, д.94;
ОГРН 1021200758930, ИНН 1215032212)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.07.2020
по делу N А43-12071/2020,
принятое по заявлению закрытого акционерного общества Специальное конструкторское бюро "Хроматэк" о признании незаконными решений Нижегородской таможни от 20.01.2020,
при участии в судебном заседании представителей:
Нижегородской таможни - Дубровиной М.В. по доверенности от 24.08.2020 N 076 сроком действия один год, Новицкой Е.А. по доверенности от 30.12.2019 сроком действия до 31.12.2020,
и установил:
закрытое акционерное общество Специальное конструкторское бюро "Хроматэк" (далее - ЗАО СКБ "Хроматэк", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решения Нижегородской таможни (далее - таможенный орган, Таможня) от 20.01.2020 N 10408000/200120/002-р/2020 и от 20.01.20202 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10408110/270117/0000121.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.07.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО СКБ "Хроматэк" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение дела, нарушение или неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество настаивает на том, что у таможенного органа отсутствовали основания для принятия оспариваемых решений, поскольку все действия по декларированию товаров выполнены в полном объеме в соответствии с требованиями ТК ЕАЭС и ФЗ "О таможенном регулировании". Кроме того, таможенным органом пропущен срок для принудительного взыскания по истечении времени.
Таможенный орган в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с позицией Общества, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
НА основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
В судебном заседании представители Нижегородской таможни поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Общество ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и отзыва на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Установлено по делу, что ЗАО СКБ "Хроматэк" и компанией "Muller Machines SA", Швейцария заключили контракт от 25.10.2016 N 16-2338 на поставку двух товаров: бывших в употреблении координатно-шлифовального станка HAUSER S3 DR, 1981 года выпуска, без ЧПУ, со сменными инструментами и инструментами для сборки и обслуживания станка и инструментального шкафа для хранения инструментов для обслуживания станка (страна происхождения Швейцария). Указанные товары ЗАО СКБ "Хроматэк" задекларировало в ДТ N 10408110/270117/0000121.
Таможенную стоимость товаров декларант определил и заявил по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в размере 4 802 286,49 руб., которую Марийский таможенный пост принял 27.01.2017.
В разделе "В" ДТС-1 декларант заявил к вычету из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, величину расходов на транспортировку ввезенных товаров по таможенной территории ЕАЭС от места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС в размере, эквивалентном 2200,00 швейцарских франков (131 487,62 руб.), из них: по товару N 1 - 2130,61 швейцарских франков (127 340,38 руб.), по товару N 2 - 69,39 швейцарских франков (4 147,24 руб.). Величина расходов на транспортировку по территории ЕАЭС выделена из цены, фактически уплаченной за товары, в контракте и инвойсе Продавца.
Для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости Общество представило следующие документы: ДТС-1; уставные документы ЗАО СКБ "Хроматэк"; внешнеторговый контракт купли-продажи N 16-2338 от 25.10.2016, согласно которому общая стоимость контракта составляет 82 550,00 CHF, включая стоимость тары, упаковки, маркировки и стоимость расходов по транспортировке до г. Йошкар-Ола, на условиях 100% предоплаты. Условия поставки DAP-Йошкар-Ола (перевозка автотранспортом оплачена до ЗАО СКБ "Хроматэк" г. Йошкар-Ола). Общая стоимость контракта в размере 82 550,00 CHF включает следующие составляющие: стоимость станка в размере 78 700,00 CHF, стоимость шкафа в размере 250,00 CHF, доставку по маршруту Брюгг (Швейцария) - Белорусская граница в размере 1 400,00 CHF, доставку по маршруту Белорусская граница - Йошкар-Ола в размере 2 200,00 CHF; коммерческий инвойс N VCO60477 от 12.12.2016 на сумму 82 550,00 CHF на условиях поставки DAP-Йошкар-Ола, включая: стоимость станка в размере 78700,00 CHF; стоимость шкафа в размере 250,00 CHF; доставку по маршруту Брюгг (Швейцария) - Белорусская граница в размере 1 400,00 CHF; доставку по маршруту Белорусская граница - Йошкар-Ола в размере 2 200,00 CHF; упаковочный лист N VCO60477 от 12.12.2016; письмо о комплектности поставки N 10 от 27.01.2017; Акт экспертизы ТПП Республики Марий-Эл N 087/008 от 2017-01-23, подтверждающий состояние товаров (бывшие в употреблении, по внешнему виду работоспособные); идентификационное заключение Центра Экспертиз и Консультаций N 1470-16/5047066278 от 16.11.2016, свидетельствующее о том, что для осуществления внешнеэкономической операции лицензии или иного разрешения в области экспортного контроля не требуется; Акт взвешивания N б/н от 26.01.2017; фото товаров; техническое описание товаров; заявление на перевод N 38 от 08.11.2016 на сумму 82 550,00 CHF; экспортная таможенная декларация Швейцарии N 16СНЕЕ00322602835.3 от 09.01.2017; международная товарно-транспортная накладная N 61841.6004 от 12.01.2019.
