г. Москва |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А41-47988/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Асалиевым А.Ш.,
при участии в заседании:
от истца - представитель не явился, извещено;
от ответчика - представитель не явился, извещено;
от 3-х лиц - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Пушкинской Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 ноября 2023 года по делу N А41-47988/23, по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям "Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям) к Администрации городского округа Пушкинской Московской области о возмещении ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в размере 1 063 726 руб. 56 коп.,
3-и лица - Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (далее - "Росприроднадзор", "Истец") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Пушкинский Московской области (далее - "Администрация", "Ответчик"), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, о взыскании ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства в размере 1 063 726 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 ноября 2023 года по делу N А41-47988/23 с Администрации городского округа Пушкинский Московской области в бюджет Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям взыскана сумма ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 1 063 726 рублей 56 копеек.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация городского округа Пушкинской Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Во исполнение распоряжения руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (Росприроднадзора) от 14.07.2022 N 1091-ПР, вынесенного на основании обращения гражданина, 18.07.2022 было проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом по адресу: Московская область, Пушкинский муниципальный район, с. Тарасовка, Вокзальный проезд, д. 8.
По результатам обследования составлен Акт обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 18.07.2022 N 1091-А, из которого следует, что при осмотре земельного участка с кадастровым номером 50:13:0000000:86062 установлено, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, по периметру огорожен металлическим забором, доступ ограничен, зафиксированы навалы отходов производства и потребления.
Также произведен осмотр территории по адресу: Московская область, г.о. Пушкинский, д. Тарасовка, Вокзальный проезд, д. 10, земельный участок неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером 50:13:0080319:122, с внешней стороны земельного участка обнаружены следы грунта неизвестного происхождения. На данном земельном участке произведена планировка территории с использованием грунтов с включением отходом производства и потребления (земля, песок, камень, грунт, полиэтилен, бой кирпича и т.д.) с уклоном в сторону р. Клязьма. В прибрежно-защитной полосе р. Клязьма выявлены навалы строительных и бытовых отходов. К акту выездного обследования территории составлена фототаблица.
18.07.2022 Экспертами ФГБУ "ЦЛАТИ по ЦФО" произведен отбор проб компонентов природной среды, что подтверждается соответствующим протоколом отбора проб N 141П.
Согласно экспертному заключению по результатам отбора проб, лабораторных испытаний, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 26.07.2022 N 15- ЗК/22 по результатам проведения отбора проб пробе присвоен V (пятый) класс опасности. Класс опасности грунта подтвержден в лаборатории экспериментально на двух тест-объектах (биотестирование).
В соответствии с экспертным заключением 051222/2 от 05.12.2022 по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора объем размещенных отходов составил 19-м
, масса размещенных отходов 28т., площадь размещенных отходов 57-м
.
Истцом произведен расчет ущерба, причиненного окружающей среде вследствие планировки территории с использованием грунтов с включением отходов производства и потребления (камень, бумага, полиэтилен, бой кирпича и т.д.) с уклоном в сторону р. Клязьма.
Расчет ущерба произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 (зарегистрирована в Минюсте РФ 07.09.2010 N 18364).
В соответствии с расчетом истца, размер ущерба составил 1 063 726 руб. 56 коп.
Истец направлял в адрес ответчика претензию с требованием возместить ущерб, которая осталась без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ст.ст. 12, 13 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (п. 3 ст. 13 ЗК РФ).
Согласно пунктам 5, 6 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - закон N 7-ФЗ) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
- благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
- загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;
- нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
- нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;
- нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
Согласно пунктам 2-4 ст. 20 закона N 7-ФЗ к нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций; нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности; нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов; иные нормативы качества окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на основании результатов лабораторных испытаний, а также для территорий и акваторий на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды. При установлении нормативов качества окружающей среды используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и тестирования.
Согласно ст.ст. 34, 35 закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель. Территориальное планирование, градостроительное зонирование и планировка территории осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе в соответствии с требованиями к сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду с учетом ближайших и отдаленных экологических последствий эксплуатации планируемых к строительству объектов капитального строительства и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в соответствии с подп. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - постановление N 49) возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), иными законами и нормативными правовыми актами об охране окружающей среды и о природопользовании.
При рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 6,7 Постановления N 49, основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды). По смыслу статьи 1064 ГК РФ, статьи 77 Закона об охране окружающей среды лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на возникновение негативных последствий в силу иных факторов и (или) их наступление вне зависимости от допущенного нарушения, возлагается на ответчика.
Суд первой инстанции правомерно установил, что факт нарушения ответчиком положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления" подтверждается представленными в материалы дела материалами, а именно: актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований N 1091-А от 18.07.2022, протоколами отбора проб, протоколом испытаний N 141-П/22 от 25.07.2022, экспертным заключением по результатам отбора проб, лабораторных испытаний, измерений и испытаний в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 26.07.2022 N15-ЗК/22, экспертным заключением N 051222/2 от 05.12.2022.
