город Ростов-на-Дону |
|
16 февраля 2021 г. |
дело N А32-1016/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетовой В.А.
при участии:
от истца: представитель Колесников А.А. по доверенности от 18.12.2020;
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2020 по делу N А32-1016/2020 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" (ИНН 2315999816, ОГРН 1182375006307) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" (далее - ответчик, ООО "ИПП") о взыскании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 1 287 209,24 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.11.2019 по 06.12.2019 в размере 5 730,73 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных начиная с 07.12.2019 по день фактической уплаты на сумму вышеуказанной платы.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на доказанность факта нарушения сроков доставки вследствие задержки вагонов в пути следований, а также нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования. По мнению истца, выводы суда о том, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов, противоречат нормам УЖТ РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Ответчик, извещенный надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.03.2018 между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "ИПП" (владелец) заключен договор N 239/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, в соответствии которым осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
В силу пункта 2 договора границей железнодорожного пути необщего пользования является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 563.
Развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 3279,9 м, в том числе принадлежащая перевозчику - нет м (пункт 3 договора).
Движение маневровых составов по железнодорожному пути, необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и сигнализации на железных дорогах и инструкции с порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (пункт 4 договора).
Пунктом 5 договора предусмотрено, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
При наличии эксплуатационной возможности, по согласованию сторон подача вагонов производится в соответствии с заявкой.
В соответствии с пунктом 6 договора уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции - диспетчеру владельца по телефону 38-581, с записью в книге уведомлений: формы ГУ-2. Уведомление о предстоящей передаче подается не позднее чем, за 2 часа до подачи вагонов. Вагоны, поданные переводчиком, без уведомления, принимаются владельцем на ответственность через 2 часа после фактической подачи вагонов перевозчиком на выставочные пути. При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении. При подаче вагонов позднее срока, указанного в уведомлении, но не более 2 часов, вагоны принимаются на ответственность владельца с момента фактической подачи. Если опоздание превышает 2 часа, перевозчик обязан вновь уведомить владельца о предстоящей подаче. В случае невозможности слива вагонов, прибывших с отдельных станций отправления, владелец уведомляет об этом в письменном виде перевозчика в лице начальника станция Новороссийск. На данные факты перевозчиком составляется акт общей формы.
В силу пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей необщего пользования NN 8, 9, 10, 11 ООО "НМГ".
Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки. Количество вагонов, одновременно подаваемых владельцу, устанавливается не более 67 цистерн (пункт 8 договора).
С учетом специфики выгружаемого груза, вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов, светлые нефтепродукты - в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, карбамидно - аммиачная смесь (КАС) - не более 20 вагонов, темные нефтепродукты - не более 12 вагонов.
Согласно пункту 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются, группами в количестве: светлые нефтепродукты - не менее 18 вагонов, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не менее 20, темные нефтепродукты - не менее 12 вагонов.
По согласованию сторон, либо при недостатке на железнодорожном пути необщего пользования вагонов, допускается возврат меньшего количества вагонов. О передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке владелец передает перевозчику уведомление: приемосдатчик владельца уведомляет приемосдатчика груза и багажа станции Новороссийск по телефону 38-627 с последующим письменным подтверждением в течение смены. Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожных выставочных путей в течение 5 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке. В случае занятости выставочных путей необщего пользования, ранее убранными с оформленными перевозочными документами порожними вагонами более 5 часов по причинам, зависящим от перевозчика и невозможностью вывода следующей группы порожних вагонов на выставочные пути, акт общей формы не составляется (пункт 10 договора).
Сдача и прием грузов и вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях NN N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ" (пункт 11 договора).
Владелец может использовать выставочные пути N 6 и N 7 ООО "НМТ" по письменному уведомлению перевозчика, согласованному с ООО "НМТ".
При прибытии вагонов с нарушениями, предусмотренными статьей 41 Устава железнодорожного транспорта РФ в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, выдача грузов производится с участием представителя перевозчика.
Пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен следующий технологический срок оборота вагонов: для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 час. 00 мин. при подаче вагонов в количестве 24 и менее - 3 часа; для вагонов с КАС - 6 час. 30 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10-15.04.) - 12 час. 00 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04.-15.10.) 8 час. 00 мин.
Согласно пункту 13 договора суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по выгрузке основных родов грузов составляет: светлые нефтепродукты - 252 нагона; карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - 60 вагонов; темные нефтепродукты с 15.04 по 15.10-24 вагона, с 15.10 по 15.04 - 12 вагонов. Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,5 км в оба конца.
В соответствии с подпунктом в) пункта 15 договора, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам тарифного руководства "плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 М/27-m/l с учетом коэффициентов индексации.
В силу пункта 16 расчеты по договору производятся в соответствии с условиями соглашения об на организации расчетов от 06.02.2018 N 23с/02-18, заключенного между владельцем к ОАО "РЖД". Причитающиеся перевозчику платежи вносятся владельцем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый, лицевой счет (ЕЛС) владельца 1005755450:
- по подпункту "а" пункта 15 за услуги, оказываемые при подаче и уборке вагонов при применении ставов таблицы N 8 Тарифного руководства N 3 - посредством ежемесячных авансовых платежей на первое число отчетного месяца, либо на первый рабочий день отчетного месяца.
- по подпунктам "б", "в" пункта 15 договора платежи вносятся владельцем по факту оказания услуг.
Как указывает истец, следовавшие в адрес ответчика в ноябре - декабре 2018 года вагоны с грузом были остановлены в пути следования из-за невозможности приема их станцией назначения Новороссийск СКЖД по причине невыполнения грузополучателем ОАО "ИПП" технологических сроков оборота вагонов.
В адрес ответчика истцом направлены претензионные письма с требованием оплатить время нахождения вагонов на путях общего пользования, однако претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно частям 11 - 13, 18 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца.
В пункте 22 договора стороны определили, что по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Правилами N 26.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно абзацу 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как следует из совокупного анализа статьи 39 УЖТ РФ, пунктов 4.6, 4.7 Правил N 26, Тарифного руководства N 127-т/1, что в законе закреплены два условия для внесения грузополучателем платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования, а именно: нарушение технологических норм выгрузки и, как следствие, нарушение срока доставки груза.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 N Ф08-7208/2020 по делу N А32-27944/2019 изложена правовая позиция, согласно которой основанием для взыскания платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является еще и доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования. По смыслу части 12 статьи 39 УЖТ РФ грузополучатель должен внести названную плату и в отсутствие нарушения технологических норм выгрузки вагонов, если невозможно в установленные сроки подать на выгрузку все поступившие в его адрес вагоны. Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в приеме груза в силу публичного характера договора перевозки; грузополучатель должен самостоятельно урегулировать количество отправляемого в его адрес груза со своими контрагентами - грузоотправителями (о чем также указано в статье 39 УЖТ РФ). Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов внести плату за пользование инфраструктурой перевозчика. Перевозчик не должен нести бремя содержания вагонов на своих путях, в случае их прибытия более того количества, которое может переработать грузополучатель.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 УЖТ РФ обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него. Таким образом, владелец данных путей (в данном случае ОАО "РЖД") при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Владелец железнодорожных путей в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов грузополучателя были заняты по причинам, зависящим от него, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. Само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Отклонение от технологических сроков не является безусловным основанием для применения абзацев 11, 12 статьи 39 УЖТ РФ. Суду необходимо исследовать занятость путей необщего пользования и наличие технической возможности по приему вагонов в спорный период времени (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2018 по делу N А32-8959/2017).
На основании изложенного в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства соблюдения грузополучателем технологических сроков оборота и динамика занятости путей необщего пользования грузополучателя, наличие препятствий в подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношение в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования владельца железнодорожных путей.
