Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25 мая 2021 г. N Ф10-1367/21 настоящее постановление оставлено без изменения
16 февраля 2021 г. |
Дело N А84-2278/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Рыбиной С.А., |
|
|
|
Чертковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гордон А.С.,
при участии в судебном заседании:
от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Клок Кристины Михайловны по доверенности от 11.01.2021 N 01-33/1384-Д;
от Общества с ограниченной ответственностью "Талан" - Трубниковой Полины Анатольевны по доверенности от 17.01.2021;
в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания представителя Общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-Строй",
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.12.2020 по делу N А84-2278/2020 по иску Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя к Обществу с ограниченной ответственностью "Талан", при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Общества с ограниченной ответственностью "Стандарт-Строй" о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Севастополя к Обществу с ограниченной ответственностью "Талан" (далее - Общество) с исковым заявлением о возмещении убытков, связанных с демонтажом рекламных конструкций, расположенных в районах "а/д Севастополь - порт Камышовая бухта, 0 км +045-м, слева" (разрешение на размещение внешней рекламы N 215) и "ул. Вакуленчука - ул. Степаняна" (разрешение на размещение внешней рекламы N 610), в сумме 116 353,50 руб.
Определением суда от 26.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Стандарт-Строй".
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что, подписав договор N 03-06/2 от 29.12.2014 и дополнительное соглашение N 1 от 15.10.2015, Общество "Талан" подтвердило, что срок действия разрешения на размещение спорных рекламных конструкций установлен до 31.12.2015. Кроме того, в случае изменения срока действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций Общество обязано было в письменном виде уведомить Департамент об этих изменениях в целях подготовки и подписания сторонами нового дополнительного соглашения. Информации об этих изменениях Департаменту не представлено, о действии разрешений N 215, N 610, выданных в Украине, Департаменту на момент выдачи предписания не было известно.
Поскольку рекламные конструкции эксплуатировались Обществом без договора, 31.03.2016 Департаментом обоснованно было выдано предписание N 5 на демонтаж рекламных конструкций. Демонтаж рекламных конструкций Департаментом произведен задолго до подачи исковых заявлений по делам N А84-5747/2019, А84-4803/2018.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Обществу "Талан" принадлежали рекламные конструкции "а/д Севастополь - порт Камышовая бухта, 0 км +045-м, слева (разрешение N 215)" и "ул. Вакуленчука - ул. Степаняна" (разрешение N 610).
Во исполнение постановления Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" между Управлением архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя и Обществом "Талан" заключен договор N 03-06/2 от 29.12.2014 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя (далее - Договор, т.1, л. 63-75).
Приложением N 1 к договору N 03-06/2 был согласован перечень мест размещения рекламных конструкций с указанием срока действия разрешений до 31.12.2017, в том числе и спорных рекламных конструкций.
В соответствии с Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 29.12.2016 N 1300-ПП, к полномочиям Департамента относятся: выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, согласование дизайн-проектов информационных конструкций; организация проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя, заключение по результатам указанных торгов договоры и осуществление контроля за выполнением условий заключенных договоров; обеспечение разработки, согласования и утверждения схемы размещения рекламных конструкций, внесение изменений в нее; принятие решения об аннулировании ранее выданных разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе и правовыми актами города Севастополя; осуществление централизованного учета рекламных конструкций и мест их установки на территории Севастополя.
31 марта 2016 года ответчику выдано предписание N 5 о демонтаже спорных рекламных конструкций.
В связи с тем, что ответчиком действия по демонтажу рекламных конструкций не были произведены, Департамент поручил Обществу "Стандарт-Строй" (согласно государственному контракту N 06/2017 от 17.11.2017 с последним) демонтаж (снос), перемещение и хранение спорных рекламных конструкций.
Согласно акту N 22 принятия на хранения и учет демонтированной рекламной и/или информационной конструкции от 25.12.2017 Общество "Стандарт-Строй" произведен демонтаж, в том числе спорных рекламных конструкций, которые приняты на хранение специализированной организацией в день составления указанного акта, а также приняты на учет Департаментом под N 2, 16 (т.1, л. 137).
Расходы на демонтаж спорных конструкций Общества "Талан" составили 116 353,50 руб.
26 декабря 2017 года в адрес Общества "Талан" направлено уведомление N 177/2017 о произведенном демонтаже и принятии на хранение демонтированной рекламной и/или конструкции. Также Обществу предложено возместить убытки, связанные с принудительным демонтажем рекламных конструкций, в сумме 116 353,50 руб.
