город Ростов-на-Дону |
|
17 февраля 2021 г. |
дело N А32-10118/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Плотниковой О.В.,
при участии:
акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" - Стариченко Д.И. по доверенности от 24.08.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газ эксплуатация"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2020 по делу N А32-10118/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газ эксплуатация" (ИНН 7816653688, ОГРН 1177847372933)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Краснодар" (ИНН 2308070396, ОГРН 1022301205662)
при участии третьего лица: акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" (ИНН 2308021656, ОГРН 1022301189790)
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газ эксплуатация" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Краснодар" по отказу в опломбировке приборов учета газа, об обязании произвести опломбировку приборов учета газа по адресам: Краснодарский край, г. Горячий ключ, ул. Кириченко, д. 2, кв. 13; Краснодарский край, пгт. Афипский, ул. 50 лет Октября, д. 32, кв. 18.
Заявленные требования мотивированы тем, что общество "Газпром Межрегионгаз Краснодар" необоснованно ссылается на отсутствие полномочий истца на осуществление деятельности по монтажу газового оборудования. Перечень оснований для отказа в опломбировке прибора учета является исчерпывающим. Отказа в опломбировании прибора учета, установленного не специализированной организацией, нормативными актами не предусмотрено. Одновременно законом не предусмотрено исключительное право газоснабжающих организаций устанавливать, заменять и эксплуатировать приборы учета газа. Установку приборов учета газа вправе выполнять индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие свидетельства о допуске к такому виду работ, выданные СРО. Истцом избран надлежащий способ защиты права - пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В действиях общества "Газпром Межрегионгаз Краснодар" усматривается злоупотребление правом.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Газпром газораспределение Краснодар".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2020 в удовлетворении иска отказано. Решение мотивировано следующим. Замена и установка оборудования, входящего в состав ВДГО/ВКГО, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (ТО ВДГО/ВКГО). Работы по ТО ВДГО/ВКГО выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами N 410, на основании договора о ТО ВДГО/ВКГО. Специализированной организацией является организация, осуществляющая деятельность по ТО ВДГО/ВКГО, в том числе, газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным Разделом IX Правил N 410, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) (Государственная жилищная инспекция Краснодарского края) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Общество "Газ эксплуатация" специализированной организацией в понимании Правил N 410 не является, поскольку на территории города Горячий Ключ, а также Северского района, специализированной организацией, осуществляющей деятельность по ТО ВДГО/ВКГО является АО "Газпром газораспределение Краснодар". В силу изложенного сотрудники ООО "Газ эксплуатация" не имеют права выполнять работы по установке приборов учета газа у населения.
Общество с ограниченной ответственностью "Газ эксплуатация" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, ранее заявленные суду первой инстанции. Полагает, что решение вынесено без учета положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении). Общество "Газ эксплуатация" на территории Краснодарского края не осуществляет деятельность по техническому обслуживанию газового оборудования. Работы по первичной установке узла учета газа не могут ставиться в зависимость от наличия договора на техническое обслуживание, а также наличия соглашения на аварийно-диспетчерское обеспечение.
В отзыве на апелляционную жалобу общество "Газпром Межрегионгаз Краснодар" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения. Указывает, что выводы суда строятся на актуальной судебной практике.
В судебном заседании представитель третьего лица - акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар" - дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просил решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя акционерного общества "Газпром газораспределение Краснодар", арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Газ Эксплуатация" осуществляет деятельность по установке квартирных узлов учета газоснабжения.
На основании заявок физических лиц, проживающих в квартирах, оборудованных газопотребляющим оборудованием, истец устанавливает приборы учета газа с обязательным соблюдением правил, а также СНиПов (Строительные нормы и правила), ГОСТов (Государственные стандарты) и СП (Своды правил), по установке, эксплуатации и обслуживанию квартирных приборов учета потребления газа.
По результатам монтажа, в соответствии с требованиями Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, заказчик услуг обращается в адрес поставщика газа (ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар", в том числе через территориальные участки по Краснодарскому краю) с целью ввести в эксплуатацию счетчик с обязательной установкой пломбы.
Ответчиком отказано в опломбировке приборов учета, установленных силами обособленного подразделения ООО "Газ Эксплуатация", ссылаясь на отсутствие полномочий истца на осуществление деятельности по монтажу газового оборудования.
Посчитав действия ответчика незаконными, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
На основании части 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно пункту 2 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила N 410) специализированная организация - организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX данных Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашение).
Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения (абзацы четвертый и шестой пункта 7 раздела II Правил N 410).
Общество "Газ Эксплуатация" указывает, что пункты 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 Правил N 410 признаны недействующими со дня вступления в силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N АКПИ13-826 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.
Аналогичная позиция высказана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.04.2015 N 308-КГ14-6110.
В связи с указанным необходимо отметить, что законодательство не ограничивает установку приборов учета только энергоснабжающими организациями, такие действия вправе осуществлять иные лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
При этом применению подлежат также следующие нормативные правовые акты в действующей на момент принятия решения редакции.
В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 N АКПИ13-1053 указано на следующее.
