г. Пермь |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А60-37278/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Беляева К. П.
судей Гуляевой Е.И., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кривощековой С.В., после перерыва Харисовой А.И.,
при участии:
до перерыва
от заявителя - Макарова Н.А. (паспорт, удостоверение, доверенность от 04.12.2020);
от иных лиц, участвующих в деле представители не явились,
после перерыва в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда (по ходатайству представителя заявителя было начато онлайн-заседание с помощью сервиса информационной системы "Картотека арбитражных дел", однако представитель явку путем удаленного подключения к веб-конференции по техническим причинам не обеспечил),
суд рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованного лица, Администрации Сысертского городского округа,
и третьего лица, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2020 года
по делу N А60-37278/2020,
по заявлению акционерного общества "Уральские нивы" (ОГРН 1026602177293, ИНН 6652003929)
к Администрации Сысертского городского округа
третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
о признании недействительным отказа в предоставлении земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Уральские Нивы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Сысертского городского округа (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании недействительным отказа в предоставлении земельных участков.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Администрация Сысертского городского округа и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с решением не согласны, обжаловали его в апелляционном порядке.
Заинтересованное лицо в своей апелляционной жалобе просит решение отменить. Ссылаясь на то, что на испрашиваемых землях может произрастать лес, указывает на законность и обоснованность исполнения администрацией рекомендаций Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, согласно которым для принятия решения о возможности предоставления земельных участков в аренду необходимо представлять заключение об отсутствии наложения земель лесного фонда на испрашиваемые земельные участки.
Третье лицо в своей апелляционной жалобе указывает, что Федеральное агентство лесного хозяйства или его территориальный орган межрегионального уровня являются лицами, чьи права непосредственно затронуты в настоящем деле. В связи, с чем просит решение отменить, привлечь к участию в деле заинтересованное лицо - Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу и рассмотреть вопрос по существу. Также приводит довод о том, что судом незаконно разрешен спор о праве, поскольку испрашиваемые АО "Уральские Нивы" земельные участки пересекают границы земельного участка с категорией земли лесного фонда с кадастровым номером 66:25:0000000:384, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.
28.12.2020 от Администрации поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы, которое принято апелляционным судом к рассмотрению.
02.02.2021 от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу третьего лица, в котором поддержаны выводы суда первой инстанции, изложенные в решении.
03.02.2021 в судебном заседании представитель заявителя возражал против доводов жалобы третьего лица по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо и третье лицо в судебное заседание представителей не направили.
В судебном заседании 03.02.2021 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 09.45 час. 10.02.2021.
03.02.2021 после объявления перерыва через систему "Мой Арбитр" от представителя заявителя - Малмыгина А.М. поступило ходатайство об участии в онлайн-заседании, которое удовлетворено судом.
После перерыва судебное заседание продолжено 10.02.2021 в том же составе суда, с заменой лица, ведущего протокол, с использованием онлайн-сервиса "Картотека арбитражных дел".
Представитель заявителя не подключился к каналу связи.
Установив, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю стороны обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая не реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля, по причине неявки представителя заявителя не представилось возможным проведение онлайн-заседания.
Рассмотрев ходатайство заинтересованного лица об отказе от апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 49 АПК РФ не усматривает препятствий для принятия отказа лица, подавшего апелляционную жалобу, от этой апелляционной жалобы. Полномочия лица, заявившего соответствующее ходатайство, проверены судом апелляционной инстанции.
Возражений против принятия судом отказа Администрации от апелляционной жалобы не заявлено.
В соответствии с частью 1 статьи 265 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.
Поскольку отказ от апелляционной жалобы Администрации Сысертского городского округа на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2020 по делу N А60-37278/2020 не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, отказ от апелляционной жалобы подлежит принятию арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 49 АПК РФ, а производство по апелляционной жалобе - прекращению на основании части 1 статьи 265 Кодекса.
В порядке, установленном положениями статей 266, 268 АПК РФ, судом апелляционной инстанции проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции по апелляционной жалобе третьего лица.
Как следует из материалов дела, согласно справке от 23.03.2020, выданной Сысертским управлением агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка, заявитель состоит в реестре хозяйствующих субъектов и является получателем государственной поддержки.
15.05.2020 заявитель обратился в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением о заключении договора аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 66:25:3619001:112, площадью 111 381 кв.м; 66:25:3619001:119, площадью 1 458 кв.м; 66:25:3619001:122, площадью 36 006 кв.м; 66:25:3619001:124, площадью 17 652 кв.м; 66:25:3619001:125, площадью 16 430 кв.м; 66:25:3619001:126, площадью 39 072 кв.м; 66:25:3614004:147, площадью 27 787 кв.м; 66:25:3614004:167, площадью 754 411 кв.м; 66:25:3614006:22, площадью 1 431 904 кв.м; 66:25:4304001:14, площадью 447 771 кв.м; 66:25:4304001:209, площадью 102 767 кв.м; 66:25:4304001:210, площадью 276 756 кв.м; 66:25:4304004:26, площадью 80 760 кв.м.
Письмом от 25.05.2020 N 130-05-02/5749 Администрация Сысертского городского округа отказала заявителю в предоставлении указанных земельных участков. Основанием для отказа послужил довод о том, что для принятия положительного решения заявитель должен представить заключение об отсутствии наложения границ испрашиваемых земельных участков на границы земель лесного фонда.
