г. Хабаровск |
|
17 февраля 2021 г. |
А80-120/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Воронцова А.И., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Розыевым С.С.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство"
на решение от 15.09.2020
по делу N А80-120/2020
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
по иску государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (ОГРН 1028700586694, ИНН 8700000466)
к муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (ОГРН 1028700588861, ИНН 8709007875)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении контракта на поставку тепловой энергии от 10.12.2019 N 286-Т/20,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (далее - ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз") обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с иском к муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (далее - МП "Горкоммунхоз") об урегулировании разногласий по контракту от 10.12.2019 N 286-Т/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление финансов, экономики и имущественных отношений Администрации городского округа Анадырь, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чукотском автономном округе, Управление Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу.
ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" неоднократно уточняло просительную часть искового заявления, в итоге просило урегулировать разногласия, возникшие при заключении контракта на поставку тепловой энергии от 10.12.2019 N 286-Т/20, приняв:
- пункт 5.1.2 контракта в следующей редакции: "Производить ежемесячное снятие показаний приборов учета с 18 по 23 число каждого месяца и в течение 2 (двух) рабочих дней с момента снятия показаний представлять отчетные ведомости за потребленное тепло и теплоноситель в письменном виде в адрес поставщика. При нарушении сроков представления показаний приборов в качестве среднесуточного показателя принимается количество тепловой энергии, теплоносителя, определенное по приборам учета за предыдущий расчетный период, приведенное к расчетной температуре наружного воздуха за текущий отчетный период, с правом на перерасчет при представлении показаний приборов учета с опозданием;
- пункт "г" приложения N 4 "Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон" к контракту в следующей редакции: "Границей зоны эксплуатационной ответственности (обслуживания тепловых сетей) по 4 объекту "заказчика" является внешняя стена гаражного бокса".
На основании статьи 49 АПК РФ уточнения судом приняты.
Решением суда от 15.09.2020 исковые требования удовлетворены, разногласия урегулированы в редакции истца.
В апелляционной жалобе МП "Горкоммунхоз" (поставщик) просит решение суда от 15.09.2020 отменить, спор урегулировать в редакции ответчика. По пункту "г" приложения N 4 к контракту заявитель считает границей зоны эксплуатационной ответственности отдельно стоящего гаражного бокса фланец присоединения его трубопровода к задвижке поставщика на ответвлении от магистральных тепловых сетей в УТ-1а/11, согласно схеме. По договору аренды муниципального гаражного бокса от 26.08.2007 N 106 именно арендатор (абонент) обязан заключить договор аренды части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, занятой арендуемым нежилым помещением пропорционально занимаемой площади здания жилого дома на срок действия заключенного настоящего договора (п. 2.3.3.18). Спорный участок тепловых сетей в реестре муниципального имущества не учтен. То обстоятельство, что владелец объекта не оформил в собственность свою присоединительную сеть к магистральным сетям теплоснабжения, который впоследствии сдал в аренду истцу, не может являться основанием для передачи спорного участка в обслуживание ответчика, не являющегося стороной договора аренды.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 АПК РФ.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Граница балансовой принадлежности устанавливается по линии раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании (абзац 4 пункта 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012). При этом граница эксплуатационной ответственности в силу абзаца 5 пункта 2 названных Правил N 808 устанавливается соглашением сторон договора теплоснабжения, а при отсутствии такого соглашения - определяется по границе балансовой принадлежности; точка поставки - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пункте 1 статьи 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 4 статьи 14 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Из части 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении следует, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
При выявлении на находящейся в его ведении территории поселения или городского округа бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, орган местного самоуправления несет обязанность по определению теплосетевой или единой теплоснабжающей организации.
Как следует из материалов дела, между Управлением ФЭИО Администрации г. Анадырь и ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" заключен договор от 26.08.2007 N 106 аренды нежилого помещения - гаража, площадью 48,8 кв.м, кадастровый номер 87:05:000000:990, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Полярная, д. 6, находящегося в муниципальной собственности городского округа Анадырь.
По условиям договора подводящие сети теплоснабжения к арендуемому потребителем объекту в эксплуатацию не передавались, обязанность по их содержанию на ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз" не возлагалась.
По сведениям Управления ФЭИО Администрации г. Анадырь спорная сеть в реестре муниципального имущества не значится.
Таким образом, поскольку участок между внешней стеной объекта, принадлежащего истцу, и спорными сетями является бесхозяйным, обязанность по эксплуатации и несению расходов по обслуживанию и содержанию несет ресурсоснабжающая организация. Точка поставки определяется по границе балансовой принадлежности, то есть по границе принадлежащего истцу имущества, в данном случае - по внешней стене гаража.
Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что спорный участок сетей расположен в пределах арендуемого истцом земельного участка не нашел подтверждения.
Земельный участок арендатору гаража не передавался.
Свидетельство государственной регистрации права от 12.05.2015 и выписка из реестра федерального имущества от 25.02.2019 N 2/11 выданы на земельный участок с кадастровым номером 87:05:000006:12 под гараж, расположенный по ул. Полярная, 5 пом.1.
Ссылка ответчика на условия договора аренды от 26.08.2007 N 106 об обязанности арендатора заключить договор аренды части земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, и на то, что истец является единственным потребителем ресурса, достаточным основанием для возложения бремени содержания бесхозяйных сетей на арендатора не является.
С учетом изложенного, пункт "г" приложения N 4 "Акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон" к контракту обоснованно принят судом в редакции истца - по внешней стене гаражного бокса".
Доводы ответчика в апелляционной жалобе о злоупотреблении истцом правом при перерасчете стоимости ресурса в случае несвоевременного представления потребителем показаний приборов учета (спорный пункт 5.1.2 контракта) также подлежат отклонению.
Согласно статье 19 Закона о теплоснабжении, статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством РФ, до установки приборов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих. Количество тепловой энергии и теплоносителя определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный договором период. К учетным данным, помимо прочих, отнесен объем тепловой энергии, израсходованной потребителем, определенный по показаниям теплосчетчика Коммерческому учету подлежит, в том числе количество тепловой энергии, используемой, в том числе в целях горячего водоснабжения (пункт 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034).
Исходя из смысла законодательства об энергоснабжении, приоритетным и наиболее достоверным способом определения объема потребленной энергии является учетный, то есть по приборам учета.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Несвоевременное представление абонентом энергоснабжающей организации сведений об объеме поставленной энергии не является основанием для определения этого объема иным способом или отказа в перерасчете его стоимости в случае последующего предоставления абонентом в разумный срок достоверных учетных сведений (определение ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9921/13).
Возможность последующего перерасчета стоимости потребленной тепловой энергии по показаниям прибора учета не свидетельствует о злоупотреблении потребителем права, оснований для применения положений статьи 10 ГК РФ, на чем настаивает ответчик в апелляционной жалобе, суд не усматривает.
Таким образом, дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобе основаниям.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 15.09.2020 по делу N А80-120/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А80-120/2020
Истец: ГП ЧАО "Чукоткоммунхоз"
Ответчик: МП "Горкоммунхоз"
Третье лицо: ТУ Росимущества в ЧАО, 6ААС, АО УФНС России по Чукотскому, Управление финансов, экономики и имущественных отношений Администрации ГО Анадырь