Основанием к начислению платы за нахождение вагонов на путях общего пользования являются акты общей формы, подписанные сторонами с возражениями.
Истец начислил ответчику плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 1 287 209,24 руб.
Истец указывает, что по причине несоблюдения грузополучателем технологического срока оборота вагонов перевозчик вынужден был задержать поезд в пути следования, то есть осуществить "бросание" вагонов на промежуточной станции. В доказательство нарушения срока оборота вагонов истец представил ведомости подачи и уборки вагонов.
Ответчик, возражая против заявленных требований, указывает на непредставление истцом доказательств отсутствия возможности приема спорных вагонов станцией назначения по зависящим от ответчика причинам и недоказанность вины ответчика в нарушении срока доставки спорных вагонов. Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
Суд первой инстанции, с учетом положений статей 191, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о пропуске истцом срока давности по требованиям.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что по прибытии спорных вагонов на станцию назначения Новороссийск истцом были составлены акты общей формы NN 15/23637, 15/23638 от 28.12.2018, NN 15/658, 15/659 от 09.01.2019, NN 15/2604, 15/2605 от 08.02.2019, NN 15/2780, 15/2781, 15/2783, 15/2784 от 12.02.2019 о задержке поездов со спорными вагонами на промежуточных станциях по причине, зависящей от грузополучателя.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 02.10.2019 N 19/1754 с требованием о внесении платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Отношения сторон по предмету спора регулируются договором N 239/2 от 26.03.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ИПП" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги.
Указанный договор определяет порядок эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ответчику, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "Новороссийский мазутный терминал" (ООО "НМТ") и являющегося его продолжением.
Обслуживание пути необщего пользования ответчика производится локомотивом последнего. Границей пути необщего пользования ответчика является передний стык рамного рельса стрелочного перевода N 563.
Согласно пункту 3 договора развернутая длина пути необщего пользования ответчика составляет 3 279,9 м.
В силу пункта 5 договора подача вагонов на путь необщего пользования ответчика производится круглосуточно по уведомлению. При наличии эксплуатационной возможности подача вагонов производится в соответствии с заявкой диспетчера ООО "ИПП".
Согласно пункту 11 договора сдача и прием грузов и вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях NN 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ". В силу названного пункта ответчик также может использовать выставочные пути N 6 и N 7 ООО "НМТ" по письменному уведомлению истца, согласованному с ООО "НМТ".
Пунктом 8 договора установлено количество одновременно сдаваемых вагонов - не более 67 цистерн.
Пунктом 12 договора определен технологический срок на обработку вагонов в зависимости от номенклатуры груза:
- для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 часов 00 минут, при подаче вагонов в количестве 24 и менее вагонов - 3 часа;
- для вагонов с КАС - 6 часов 30 минут;
- для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10 - 15.04) - 12 часов 00 минут;
- для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04 - 15.10) - 8 часов 00 минут.
Суточная перерабатывающая способность пути необщего пользования ответчика по выгрузке основных родов грузов составляет:
- светлые нефтепродукты - 252 вагона, КАС - 60 вагонов, темные нефтепродукты - 24 вагона в летнее время, 12 вагонов в зимнее.
Подпунктом "в" пункта 15 договора установлено, что за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава по причинам, зависящим от ответчика, последний вносит перевозчику плату в размере, установленном приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1.
В обоснование своих требований истец ссылается на ведомости подачи и уборки вагонов, в которых отражена информация о фактах нарушения ответчиком технологического срока вагонов, установленного для груза "Дизельное топливо" в размере 10 часов. Принимая во внимание, что согласно договору N 239 от 26.03.2018 сдаваемые на путь необщего пользования ответчика вагоны подаются через выставочные пути, которые не имеют грузового фронта, т. к. предназначены для размещения вагонов, с которыми выполняют приемо-сдаточные операции, вагоны, по которым истцом зафиксировано превышение срока оборота, не могут в течение всего времени их оборота находиться на выставочных путях ООО "НМТ", иное означало бы прекращение приемо-сдаточных операций на отдельно взятом выставочном пути. Поскольку информация о прекращении по вине ответчика приемо-сдаточных операций на выставочных путях ООО "НМТ" истцом не заявлялась, суд приходит к выводу о том, что вагоны со сверхнормативным сроком оборота не могли находиться на выставочных путях ООО "НМТ" и препятствовать подаче и уборке вагонов с выставочных путей, т. к. указанные вагоны находились на пути необщего пользования ответчика. Таким образом, бесспорных доказательств невозможности приема спорных железнодорожных составов станцией назначения по причине нарушения ООО "ИПП" технологического срока оборота вагонов истцом не представлено.
Согласно представленным в материалы дела ведомостям подачи и уборки вагонов ответчиком на протяжении периодов бросаний допускались как случаи нарушения технологического срока оборота вагонов, так и случаи досрочной обработки вагонов.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, утв. Приказом МПС РФ от 29.09.2003 N 67, технологический срок оборота вагонов включает с себя полный перечень операций с вагонами вплоть до их передачи на выставочные железнодорожные пути после выполнения грузовых операций (завершение приемо-сдаточных операций по ним).
В соответствии с пунктом 4.7 Правил МПС РФ от 18.06.2003 N 26 временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Таким образом, истец обязан был "поднять" спорный ж/д состав в связи с освобождением мест выгрузки. Вместе с тем, в нарушение действующих нормативных документов истец данную обязанность не выполнил.
Указанное свидетельствует об отсутствии фактической связи между нарушением технологического срока оборота вагонов и причиной оставления от движения/поднятия спорных вагонов.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не доказал обстоятельства того, что в заявленный период задержка вагонов на ж/д путях общего пользования происходила по вине ООО "ИПП" ввиду нарушения последним нормативов выгрузки вагонов на путях необщего пользования. Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы настоящего дела безусловные доказательства того, что причиной нарушения сроков доставки грузов в спорный период послужили действия ответчика.
Нарушение сроков доставки грузов по вине ответчика истец подтверждает транспортными железнодорожными накладными, которые согласно ст. 785 ГК РФ являются перевозочными документами, подтверждающим заключение договора перевозки грузов.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена обязанность перевозчика доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. В случае нарушения сроков доставки грузов Устав железнодорожного транспорта предполагает вину перевозчика, пока не доказано иное. При этом Устав предусматривает освобождение перевозчика от ответственности как при наличии объективных обстоятельств (пункты 29, 97 Устава), так и в случае задержки по вине грузоотправителя, грузополучателя, например в силу пунктов 6.2, 6.6, 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
Исходя из изложенного, для того чтобы признать обоснованными доводы истца о нарушении сроков доставки по вине грузополучателя, истцу необходимо представить доказательства того, что такое обстоятельство существовало, а также того, что это обстоятельство возникло не по вине перевозчика.
Общие нормы, регламентирующие сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила их исчисления утверждены вышеуказанными Правилами N 245.
За несоблюдение сроков доставки перевозчик несет ответственность в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Разъясняя положения об ответственности перевозчика, Пленум ВАС РФ в пункте 25 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", обращает внимание, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 и 6 Правил N 245. В этой связи необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного обстоятельства. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
Согласно п. 2 Правил N 245 исчисление сроков доставки груза начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза, определенная исходя из положений Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
Согласно пункта 4.2. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 39 (ред. от 03.10.2011) "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" при составлении в пути следования актов, относящихся к данной перевозке, указывается номер акта, дата его составления, о чем составлен акт (например, "о недостаче..... мест", "о недостаче массы..... кг"), станция составления акта. При перевозке груза по электронной накладной, кроме этого, в электронную накладную вносится код коммерческой неисправности (при составлении акта общей формы) в соответствии с классификатором коммерческих неисправностей, утвержденным перевозчиком.