Указанное уведомление 13.03.2018 направлено в адрес Общества "Талан" посредством почтовой связи и размещено на официальном сайте Департамента в разделе "Уведомления о произведенном демонтаже и принятии на хранение демонтированной рекламной и/или информационной конструкции".
Неисполнение ответчиком требований о компенсации затрат на демонтаж послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим иском.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для возмещения вреда истец должен доказать совокупность следующих обстоятельств: факт причинения вреда и его размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между указанными обстоятельствами.
Согласно пункту 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 21.1 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
На основании части 21.3 статьи 19 Закона о рекламе по требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", расходы по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции подлежат взысканию с лица, ее установившего, а при его отсутствии - с лица, осуществляющего непосредственную эксплуатацию такой конструкции.
Пунктом 1 постановления Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период", вступившего в законную силу с 30.10.2014 - дня опубликования на официальном сайте Правительства Севастополя (далее - Постановление N 422) (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП) было предусмотрено, что разрешения на размещение рекламных конструкций, выданные в установленном законом порядке и срок действия которых не истек по состоянию на 21.03.2014, действуют до окончания срока их действия. До истечения указанного срока действие разрешения может быть прекращено по инициативе физического или юридического лица, имеющего такое разрешение, или в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя.
Пунктом 7 Постановления N 422 устанавливалась обязанность юридических и физических лиц, владеющих рекламными конструкциями на праве собственности или ином вещном (обязательственном) праве, расположенными на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в срок до 01.01.2015 заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с уполномоченным органом государственной власти в соответствии с ранее выданными разрешениями на срок их действия, установленный данным постановлением.
Таким образом, Постановлением N 422 были урегулированы правоотношения в сфере размещения объектов рекламы с учетом особенностей перехода города Севастополя в правовое поле Российской Федерации, в том числе предусмотрен порядок определения (продления) периода действия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданных до 21.03.2014.
Вместе с тем, в целях приведения нормативных правовых актов Севастополя в соответствие с действующим законодательством, по результатам рассмотрения протеста Прокуратуры города Севастополя от 02.02.2015 N 7-13-2015, постановлением Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП "О признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" Постановление N 422 признано утратившим силу.
Несмотря на то, что постановлением Правительства Севастополя от 19.02.2015 N 101-ПП Постановление N 422 признано утратившим силу, режим законного размещения рекламных конструкций до истечения срока разрешений на размещение рекламных конструкций, выданных до 21.03.2014, сохраняется в силу положений статьи 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Как установлено судом, Общество "Талан" было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей Украины в качестве юридического лица 04.03.2004. В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Общество привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 26.12.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН 1149204069904).
На дату вхождения Республики Крым в Российскую Федерацию Обществу "Талан" на праве собственности по договорам купли-продажи 239 принадлежат рекламные конструкции с соответствующими разрешениями на размещение, выданными Севастопольской городской государственной администрацией, в том числе и по спорным рекламным конструкциям (разрешение N 610, с учетом протокола N 3 от 17.07.2013 срок действия продлен до 30.12.2020; разрешение N 215, с учетом протокола N 3 от 17.07.2013 срок действия разрешения продлен до 31.12.2021).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.08.2020 по делу N А84-5747/2019 установлено, что разрешения N 610 и 215 на спорные рекламные конструкции выданы уполномоченным на тот период времени органом, при наличии к тому оснований, переоформлены ответчику в установленном порядке, после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым указанные разрешения не прекратили своего действия, и являются праворазрешающими документами на размещение заявителем рекламных конструкций на территории города Севастополя в пределах указанного в них срока.
Поскольку сторонами по делу N А84-5747/2019 являлись стороны рассматриваемого дела, обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда города Севастополя, имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора. Поэтому в силу ст. 69 АПК РФ правомерно учтены судом.
Довод апелляционной жалобы о том, что Департаменту не было известно о сроке действия разрешений N 215, 610, выданных Обществу в Украине, отклоняется, поскольку данные разрешения выданы в установленном законом порядке, суд первой инстанции лишь подтвердил данные обстоятельства.
То обстоятельство, что решение суда по делу N А84-5747/2019 состоялось после демонтажа, вопреки доводам апеллянта, не имеет правового значения, поскольку не нивелирует выводы суда об отсутствии в бездействии Общества противоправности.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку апелляционная жалоба подана Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, который в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы не взыскивается.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 03.12.2020 по делу N А84-2278/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2278/2020
Истец: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Ответчик: ООО "Талан"
Третье лицо: ООО "Стандарт-Строй"