Из вышеуказанных документов следует, что с внешней стороны земельного участка неразграниченной государственной собственности с кадастровым номером 50:13:0080319:122 обнаружены следы грунта неизвестного происхождения. На данном земельном участке произведена планировка территории с использованием грунтов с включением отходом производства и потребления (камень, грунт, полиэтилен, бой кирпича и т.д.) с уклоном в сторону р. Клязьма. В прибрежно-защитной полосе р. Клязьма выявлены навалы строительных и бытовых отходов.
При этом судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика, аналогично указанный в апелляционной жалобе о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку спорный земельный участок ответчику не принадлежит по следующим основаниям.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что суд первой инстанции не выяснил обстоятельства о направлении в Администрацию сведений о границах водоохранных и прибрежных защитных полос органами ответственными за их разработку.
Так, суд первой инстанции установил, что при осмотре земельного участка вблизи д. 8 по Вокзальному проезду Пушкинского района Московской области административным органом было установлено, что на земельном участке неразграниченной государственной собственности обнаружены навалы грунта неизвестного происхождения, расположенные вплотную к забору д. 8 по Вокзальному проезду; на прилегающем земельном участке, а именно в точках с координатами, указанными в экспертном заключении от 26.07.2022 N 15-ЗК/22, протоколе биотестирования от 26.07.2022 N 156-Б/22, протоколе отбора проб (почва, отходы, донные отложения) от 18.07.2022 RA.RU.22ЭЛ49.
При этом координаты установлены с использованием специальных технических средств, имеющих свидетельства о поверках, данные о которых содержаться в протоколе отбора проб (почва, отходы, донные отложения) от 18.07.2022 RA.RU.22ЭJI49.
По результатам проведения проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний отобранной пробе присвоен V класс опасности.
Согласно исполнительной схеме к экспертному заключению от 05.12.2022 N 051222/2 расстояние от ближайшей границы навала отхода до прибрежной охранной полосы реки Клязьма составляет 660 см (6,6 м), при этом протяженность реки Клязьма составляет 686 км, а её водоохранная зона, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 65 Водного Кодекса РФ составляет - 200 метров.
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции навалы расположены в водоохранной зоне реки Клязьма.
Также на исполнительной схеме нанесены поворотные точки, которые в системе координат WGS 84 (используемые в "Публичной кадастровой карте") имеют следующие координаты 55.961357136, 37.823788441; 55.961336702, 37.823697308; 55.961322222, 37.823605124; 55.961349628, 37.823614314; 55.961373969, 37.823632158; 55.961396646, 37.823651240; 55.961394845, 37.823713318; 55.961370981, 37.823787139.
Поворотные точки, как это следует из схемы, находятся на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена и в водоохранной зоне реки Клязьма.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал установленным совершение ответчиком следующих нарушений:
- планировка территории с использованием грунтов с включением отходов производства и потребления на земельном участке государственная собственность на который не разграничена;
- нахождение навалов строительных и бытовых отходов в прибрежно-защитной полосе р. Клязьма.
В соответствии с п. 1 ст. 77 закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных
ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (п. 2 ст. 77 закона N 7-ФЗ).
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (п. 3 ст. 77 закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 78 закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда.
Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (п. 2.1 ст. 78 закона N 7-ФЗ).
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (п. 3 ст. 78 закона N 7-ФЗ).
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 12-15 постановления N 59, вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064 ГК РФ). Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"). При определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2010 N 18364)
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда.
Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Заявителем апелляционной жалобы, представленный в материалы дела расчет причинения вреда окружающей среде не оспорен.
Заявлений о назначении по делу судебной экспертизы в порядке ст. 82 АПК РФ в материалы не поступало.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении по делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования Северо-уральский городской округ от 13.10.2015, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2).
Земельный участок, в отношении которого допущено загрязнение, является участком неразграниченной государственной собственности, и согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение им осуществляет орган местного самоуправления муниципального района.
Администрация, будучи ответственной за содержание и распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального района, не предприняла достаточных мер к предотвращению незаконного использования земельного участка, что привело к загрязнению земельных участков.
При этом, поскольку на собственника земельного участка в силу закона возложена обязанность по проведению обязательных мероприятий по улучшению, защите и охране земель, от имени которого в отношении данных земельных участков выступает Администрация, то и исполнение данных обязанностей должно осуществляться Администрацией.
Данная позиция отражена в п. 26 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022.
В силу п. 1 ст. 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно п. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В пунктах 6, 7, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" разъяснено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (ст. ст. 1, 77 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. п. 13 и 17 Постановления Пленума N 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Таким образом, первой инстанции пришел к правомерному выводу, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания исчисленной по правилам ч. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.11.2023 года по делу N А41-47988/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47988/2023
Истец: Бурилин Д П, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО МОСКОВСКОЙ И СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТЯМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПУШКИНСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Московско- Окское бассейновое водное управление