В период с 19.02.2019 по 20.01.2019 в целях исполнения поручения Приволжского таможенного управления отдел контроля таможенной стоимости Нижегородской таможни провел проверку таможенных, иных документов и сведений после выпуска товаров в соответствии со статьей 326 ТК ЕАЭС на предмет правильности определения структуры таможенной стоимости товаров.
В ходе проверки таможенный орган запросил и получил дополнительные документы и сведения от декларанта (ЗАО СКБ "Хроматэк") и перевозчика (ООО "ИНТЕРТРАНСАВТО").
27.03.2019 ЗАО СКБ "Хроматэк" письмом N 00617 представило следующие документы:
* контракт N 16-2338 от 25.10.2016 с переводом (содержание контракта соответствует формализованному документу, представленному при декларировании товаров);
* дополнительное соглашение к контракту с переводом (сроки поставки товаров увеличены с 60 до 100 дней);
* проформа-инвойс N VCO60477 от 12.12.2016 с переводом (содержание соответствует формализованному инвойсу, представленному при декларировании товаров);
-заявление на перевод N 38 от 08.11.2016 на сумму 82 550,00 CHF;
-упаковочный лист N VCO60477 от 12.12.2016 с переводом (содержание соответствует формализованному документу" представленному при декларировании товаров); -карточка счета 60 за период 01.11.2016 - 31.01.2017 (затраты на приобретение станка - 82 550,00 CHF);
-международная товарно-транспортная накладная 61841.6004 от 12.01.2019 с переводом (товары доставлены натранспортом средстве АК 8026-5 / А0139 В-5).
01.03.2019 перевозчик ООО "ИНТЕРТРАНСАВТО" письмом N 219 представил следующие документы:
-договор транспортной экспедиции N 88-1/27-10-14 от 27.10.2014, заключенный между ООО "ИНТЕРТРАНСАВТО" и SIA "Intertransavto". Предметом договора являются взаимоотношения сторон, связанные с выполнением или организацией выполнения транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов автомобильным транспортом. В рамках договора стороны действуют от своего имени и по поручению организаций, с которыми они имеют прямые договоры. На каждую отдельную загрузку оформляется транспортный заказ (заявка), являющийся неотъемлемой частью договора;
-транспортный заказ SIA "Intertransavto" от 12.12.2016 N 1713 к договору от 27.10.2014 (перевозчик - ООО "ИНТЕРТРАНСАВТО", фрахт 1 280,00 евро, что эквивалентно 1 371,18 СН по курсу на дату ДТ (27.01.2017));
* инвойс от 23.01.2017 N 17059/32757 на сумму 1 280,00 евро на оплату транспортного заказа N 1713-61841.6004-DHL от 12.12.2016 в отношении услуг по транспортировке груза в транспортном средстве АК8026-5/А0139В-5 по маршруту Брюгг (Швейцария) - Йошкар-Ола, выставленный ООО "ИНТЕРТРАНСАВТО" в адрес SIA "Intertransavto";
* международная товарно-транспортная накладная 61841.6004 от 12.01.2019 с переводом (товары доставлены на транспортном средстве АК 8026-5/А0139В-5).
В результате проведенной проверки установлено следующее:
1. В разделе "В" ДТС-1 декларант заявил к вычету из цены, фактически уплаченной за товары, величину расходов на транспортировку ввезенных товаров по таможенной территории ЕАЭС в размере, эквивалентном 2200,00 СН. При этом в нарушение пункта 1 Перечня документов, утвержденного Решением КТС N 376 от 09.09.2010, не представил договор по перевозке и счет-фактура (инвойс) за перевозку.