Заявитель, полагая, что отказ в предоставлении земельных участков в аренду не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о соответствии оспариваемого решения администрации законодательству и не нарушении этим актом прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статьи 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконным решения государственного органа, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемого решения требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его совершения, и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Порядок и условия предоставления сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для осуществления сельскохозяйственного производства регламентируется ЗК РФ, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах (пункт 1 статьи 39.3 ЗК РФ, пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в аренду заключаются без проведения торгов (в частности, пункт 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Согласно указанной норме земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 ЗК РФ. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 названного Кодекса.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
На основании пункта 2 указанной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (статья 77 ЗК РФ).
К землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством (статья 101 ЗК РФ).
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и указанного Кодекса.
Как следует из материалов дела, а именно, выписок из ЕГРН (л.д. 44-77), испрашиваемые земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования/производства.
Обжалуемый ответ Администрации, изложенный в письме от 25.05.2020 N 130-05-02/5749, содержит указание на возможность произрастания леса на испрашиваемых земельных участках, в связи с чем, заявителю рекомендовано предоставить заключение об отсутствии наложения границ испрашиваемых земельных участков на границы земель лесного фонда.
Между тем, перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложенный в статье 39.16 ЗК РФ, не содержит такого основания для отказа, который был указан в письме администрации.
Доказательств, подтверждающих наложение испрашиваемых земельных участков на земли лесного фонда в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ).
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 77 ЗК РФ в состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения.
Таким образом, суд первой инстанции, установив отсутствие нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.17 ЗК РФ при подаче заявления о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов, исходя из того, что отказ Администрации не соответствует закону, поскольку указанное ей основание не входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, изложенный в статье 39.16 ЗК РФ, пришел к правильному выводу о том, что в письме Администрации Сысертского городского округа фактически содержится отказ в предоставлении земельного участка, что нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской сфере, поскольку лишает заявителя возможности использовать спорный земельный участок с целью сельскохозяйственного производства, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
В связи с удовлетворением требования о признании отказа недействительным, судом правомерно удовлетворено требование о возложении обязанности на Администрацию Сысертского городского округа устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду испрашиваемых земельных участков, подготовки и направления в адрес заявителя проекта договоров аренды в срок, предусмотренный частью 5 статьи 39.17 ЗК РФ, с целью восстановления нарушенных прав.
Отклоняется довод апелляционной жалобы третьего лица о том, что судом незаконно разрешен спор о праве.
Как указывает апеллянт, испрашиваемые АО "Уральские Нивы" земельные участки пересекают границы земельного участка с категорией земли лесного фонда с кадастровым номером 66:25:0000000:384, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.
Между тем, указанный довод не подкрепляется какими-либо документальными доказательствами, в соответствии с которыми, у суда имелась бы возможность осуществить проверку утверждений третьего лица.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что определение об отложении судебного разбирательства и о привлечении третьего лица от 23.09.2020 было получено последним 30.09.2020, что подтверждается соответствующим отчетом об отслеживании почтовых отправлений на сайте почты России (почтовый идентификатор 62099149576651).
Между тем, третье лицо (Министерство) не воспользовалось правом на ознакомление с материалами дела, а также правом заявить соответствующие возражения по заявленным требованиям в суде первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 АПК РФ).
Нельзя признать обоснованными доводы апеллянта о том, что суд нарушил нормы процессуального права, не привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица - Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу. Решением суда от 18.11.2020 права и законные интересы указанного лица не затронуты, и оснований для его привлечения к участию в деле не имелось (статья 51 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Орган государственной власти осуществляет свою деятельность в рамках делегированных ему публичных полномочий. Категория компетенции связана с установлением статуса соответствующего органа власти и недопустимостью дублирования полномочий.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства").
В свою очередь, Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства межрегионального уровня, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности; по оказанию государственных услуг в области лесных отношений (Приказ Рослесхоза от 28.02.2011 N 34 "Об утверждении Положений о департаментах лесного хозяйства по федеральным округам").
На основании подпункта 2 пункта 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, утвержденного Приказом Рослесхоза от 19.06.2015 N 198, Департамент лесного хозяйства по УФО осуществляет контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, к дисциплинарной ответственности, в том числе к освобождению от занимаемой должности.
В силу подпункта 2.1 пункта 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по УФО, утвержденного Приказом Рослесхоза от 19.06.2015 N 198 (ред. Приказа от 23.01.2018 N 19), Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Департамент с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации; в установленном законодательством Российской Федерации порядке направлять материалы о нарушении лесного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суд и предъявлять в суд и арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного лесам, приостанавливать в соответствии с федеральными законами использование лесов в пределах своих полномочий (пункт 11 названного Положения).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что заявителем в порядке статьи 198 АПК РФ реализовано право на обжалование отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения на праве аренды без проведения торгов, оснований для привлечения к участию в деле Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу не имеется (статья 51 АПК РФ).
При названных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 49, 176, 258, 265, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ от апелляционной жалобы заинтересованного лица, Администрации Сысертского городского округа, поданной на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2020 года по делу N А60-37278/2020.
Производство по апелляционной жалобе заинтересованного лица, Администрации Сысертского городского округа, прекратить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2020 года по делу N А60-37278/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
К.П. Беляев |
Судьи |
Е.И. Гуляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37278/2020
Истец: АО "УРАЛЬСКИЕ НИВЫ", МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА