город Омск |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А70-13059/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13474/2020) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Тобольского района на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2020 по делу N А70-13059/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Тобольского района (ОГРН 1127232017330, ИНН 7206045872, адрес: Тюменская область, Тобольский р-н, дер. Башкова, ул. Мелиораторов, д. 3а) к Тобольскому межрайонному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (адрес: 626150, Тюменская область, г. Тобольск, ул. Ремезова, д. 120), при участии в деле в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (ОГРН 1047200671100, ИНН 7203155161, адрес: 625013, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 5), заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава Тобольского межрайонного отделения судебных приставов Мочихина Н.В., ведущего судебного пристава-исполнителя Тобольского межрайонного отделения судебных приставов Андреева Е.И., об оспаривании постановления N 220 по делу об административном правонарушении от 24.07.2020,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Тобольского района (далее - заявитель, предприятие, МУП ЖКХ Тобольского района) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Тобольскому межрайонному отделению судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - Тобольское МОСП) об оспаривании постановления от 24.07.2020 по делу об административном правонарушении N 220.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области (далее - УФССП России по Тюменской области, Управление), заместитель начальника отделения - заместитель старшего судебного пристава Тобольского МОСП Мочихина Н.В., ведущий судебный пристав-исполнитель Тобольского МОСП Андреева Е.И.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2020 по делу N А70-13059/2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что решение районного суда исполнило, население п. Прииртышский обеспечено качественной услугой питьевого водоснабжения, установлен блок водоочистки воды. Апеллянт полагает, что имеются основания для применения положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании, открытом 02.02.2021, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 09.02.2021.
От УФССП России по Тюменской области поступили доказательства извещения заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление от 17.07.2020, телефонограмма от 15.07.2020), а также копия постановления о взыскании исполнительского сбора от 03.03.2018.
После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 09.03.2017 на основании исполнительного документа - исполнительного листа ФС 018530112 от 14.02.2017, выданного Тобольским районным судом Тюменской области на основании решения от 06.09.2016 по делу N 2-417/2016, на МУП ЖКХ Тобольского района, ООО Жилфонд была возложена обязанность принять меры по надлежащему обеспечению качественной услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Тобольского района Тюменской области п. Прииртышский, ул. Трактовая, д.16., кв.6, кв.17, кв.27. Суд обязал ответчиков довести до сведения потребителей решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации. Возбуждено исполнительное производство N19427/17/72010-ИП (л.д.7).
Взыскателем по делу является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области.
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, 03.03.2018 судебным приставом-исполнителем Тобольского МОСП в отношении МУП ЖКХ Тобольского района вынесено постановление об исполнительском сборе в размере 50 000 руб., которое должником оспорено не было.
28.05.2019 МУП ЖКХ Тобольского района вручено требование о предоставлении информации о проделанной работе по исполнению решения суда.
28.05.2019 директору МУП ЖКХ Тобольского района вручено предупреждение по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
15.08.2019 главному бухгалтеру МУП ЖКХ Тобольского района также вручено требование о предоставлении информации о проделанной работе по решению суда до 26.08.2019.
11.10.2019 МУП ЖКХ Тобольского района вручено требование со сроком исполнения до 16.10.2019.
09.07.2020 в рамках исполнительного производства N 19427/17/72010-ИП директору МУП ЖКХ Тобольского района Безштанько СВ. вручено требование о явке 14.07.2020 к 10 час. 00 мин. и предоставлении подтверждения исполнения решения Тобольского районного суда по делу N 2-417/2016, в случае неисполнения решения явиться 14.07.2020 к 10 час. 00 мин. к судебному приставу - исполнителю Андреевой Е.И. и предоставить документы, подтверждающие полномочия директора, а также сообщить о наличии уважительных причин неисполнения указанного судебного акта (л.д. 10-11).
17.07.2020 судебным приставом-исполнителем Тобольского МОСП Андреевой Е.И. составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ (л.д. 14-15).
17.07.2020 в МУП ЖКХ Тобольского района направлено уведомление о рассмотрении протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ на 24.07.2020 в 14 час. 30 мин. по адресу: г. Тобольск, ул. Ремезова, д.120, каб.106 (л.д.13).
24.07.2020 постановлением по делу об административном правонарушении N 220 МУП ЖКХ Тобольского района привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Полагая постановление от 24.07.2020 по делу N 220 незаконным, МУП ЖКХ Тобольского района обратилось в суд с соответствующим заявлением.
29.10.2020 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указанную норму необходимо применять во взаимосвязи с положениями статей 105 и 113 Закона N 229-ФЗ.
В соответствии со статьей 105 Закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Согласно статье 113 Закона N 229-ФЗ в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ возможно при соблюдении следующих условий:
- неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения;
- до привлечения к административной ответственности судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в котором должен быть установлен новый срок для исполнения.
В рассматриваемом случае названные условия для привлечения к административной ответственности соблюдены.
Как указано выше, на основании части 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, 03.03.2018 судебным приставом-исполнителем Тобольского МОСП в отношении МУП ЖКХ Тобольского района вынесено постановление об исполнительском сборе в размере 50 000 руб., которое должником оспорено не было.
После вручения директору МУП ЖКХ Тобольского района Безштанько СВ. требования о явке 14.07.2020 и предоставлении подтверждения исполнения решения Тобольского районного суда от 06.09.2016 по делу N 2-417/2016 в Тобольский МОСП 14.07.2020 поступило заявление от 13.07.2020 исх. N 200, в котором МУП ЖКХ Тобольского района указало, что решение Тобольского районного суда по делу N 2-417/2016 считает исполненным в полном объеме (л.д. 12).
