город Омск |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А70-11621/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15118/2020) Администрации Ялуторовского района на решение от 25.11.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-11621/2020 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по иску Администрации Ялуторовского района к акционерному обществу "Тюменьхлебопродукт" о понуждении к совершению действий, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления ветеринарии Тюменской области,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Ялуторовского района (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Тюменьхлебпродукт" (далее - АО "Тюменьхлебпродукт", общество, ответчик) об обязании:
- надлежащим образом оформить и зарегистрировать в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области скотомогильник, расположенный на земельном участке с координатами N 56.695954°, Е 66.306065° на территории д. Анисимовка Памятнинского сельского поселения;
- привести в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 04.12.1995 N 13-7-2/469 (далее - Правила), скотомогильник, расположенный на земельном участке с координатами N 56.695954°, Е 66.306065° на территории д. Анисимовка Памятнинского сельского поселения;
- территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее двух метров с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м шириной не менее 1,5 с устройством вала из вынутого грунта.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление ветеринарии Тюменской области (далее также - третье лицо).
Решением от 25.11.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-11621/2020 в удовлетворении исковых требований Администрации отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель указал, что земельный участок, на котором расположен скотомогильник с координатами N 56.695954°, Е 66.306065°, принадлежит ответчику в соответствии с записью о государственной регистрации права, что подтверждено свидетельством о праве собственности от 12.07.2013 N 72НМ433338. Поскольку участок принадлежит АО "Тюменьхлебпродукт", на общество в силу пункта 6.10 Правил возложена обязанность по его приведению и устройству в надлежащее санитарное состояние. Истец полагает, что судом первой инстанции не были исследованы в полной мере приведенные факты, в связи с чем обжалуемое решение является неправомерным.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в декабре 2019 года к Администрации Ялуторовского района обратился Главный государственный ветеринарный инспектор г. Ялуторовска и Ялуторовского района Управления ветеринарии Тюменской области с требованием об оформлении в муниципальную собственность и приведению в соответствии с Правилами два "бесхозяйных скотомогильника", находящихся на территории с. Старый Кавдык и д. Анисимовка Ялуторовского района в срок не позднее 01.06.2020 (письмо Администрации от 31.01.2020 N 2-11/366).
Согласно акту обследования скотомогильника (биотермической ямы) на территории Ялуторовского района Тюменской области от 02.06.2020, составленного комиссией в составе специалиста Администрации, специалиста отдела государственного надзора в области обращения с животными и карантинных мероприятий, сотрудника ГАУ ТО "Исеткий ветцентр", скотомогильник расположен в 150 м на северо-восток от северных ворот ООО "Сапфир" д. Анисимовка Ялуторовского района и имеет координаты N 56.695954°, Е 66.306065°.
К акту приложены фотоматериалы участка и скриншот программного обеспечения "Яндекс.Карты".
Письмом от 27.04.2020 N 2-12/1433 Администрация обратилась к обществу указав, что на земельном участке, принадлежащим АО "Тюменьхлебпродукт", имеется скотомогильник с координатами N 56.695954°, Е 66.306065°, который следует привести в надлежащее состояние в соответствии с Правилами (огородить глухим забором, траншеей, валом из вынутого грунта) не позднее 01.06.2020.
Позиция Администрации основана на том, что АО "Тюменьхлебпродукт" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 8750000 кв.м с адресом: Тюменская область, Ялуторовский район, ПСП "Анисимовка", кадастровый номер 72:21:0000000:17 (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2013 N 72НМ433338). Основанием возникновения права собственности явилось постановление от 15.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6266/2011, которым были признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования АО "Тюменьхлебопродукт" к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Криволукский и К" о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Согласно государственному акту на право собственности на землю пожизненного владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 20.03.1991 N ТЮ2-21-000148 (далее - Акт N ТЮ2-21-000148), подсобному сельскохозяйственному предприятию "Анисимовка" Ялуторовского района Тюменской области предоставлено 875 га земель для сельскохозяйственного производства.
На основании данных документов Администрации полагает, что скотомогильник в д. Анисимовка расположен на земельном участке с кадастровым номером 72:21:0000000:17, принадлежащим обществу.
Указав, что требования Администрации, изложенные в письме от 27.04.2020 N 2-12/1433, не исполнены в установленный срок, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, обосновав свои требования положениями пунктов 5.6, 6.10 Правил.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался статьями 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 11.1, 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктами 5.1, 5.6, 6.10 Правил и исходил из того, что истцом не доказано расположение спорного скотомогильника на территории принадлежащего ответчику земельного участка.
Повторно рассмотрев дело с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого решения.
Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (часть 2).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 Закона N 52-ФЗ).
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относит широкий круг вопросов, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8 часть 1 статьи 14).
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту 6.1 Правил (действующих на момент разрешения спора судом первой инстанции) скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.
В соответствии с пунктом 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Таким образом, предъявление Администрацией требований о возложении на владельца скотомогильника обязанности по его устройству и приведение в надлежащее санитарное состояние соответствует требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности расположения спорного скотомогильника на земельном участке ответчика, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на общество соответствующих обязательств.
В материалах дела отсутствуют доказательства свидетельствующие о том, что спорный скотомогильник расположен в границах принадлежащего ответчику земельного участка.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со статьями 65, 66 АПК РФ обязанность по доказыванию своих требований и возражений лежит на участниках процесса и реализуется посредством предоставления соответствующих доказательств.
В настоящем случае исковые требования Администрации не подтверждены документально, положения части 1 статьи 65 АПК РФ не исполнены.
Кроме того, как следует из уведомления Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Ялуторовский отдел от 21.05.2019 N КУВД-001/2019-1592417/2, в ходе проверки документов при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет было установлено, что конфигурация земельного участка и его характерные точки подлежат уточнению в связи с множественными пересечениями с иными участками.
Представленная регистрационная ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник (биометрическая яма) N 24 описания его местонахождения или координат не содержит.
Согласно перечню скотомогильников от 2012 года, на территории СПК "Криволукский" расположен скотомогильник площадью 600 кв.м на территории пос. Анисимовка, однако на его местоположение или расположение в границах участка, переданного ответчику, не указано.
Как следует из ответа Администрации Ялуторовского района от 17.11.2020 N 2- 09/3967, информация о соответствии или о несоответствии межевого плана, предоставленного АО "Тюменьхлебопродукт" фактическому расположению земельного участка, предоставленного в соответствии с государственным актом ТК2-21-000148, в Администрации Ялуторовского района отсутствует. Для подтверждения соответствия или несоответствия межевого плана фактическому расположению участка необходимо проведение судебной землеустроительной экспертизы.
Ходатайств о проведении по делу судебной экспертизы истцом не заявлено.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование "бесхозного" скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается не только на руководителей организаций, но и на местную администрацию, в ведении которых находятся эти объекты (пункт 6.10 Правил). Соответствие данной нормы требованиям федерального законодательства подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 N КАС06-193.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы апелляционной жалобы не основаны на доказательственной базе или нормах права, не влияют на обоснованность и законность судебного акта, не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы апелляционным судом не распределяются, поскольку ее податель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.11.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-11621/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11621/2020
Истец: Администрация Ялуторовского района, представитель по доверенности Администрации Ялуторовского р-на Митяшшин Юрий Викторович
Ответчик: ОАО "Тюменьхлебопродукт"
Третье лицо: Управление ветеринарии ТО, Управление ветеринарии Тюменкой области