г. Хабаровск |
|
16 февраля 2021 г. |
А04-8843/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от 182 отдела государственного архитектурно - строительного надзора г.Североморск Мурманской области: представитель не явился;
от федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление по специальным объектам": Плясова О.В. представитель по доверенности от 15.10.2020, представлен паспорт и диплом о высшем юридическом образовании;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление по специальным объектам"
на решение от 16.12.2020
по делу N А04-8843/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению 182 отдела государственного архитектурно - строительного надзора г. Североморск Мурманской области
к федеральному государственному унитарному предприятию "Главное военно-строительное управление по специальным объектам"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора г.Североморск Мурманской области (далее - отдел) обратился Арбитражный суд Амурской области о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление по специальным объектам" (ОГРН 1037739019438, ИНН 7734003654, далее - предприятие) за совершение административного правонарушения к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 16.12.2020 предприятие привлечено к ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ виде штрафа 50 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 16.12.2020 по делу N А04-8843/2020 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предприятия доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Отдел в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителя участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
182 отдел ГАСН, согласно Положению "Об отделе государственного архитектурно-строительного надзора", утвержденного приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации - помощника Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2014 N 54, предназначен для осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил и в соответствии с частью 6 статьи 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе по результатам проведенных проверок составлять акты, являющиеся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом начальника 182 отдела ГАСН N 69 от 27.05.2020 в целях осуществления государственного строительного надзора за объектом капитального строительства "Реконструкция специального сооружения N 20/1 войсковой части 69273, г.Гаджиево - 1", расположенного по адресу: Мурманская область, МО ЗАТО Александровск, участок N 89 (далее по тексту - объект), проведена проверка в отношении ФГУП "ГВСУ по специальным объектам", которое является генеральным подрядчиком.
По результатам проверки составлен акт N 62/2 от 19.09.2020, в котором зафиксированы выявленные нарушения положений пункта 6 статьи 52, пункта 4 статьи 53 ГрК РФ, требований проектной документации 2545П-КР.ПЗ, порядка ведения и предоставления исполнительной документации, а также Положения о проведении строительного контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 468 от 21.06.2010.
19.06.2020 вынесено предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в котором определены сроки устранения недостатков - до 21.09.2020.
Акт проверки и предписание получены юридическим лицом 15.07.2020. Извещение об устранении нарушений в установленный в предписании срок ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" в 182 отдел ГАСН не направило.
По истечению срока устранения выявленных недостатков в соответствии с приказом начальника 182 отдела ГАСН N 122 от 20.07.2020 проведена проверка исполнения требований раннее выданных предписаний. Копия приказа N 122 получена 05.08.2020.
В ходе проведения проверки выявлено неисполнение требований предписания N 62/2 от 19.06.2020, указанные в пунктах 1-4, 11, 13:
пункт 1 предписания - на выезде из строительной площадки не организована мойка колес строительной техники и автомобилей, не установлен информационный стенд (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, лист 8, раздел 2.2),
пункт 2 предписания - в специальном сооружении 20/1 не выполнены временные приточная и вытяжная вентиляции (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, лист 9, раздел 2.2),
пункт 3 предписания - в сооружениях N 1, N 2, N 3 фундаменты стен и колонн выполнены на скально-насыпном грунте, проектом предусмотрено, что фундаменты выполняются по скале (нарушение требований проекта 2545П-КР.ПЗ альбом КР, лист 10). По классификатору основных дефектов в строительстве и промышленности строительных материалов от 17.11.1993 пункт 2.1.5 -дефект критического характера,
пункт 4 предписания - при бетонировании стен в сооружении N 1 и N 2 величина защитного слоя бетона составляет менее 20 мм, проектом предусмотрен защитный слой бетона 45 мм и 60 мм (нарушение требований проекта 2545П-КР.66 альбом КР, лист 6; рабочей документации 2545Р-КЖ1.3 альбом КЖ, лист 2),
пункт 11 предписания - устройство временной электропроводки выполнено на сгораемых материалах (доски, утеплитель), временная электропроводка проложена с большими провисами (не закреплена), соединения электрических проводов выполнены на скрутках вне ответвительных коробок, часть токоведущих соединений не изолированы (нарушение требований ПУЭ, п. 2.1.20, п. 2.1.21, п. 2.1.24, п. 2.1.26; постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, п. 42 (а, б),
- пункт 13 предписания - на строительной площадке отсутствует рабочая документация, допущенная заказчиком к производству работ с подписью ответственного лица и простановки штампа на каждом листе (нарушение требований проекта 2545П-ПОС.ПЗ, альбом ПОС, лист 55, раздел 8; СП 48.13330.2011, п. 5.4).
Юридическим лицом 13.10.2020 получено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении на 20.10.2020. Начальником отделения 182 отдела ГАСН в соответствии со статьями 28.1, 28.2 КоАП РФ 20.10.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 182/2020/57 по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФГУП "ГВСУ по специальным объектам".
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела для привлечения к ответственности направлены в Арбитражный суд Амурской области, который правомерно удовлетворил заявленное требование.
За невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с частью 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Работы на указанном выше объекте предприятие осуществляло в рамках заключенного с Министерством обороны Российской Федерации государственного контракта от 21.12.2017. Для выполнения работ по госконтракту предприятие заключило контракт с ООО "СК Северо-Запад" от 11.01.2018. Отклоняется довод жалобы, что нарушения допущены в связи с ненадлежащим исполнением субподрядной организацией принятых на себя обязательств, поскольку на основании ст. 52, 53 ГрК РФ предприятие как генеральный подрядчик в процессе работ по реконструкции объекта обязано было проводить контроль за выполнением работ, их соответствием проектной документации, соблюдения законодательства на строительном объекте.
У предприятия имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые предприятие не могло ни предвидеть, ни предотвратить.
Доводы жалобы о соблюдении проектной документации, рабочей документации в нарушении ст.65 АПК РФ не подтверждены доказательствами. Не представление в материалы дела предприятием в обоснование своих доводов документации в со ссылкой на её секретность несостоятельно, так как Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (ст.11) предусматривает особый порядок в таких случаях разбирательства дела в закрытом судебном заседании. В ходе проведения проверки документация представляется проверяющим при наличии у них соответствующего допуска к такой категории документов.
Состав правонарушения предприятия подтверждается актом проверки от 25.09.2020 N 130/2, протоколом об административном правонарушении от 20.10.2020 N 182/2020/57. Нарушения, указанные в предписании предприятием не оспаривались. О продлении срока исполнения предписания предприятие не обращалось.
Отсутствуют исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности применения ст. 2.9, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. В ч. 1 ст. 1079 ГК РФ законодатель указал, что строительная и иная, связанной с нею деятельность юридических лиц, является повышенной опасностью для окружающих, поэтому осуществление на объекте строительных работ с нарушением, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения и степень вины лица, привлекаемого к ответственности, его материальное (имущественное и финансовое) положение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде минимально возможного административного штрафа в размере 50 000 рублей. Апелляционный суд не усматривает основания для переоценки вывода суда.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 16.12.2020 по делу N А04-8843/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8843/2020
Истец: 182 отдел государственного архитектурно-строительного надзора г.Североморск
Ответчик: ФГУП "Главное военно-строительное управление по специальным объектам"