В подтверждении своей позиции МУП ЖКХ Тобольского района представлено распоряжение Администрации Тобольского муниципального района от 31.10.2012 N 1732 с приложениями, согласно которому на основании пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, устава Тобольского муниципального района, положения от 25.11.2010 N 143 "О порядке управления и распоряжения имуществом, находящемся в муниципальной собственности Тобольского муниципального района" с баланса Администрации Тобольского муниципального района актом приема-передачи на баланс и хозяйственное ведение МУП ЖКХ Тобольского района была передана "Водоочистка", расположенная по адресу: п. Прииртышский, ул. Советская, возле дома N 18 (акт приема передачи объекта основных средств N 00000231) для надлежащего обеспечения качественной услугой питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода" (л.д. 21-25).
Иных доказательств, свидетельствующих об исполнении заявителем в полном объеме решения Тобольского районного суда Тюменской области от 06.09.2016 по делу N 2-417/2016, а именно: обеспечение качественной услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения жителей квартир 6, 17, 27 дома N 16 по ул. Трактовая п. Прииртышский Тобольского района Тюменской области и доведение до сведения потребителей решения суда в 10-дневный срок со дня вступления его в законную силу через средства массовой информации, представлено не было.
Посчитав решение районного суда неисполненным, 17.07.2020 судебным приставом-исполнителем Тобольского МОСП Андреевой Е.И. составлен протокол об административном правонарушении по части 11 статьи 17.15 КоАП РФ (л.д. 14-15). 17.07.2020 в МУП ЖКХ Тобольского района направлено уведомление о рассмотрении протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ на 24.07.2020 в 14 час. 30 мин. по адресу: г. Тобольск, ул. Ремезова, д.120, каб.106 (л.д. 13).
23.07.2020 МУП ЖКХ Тобольского района в Тобольский МОСП было направлено ходатайство за исх. N 242, в котором заявитель просил при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не выносить штрафные санкции, применив статью 2.9. КоАП РФ, ограничиться устным замечанием в связи с тем, что исполнить решение Тобольского районного суда невозможно, так как необходимо провести комплекс мер по взысканию с потребителей денежных средств за потребленные ресурсы. Также указано, что имеется задолженность потребителей Тобольского района по оплате коммунальных услуг перед МУП ЖКХ Тобольского района (дебиторская задолженность в сумме 24 189 руб., в том числе за водоснабжение 1055 руб.), МУП ЖКХ Тобольского района осуществляет деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей.
24.07.2020 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 220, в результате которого МУП ЖКХ Тобольского района назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 19).
Таким образом, решение Тобольского районного суда Тюменской области от 06.09.2016 по делу N 2-417/2016, а именно: обеспечение качественной услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения жителей квартир 6, 17, 27 дома N 16 по ул. Трактовая п. Прииртышский Тобольского района Тюменской области и доведение до сведения потребителей решения суда в 10-дневный срок со дня вступления его в законную силу через средства массовой информации, предприятием не исполнено.
Представленные в материалы дела документы не подтверждают соответствие питьевой воды установленным требованиям законодательства, в том числе, СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода".
С учетом изложенного вышеуказанные действия (бездействие) предприятия образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, заявитель на протяжении длительного периода времени с даты возбуждения исполнительного производства принял все меры для надлежащего исполнения исполнительного документа, а также доказательств, свидетельствующих о наличии объективно непреодолимых для должника обстоятельств, препятствующих исполнить требования данного документа, предприятием в материалы дела не представлено.
Указанное свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) МУП ЖКХ Тобольского района состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Соблюдение процедуры и срока давности привлечения предприятия к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и подателем жалобы не оспаривается.
Проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что размер наказания в виде административного штрафа правомерно, с учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, назначен административным органом в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и определен в минимальном размере 30 000 руб.
Доводы МУП ЖКХ Тобольского района о малозначительности совершенного правонарушения отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда личности, обществу, государству. При оценке малозначительности должен быть также решен вопрос о социальной опасности деяния.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (абзац 3 пункта 21 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъясняется, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 Постановления N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Совершенное правонарушение заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что создает угрозу охраняемым общественным отношениям.
Апелляционный суд учитывает длительное неисполнение судебного акта, что влечет несоблюдение конституционных гарантий граждан на судебную защиту. Кроме того, совершенное предприятием правонарушение посягает на принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенного права граждан, подрывает авторитет судебной власти.
Приведенные обстоятельства в совокупности исключают возможность квалифицировать такое правонарушение как малозначительное.
В свою очередь, освобождение предприятия от административного наказания на основании статьи 2.9 КоАП РФ нивелирует принцип неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, что прямо противоречит задачам законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП РФ).
Таким образам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания доводов заявителя о малозначительности совершенного правонарушения обоснованными.
Оснований для назначения основного административного наказания ниже низшего предела (части 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ), равно как и для замены административного штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ), суд апелляционной инстанции не усматривает.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении заявления МУП ЖКХ Тобольского района, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.10.2020 по делу N А70-13059/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-13059/2020
Истец: МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТОБОЛЬСКОГО РАЙОНА
Ответчик: Тобольское межрайонное отделение судебных приставов УФССП по Тюменской области
Третье лицо: ведущий СПИ Тобольского МОСП Андреев Е.И., Зам.начальника отделения - зам.старшего СП Тобольского МОСП Мочихин Н.В., УФССП России по ТО, УФССП России по Тюменской области