Потребителям коммунальной услуги по газоснабжению обеспечен выбор контрагента по договору о техническом обслуживании и ремонте, которым может являться любая специализированная организация, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Техническое обслуживание и текущий ремонт объединены единой целью, направленной на обеспечение надлежащей эксплуатации зданий и сооружений, в том числе поддержание исправности систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, что предполагает комплексное урегулирование проблем, относящихся к техническому обслуживанию этих систем и их элементов.
Нормы жилищного законодательства предусматривают, что обеспечение надлежащего технического состояния внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которое означает, прежде всего, поддержание исправности этого оборудования, осуществляется путем технического обслуживания и ремонта на основании комплексного договора о техническом обслуживании и ремонте, заключенного со специализированной организацией.
Рассматриваемое правовое регулирование направлено на соблюдение требований законодательства о техническом регулировании к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе на исключение причинения потребителем вреда себе своим собственным волеизъявлением, и не может рассматриваться как отступление, ухудшающее положение потребителя и ограничивающее свободу договора по сравнению с тем, как оно закреплено в законе.
При этом ограничения по выбору контрагента при заключении договора о техническом обслуживании и ремонте обусловлены спецификой указанного выше правового регулирования рассматриваемой сферы правоотношений, в связи с чем принцип свободы договора не нарушается (Апелляционное Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2014 N АПЛ14-414).
На основании вышеизложенных норм законодательства довод апелляционной жалобы о неправомерности выводов суда первой инстанции относительно применения к организациям, осуществляющим первичную установку приборов учета газа, требований о наличии соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении и уведомлении жилищной инспекции подлежит отклонению, поскольку данное правовое регулирование осуществлено с учетом специфики процесса газоснабжения.
Податель апелляционной жалобы указывает, что ООО "Газ эксплуатация" является членом СРО. Вместе с тем согласно выписке из реестра членов СРО от 20.03.2019 N 287/19-ВС общество имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии).
Подпунктом 19.8 пункта 19 "Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ, отнесены к опасным видам работ. Для осуществления таких работ, связанных с устройством газоснабжения, требуется соответствующий допуск.
Из пункта 7.4.2 ГОСТ Р 54961-2012 следует, что к работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относится установка, изменение места установки и демонтаж приборов учета газа.
Согласно пункту 7.4.4 вышеназванного ГОСТа работы по переустройству сетей газопотребления должны производиться эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа.
К газоопасным работам, выполняемым в процессе эксплуатации сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных и административных зданиях, относятся:
технологическое присоединение газопроводов сетей газопотребления к газопроводу сети газораспределения или групповой баллонной установке СУГ;
первичный пуск газа в сети газопотребления при вводе ее в эксплуатацию, подключение индивидуальной баллонной установки к бытовому газоиспользующему оборудованию;
первый розжиг горелок газоиспользующего оборудования (в том числе бытового) при вводе в эксплуатацию сетей газопотребления;
отключение и возобновление подачи газа в сети газопотребления;
отключение и подключение газоиспользующего оборудования к газопроводу сети газопотребления в процессе эксплуатации;
техническое обслуживание газопроводов и газоиспользующего оборудования (в том числе бытового);
техническое диагностирование газопроводов и техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования в жилых и многоквартирных домах;
техническое обслуживание групповых и баллонных установок СУГ, замена в них баллонов;
ремонт и переустройство сетей газопотребления с прекращением и последующим возобновлением подачи газа, установкой и снятием заглушек на газопроводах, выполнением сварки и газовой резки;
локализация и ликвидация аварий;
вывод из эксплуатации газопроводов и газоиспользующего оборудования.
Согласно Правилам N 410 (в редакции от 06.10.2017) к внутриквартирному газовому оборудованию отнесены, в том числе, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
Ссылка общества "Газ Эксплуатация" на то, что первичная установка приборов учета газа не является заменой, не означает, что данные работы могут выполняться любыми лицами. Комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, потенциально возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, не может рассматриваться на нарушающий права заявителя.
Суд установил, что на территории города Горячий Ключ, а также Северского района, специализированной организацией, осуществляющей деятельность по ТО ВДГО/ВКГО является АО "Газпром газораспределение Краснодар" (филиалы N 9 и N 12), с которым у абонентов Поставщика газа, заключены договоры на ТО ВДГО/ВКГО. Абоненты не предоставили Поставщику газа договоры на ТО ВДГО/ВКГО, заключенные ими с ООО "Газ эксплуатация".
ООО "Газ эксплуатация", применительно к требованиям Правил N 410, не является специализированной организацией и не оказывает услуги абонентам города Горячий Ключ и Северского района по ТО ВДГО/ВКГО.
Следовательно, материалами дела не подтверждено право заявителя осуществлять действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета газа.
Соответственно, в удовлетворении иска о признании незаконными действий общества с ограниченной ответственностью "Газпром Межрегионгаз Краснодар" по отказу в опломбировке приборов учета газа отказано правомерно. Оснований к обязанию произвести опломбировку приборов учета газа, установленных обществом "Газ Эксплуатация", не имеется.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2020 по делу N А32-10118/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10118/2020
Истец: ООО "Газ Эксплуатация"
Ответчик: ООО "Газпром межрегионгаз Краснодар"
Третье лицо: АО "Газпром газораспрделение Краснодар"