В соответствии с требованиями Регламента по оформлению документов N 2827р., после прибытия вагонов на станцию назначения истец согласно п. 4.1.1. в лице уполномоченного работника станции назначения запрашивает в системе ЕАСАПР М информацию обо всех Актах, составленных по отправке. Далее, с учетом п. 4.1.2. на основании сведений, содержащихся в Актах, составленных в пути следования, проверяет наличие всех необходимых отметок в перевозочных документах и, при их отсутствии, проставляет отметки, в системе ЕАСАПР М формирует Акт на увеличение сроков доставки (далее - "итоговый Акт на увеличение срока доставки"). При этом в "итоговый Акт на увеличение срока доставки" могут быть включены только задержки, отнесенные в системе ЕАСАПР М по причинам, не зависящим от ОАО "РЖД".
Согласно п. 4.1.3 составленный "итоговый Акт на увеличение срока доставки" распечатывается в трех экземплярах, подписывается уполномоченными работниками станции назначения, его составившими. Один экземпляр составленного "итогового Акта на увеличение срока доставки" остается в делах станции назначения, два экземпляра "итогового Акта на увеличение срока доставки" и перевозочные документы вместе с приложенными Актами передаются по книге ф. ГУ-4 8 в ЛАФТО в течение 6 часов после прибытия вагонов, контейнеров, на станцию назначения.
Таким образом, отслеживание, установление и учет всех причин задержек происходит после прибытия поезда на станцию назначения. Именно после прибытия устанавливается фактически расчетный срок доставки грузов, с учетом "итогового Акта на увеличение срока доставки", учитывающего причины задержек, не зависящие от перевозчика, а также на основании иных актов общей формы, которые составлены по причинам, зависящим от ОАО "РЖД".
Согласно п. 3.1 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (ред. от 03.10.2011) "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (зарегистрирован в Минюсте РФ 30.06.2003 N 4856) акты общей формы составляются на станциях для удостоверения, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользовании и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
В силу п. 3.2.1 указанных Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом о составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в Правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.
К таким случаям подпункт 6.7 пункта 6 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, относит среди прочих задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Таким образом, в случаях задержек вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, в железнодорожных накладных и дорожных ведомостях проставляются отметки о составлении актов общей формы о фактах таких задержек.
В дорожных ведомостях и железнодорожных накладных, представленных в материалы настоящего дела по пункту 5 исковых требований, содержатся сведения об увеличении срока доставки грузов на 30 суток на основании актов N 1 от 27.12.2018, N 1 от 11.12.2018, N 1 от 09.01.2019, N 1 от 07.02.2019, N 1 от 12.02.2019, не представленных в материалы дела. Аналогичные сведения содержатся в графе "Отметки перевозчика" соответствующих железнодорожных накладных.
В связи с отсутствием указанных доказательств в материалы дела, не представляется возможным установить все причины задержек спорных вагонов, как по вине грузополучателя, так и по вине перевозчика. Вместе с тем, доказательств вины ответчика в остановке спорных вагонов на промежуточных станциях Суворовская, Кизляр, Гулькевичи, Ремонтная в материалы дела не представлено.
Ведомости подачи и уборки вагонов, предоставленные истцом, содержат сведения о случаях несоблюдения ответчиком срока оборота вагонов, что, однако, не позволяет определить степень влияния данного обстоятельства на срок доставки груза и на возможность станции назначения принять остановленный от движения состав.
Истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено в материалы дела достаточных доказательств в подтверждение доводов о том, что "бросание" спорных вагонов в пути следования и нарушение сроков их доставки произошли по причинам, зависящим от ответчика.
Руководствуясь изложенным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения исковых требований ОАО "РЖД" отсутствуют.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2020 по делу N А32-1016/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1016/2020
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО РЖД "Северо-Кавказская железная дорога"
Ответчик: ОАО "ИПП", ООО "ИПП"