2. Согласно документам, полученным от перевозчика товаров, стоимость фрахта по маршруту Брюгг (Швейцария) - Йошкар-Ола составляет 1 280,00 евро (что эквивалентно 1 371,18 СН по курсу на дату ДТ (27.01.2017), что значительно (в 2,6 раз) превышает стоимость доставки по соответствующему маршруту, указанную в инвойсе Продавца (3600,00 СН).
27.01.2020 Нижегородская таможня по результатам проведенной проверки вынесла решение N 10408000/200120/002-р/2020, которым признала незаконным и отменила решение Марийского таможенного поста Нижегородской таможни от 27.01.2017 о принятии таможенной стоимости товара N 1, задекларированного по ДТ N 10408110/270117/0000121. Кроме того, признано незаконным и отменено решение Марийского таможенного поста Нижегородской таможни от 27.01.2017 о принятии таможенной стоимости товара N 2, задекларированного по ДТ N 10408110/270117/0000121.
20.01.2020 Нижегородская таможня вынесла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10408110/270117/0000121.
Не согласившись с принятыми Нижегородской таможней решениями, считая их незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Нижегородской области руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) и исходил из того, что таможенный орган доказал законность и обоснованность оспариваемых решений.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусматривает, что любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В силу пункта 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
В силу пунктов 1, 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС на основе общих принципов и правил, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов (пункт 11 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из указанных условий не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и первый метод не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 322 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля: получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенная проверка.
В силу пункта 1 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке: 1) таможенной декларации; 2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами; 3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; 4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с настоящим Кодексом; 5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах; 6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров (пункт 3 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов (пункт 6 статьи 324 ТК ЕАЭС).
Пунктом 7 статьи 324 ТК ЕАЭС в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации.
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая до выпуска товаров, проводится в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 324 ТК ЕАЭС).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, полученная, в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов (подпункт "а" пункта 3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее - Положение, утвержденное Решением Коллегии ЕЭК N 42).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров одним из признаков недостоверного определения таможенной стоимости товаров является, в частности, выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза (подпункт "б" пункта 5 Положения, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК N 42).
Согласно пункту 6 Положения, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК N 42, обстоятельства, указанные в пункте 5 рассматриваемого Положения, не рассматриваются в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случае, если эти товары ввозятся в рамках внешнеэкономического договора (контракта), в соответствии с которым ранее ввозились идентичные им товары, при одновременном соблюдении следующих условий: а) ввозимые товары и ранее ввезенные товары являются идентичными, ввезены в рамках одного внешнеэкономического договора (контракта) при неизменных условиях сделки (в том числе в отношении цены товаров и условий их поставки); б) при проведении контроля таможенной стоимости ввозимых товаров выявлены те же обстоятельства из числа указанных в пункте 5 рассматриваемого Положения, что и при проведении контроля таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров; в) в отношении ранее ввезенных идентичных товаров: таможенная стоимость товаров определена по методу определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1); по результатам контроля таможенной стоимости товаров подтверждены достоверность и (или) полнота проверяемых сведений; г) таможенное декларирование ввозимых товаров осуществляется в регионе деятельности таможни, в регионе деятельности которой осуществлялось таможенное декларирование ранее ввезенных идентичных товаров; д) в декларации на товары в отношении ввозимых товаров в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, заявлен регистрационный номер декларации на товары в отношении ранее ввезенных идентичных товаров, отвечающих условиям, указанным в настоящем пункте; е) срок с даты выпуска ранее ввезенных идентичных товаров, а если идентичные товары были выпущены в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС, - с даты направления декларанту в соответствии с пунктом 19 статьи 325 ТК ЕАЭС информации о завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений и о возможности возврата (зачета) обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, до даты регистрации декларации на товары в отношении ввозимых товаров не превышает срока, определяемого с применением системы управления рисками (но не более 180 календарных дней).
Перечень документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, запрашиваемых таможенным органом у декларанта в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров, определяется с учетом выявленных признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств сделки, физических характеристик, качества и репутации ввозимых товаров.
Запрос документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в декларации на товары, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений, в томчисле письменных пояснений (пункту 7 Положения, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК N 42).
Перечень документов и сведений, включая письменные пояснения, которые могут быть запрошены (истребованы) таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров, приведен в пункте 8 Положения, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК N 42.
