Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф05-7961/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А41-14623/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2020 по делу N А41-14623/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Южные горки": Кривошеин Б.В. (по доверенности от 23.07.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Южные горки" (далее - ООО "СЗ "Южные горки", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству жилищной политики Московской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения министерства от 09.01.2020 по заявлению от 24.12.2019 N P001-2170116474-32162628 об отказе в предоставлении государственной услуги - внесение изменений в разрешение на строительство, обязании министерства внести изменения в разрешение на строительство от 24.12.2014 N RU5053102-1006/C в связи с продлением срока действия такого разрешения с 25.12.2019 по 24.12.2022 на основании заявления ООО "СЗ "Южные горки" от 24.12.2019 N P001-2170116474-32162628.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области (далее - третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе министерство (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что заявитель не представил надлежащие доказательства фактического начала работ.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СЗ "Южные горки" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:1713, расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский муниципальный p-н, г.п. Горки Ленинские, пос. Мещерино, площадь земельного участка 8102 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажное жилищное строительство (запись о регистрации права от 24.09.2013 N 50-50-21/701/2013-639).
Администрацией муниципального образования городское поселение Горки Ленинские ООО "СЗ "Южные горки" 24.12.2014 выдано разрешение на строительство N RU50503102-1006/C 4-х этажного многоквартирного дома, тип 4, дом N 31, общая площадь здания - 2964,24 кв. м., общая площадь квартир - 2515,06 кв. м., строительный объем 12745,2 куб. м., срок действия разрешения на строительство до 24.12.2019.
Общество обратилось в министерство с заявлением от 24.12.2019 N Р001-2170116474-32160841 о предоставлении государственной услуги - внесение изменений в разрешение на строительство - продление действия разрешения на строительство.
Решением от 01.09.2020 министерство отказало в предоставлении государственной услуги с указанием основания для отказа - отсутствие начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения.
Посчитав отказ в предоставлении государственной услуги незаконным, ООО "СЗ "Южные горки" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные по делу требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 20 указанной статьи (в применимой к рассматриваемым правоотношениям редакции) срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
При этом в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано только в том случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, министерство сослалось на отсутствие начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения.
В силу пункта 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, обусловленного продлением срока действия такого разрешения, является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов информации о выявленном факте отсутствия начатых работ по строительству на день подачи соответствующего заявления.
Между тем, в соответствии с СДОС-04-2009. Методика проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, принята решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20.07.2009 N 30-БНС, внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы, расчистка территории и подготовка ее к застройке, строительство временных дорог, инженерных сетей и сооружений являются строительными работами, подлежащими строительному контролю.
В соответствии с разделом 5 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 1-01-2004, зарегистрированных Росстандартом в качестве СП 48.13330.2010, работы по подготовке строительной площадки являются строительными работами.
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень), подготовительные работы являются работами на этапе строительства.
В силу пункта 2.2 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня, строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений относится к подготовительным работам на этапе строительства.
Согласно пункту 3 указанного раздела земляные работы, в том числе по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода, относятся к строительным работам.
Как следует из материалов дела, ООО "СЗ "Южные горки" 18.11.2019 направило извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 31), расположенного по адресу: Московская обл., Ленинский р-н, г.п. Горки Ленинские, пос. Мещерино, кв. 4, на земельном участке с кадастровым номером 50:21:070106:1713. По заявлению принято положительное решение.
Извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 31) утверждено 20.11.2019, Главным управлением ГСН МО сформирована программа проведения проверок строительства объекта с номером дела 07-64-168100.
Работы по строительству объекта начаты 16.12.2019, ход выполнения работ отражен в "Общем журнале работ", зарегистрированном в Главном управлении ГСН МО 21.11.2019.
С учетом представленных документов суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности обществом начала ведения работ с 06.12.2019.
В соответствии с положениями пункта 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по строительству начаты.
Указанная позиция соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.02.2017 N 303-АД16-18362 по делу N А51-2767/2016.
На основании изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у министерства оснований для отказа ООО "СЗ "Южные горки" в продлении срока действия разрешения на строительство.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.07.2020 по делу N А41-14623/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищной политики Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14623/2020
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЮЖНЫЕ ГОРКИ"
Ответчик: Министерство жилищной политики Московской области
Третье лицо: Администрация городского поселения ГоркиЛенинского муниципального района Московскойобласти, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