В частности, у декларанта могут быть запрошены: прайс-листы производителя ввозимых товаров, его коммерческие предложения; прайс-листы, коммерческие предложения, оферты продавцов ввозимых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида; таможенная декларация страны отправления товаров, если заполнение такой таможенной декларации предусмотрено в стране отправления товаров; документы об оплате ввозимых товаров; бухгалтерские документы о принятии ввозимых, идентичных, однородных товаров на учет; договоры, в соответствии с которыми ввозимые, идентичные, однородные товары продаются на таможенной территории ЕАЭС; документы и сведения о физических и технических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, а также об их влиянии на цену ввозимых товаров.
Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, сведениями и пояснениями, декларантом могут быть представлены иные документы и сведения, в том числе письменные пояснения, в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений, содержащихся в иных документах, в том числе в целях подтверждения правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров (пункт 9 Положения, утвержденного Решением Коллегии ЕЭК N 42).
В случаях, если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах, таможенный орган проводит проверку таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС.
В ходе проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах
(пункт 4 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений(дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 утвержден порядок декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров (далее- Порядок N 376).
Запрашивая в рамках проведения проверки дополнительные документы, не перечисленные в Перечне документов, таможенный орган должен исходить из установления признаков, указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены (пункт 11 Порядка N 376).
В целях документального подтверждения вычета декларантом должны быть представлены договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), что отражено в пункте 1 Приложения N 1 к Порядку N 376.
Сведения, содержащиеся в предусмотренных Перечнем договорах и документах, относящихся к их исполнению, должны быть достаточны для количественного определения компонентов, вычитаемых из таможенной стоимости.
Согласно пункту 22 раздела II Правила заполнения ДТС-1 Порядка декларирования таможенной стоимости в графе 22 ДТС-1 указывается величина расходов по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров от места их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до места назначения, если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, в контракте и/или в счете-фактуре продавца.
Таким образом, расходы на перевозку ввозимых товаров по таможенной территории ЕАЭС не включаются в структуру таможенной стоимости только при соблюдении в совокупности следующих условий: данные расходы выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате; размер расходов по перевозке товара по территории ЕАЭС подтвержден декларантом документально.
Несоблюдение условия о документальном подтверждении соответствующих расходов лишает декларанта права на применение вычетов, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008.
В данном случае задекларированные в ДТ N 10408110/270117/0000121 товары поставлены на условиях DAP-Йошкар-Ола и Общество имеет право на соответствующие вычеты при соблюдении условий, установленных пунктом 2 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008.
В ходе проверки таможенный орган у Общества запросил документы, подтверждающие правомерность и обоснованность расходов по перевозке товаров, заявленных Обществом к вычету из цены, фактически уплаченной за товары, а также запросил договор перевозки и счет за перевозку.
Однако в установленный таможенным органом срок декларант не представил запрошенные документы (договор перевозки и счет за перевозку) без объяснения причин непредставления.
Заключая внешнеторговый договор на условиях поставки, предусматривающих заключение продавцом договора перевозки, и выступая в качестве декларанта, лицо должно предусмотреть возможность получения от продавца предусмотренных Перечнем документов, необходимых для подтверждения соответствующих вычетов.
Возможность получения декларантом таких документов при намерении заявить соответствующие вычеты обусловлена не обычаями делового оборота, а требованиями таможенного законодательства Таможенного союза.
По смыслу действующего таможенного законодательства и в соответствии с разъяснениями высших судебных инстанций именно на декларанте лежит обязанность по представлению документов, обосновывающих заявленную таможенную стоимость.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что материалы настоящего дела подтверждают, что при проверке документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов по запросу таможенного органа Общество не представило необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством.
Утверждение Общества о том, что заявленная им таможенная стоимость ввезенного товара основана на достоверной и документально подтвержденной информации, не нашло своего подтверждения в процессе рассмотрения настоящего спора и опровергается материалами дела и установленными фактическими обстоятельствами.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что в данном случае у таможенного органа имелись основания для принятия оспариваемых решения от 20.01.2020 от N 10408000/200120/002-р/2020 и решение от 20.01.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10408110/270117/0000121, поскольку Общество не выполнены требования, установленные пунктом 2 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008.
Оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, соответствуют требованиям таможенного законодательства и не нарушают права и законные интересы Общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.07.2020 по делу N А43-12071/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.07.2020 по делу N А43-12071/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Специальное конструкторское бюро "Хроматэк" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.