Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 июня 2021 г. N Ф01-435/21 настоящее постановление оставлено без изменения
15 февраля 2021 г. |
А11-6582/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (600017, г. Владимир, ул. Батурина, д. 30, этаж 5, пом. 11; ОГРН 1033301818659, ИНН 3327329166)
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.10.2020
по делу N А11-6582/2019,
принятое по заявлению акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 20.03.2019 N 421/01-02,
при участии в судебном заседании представителей:
акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" - Опарина А.Н. по доверенности от 27.12.2019 N 33 АА 1976895 сроком действия до 08.09.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области - Дюкова Н.А. по доверенности от 04.12.2020 N 11 сроком действия три года, диплом о высшем юридическом образовании;
Товарищества собственников жилья "Дуброва-36" - председатель Султанов И.Р. на основании протокола от 18.03.2019 N 45;
индивидуального предпринимателя Киселевой Ирины Валентиновны и Киселевой Ирины Валентиновны - Киселева И.В. лично на основании паспорта гражданина РФ;
от Торбика Валерия Валерьевича - Торбик В.В. лично на основании паспорта гражданина РФ;
от Глазовой Елены Владимировны - Глазова Е.В. лично на основании паспорта гражданина РФ;
и установил:
акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее - АО "ВКС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области (далее - Инспекция, надзорный орган) от 20.03.2019 N 421/01-02.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Товарищество собственников жилья "Дуброва-36" (далее - Товарищество), индивидуальный предприниматель и гражданин Киселева Ирина Валентиновна (далее - ИП Киселева И.В.), Тисленко Дмитрий Антонович (далее - Тисленко Д.А.), Ланчинский Андрей Дмитриевич (далее - Ланчинский А.Д.), Николаева Евгения Олеговна (далее - Николаева Е.О.), Петрова Альбина Евгеньевна (далее - Петрова А.Е.), Костин Дмитрий Михайлович (далее - Костин Д.М.), Костина Татьяна Генриховна (далее - Костина Т.Г.), Костина Ольга Александровна (далее - Костина О.А.), Шмуратко Александр Николаевич (далее - Шмуратко А.Н.), Глазова Елена Владимировна (далее - Глазова Е.В.), Глазов Александр Владимирович (далее - Глазов А.В.), Чебуханов Александр Анатольевич (далее - Чебуханов А.А.), Торбик Валерий Валерьевич (далее - Торбик В.В.), Левтеев Игорь Олегович (далее - Левтеев И.О.), Щукин Александр Викторович (далее - Щукин А.В.), Щуров Вячеслав Георгиевич (далее - Щуров В.Г.).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 13.10.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, суд первой инстанции отменил обеспечительные меры.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения к ней) заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенным в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права.
АО "ВКС" настаивает на том, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в многоквартирном доме в спорный период производилось правомерно в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, то есть на основании суммарных показаний приборов учета по дому в целом.
В отзывах на апелляционную жалобу (с учетом дополнений к ним) Киселева И.В., Торбик В.В., Глазова Е.В., Глазов А.В., Левтеев И.О. поддерживают доводы апелляционной жалобы, просят ее удовлетворить.
В отзывах на апелляционную жалобу Инспекция и Товарищество указывают на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
В судебном заседании представители Общества, Инспекции, Товарищества, Киселева И.В., Торбик В.В., Глазова Е.В. поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения отражены в протоколе судебного заседания.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Указом губернатора Владимирской области от 11.02.2020 N 14 Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области переименована в Инспекцию государственного жилищного надзора Владимирской области (изменения в ЕГРЮЛ внесены 21.05.2020).
Установлено по делу, что с целью проверки информации, изложенной в обращении (вх. N 522-гжи-01-08 от 12.02.2019) собственника жилого помещения дома N 36г по ул. Верхняя Дуброва г. Владимира, на основании приказа (распоряжения) заместителя руководителя Инспекции от 15.03.2019 N 584/01-02 уполномоченное должностное лицо Инспекции провело в отношении АО "ВКС" внеплановую документарную проверку в части начисления платы за отопление (том 2 л.д.9-12).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 20.03.2019 N 421/01-02 (том 2 л.д.13-14).
По окончании проверки Инспекция выдала предписание от 20.03.2019 N 421/01-02, которым обязало АО "ВКС" привести в соответствие с действующим законодательством начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам помещений спорного многоквартирного дома с января 2017 года.
Не согласившись с выданным надзорным органом предписанием, АО "ВКС" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и исходил из того, что надзорный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением (пункт 4 Положения).
В целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона N 294-ФЗ (пункт 10 Положения).
При этом в силу пункта 7 Положения государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Аналогичные положения содержатся в Положении о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденном постановлением губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21.
В части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ также установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Вместе с тем, установлено по делу, что ранее на основании приказа (распоряжения) заместителя начальника Инспекции от 10.05.2017 N 977/01-02 Инспекция проводила внеплановую выездную проверку АО "ВКС" с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений жилищного законодательства, изложенных в обращении жителей этого же дома в части начисления платы за коммунальную услугу теплоснабжения и горячего водоснабжения. Задачами проверки являлся государственный жилищный надзор за исполнением юридическими лицами требований, установленных жилищным законодательством.
В ходе контрольных мероприятий Инспекция установила, что при начислении платы за коммунальные услуги по отоплению и ГВС АО "ВКС" допустило нарушение пунктов 2, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
По окончании проверки Инспекция выдала АО "ВКС" предписание от 11.05.2017 N 695/01-02, которым обязала в срок до 07.07.2017 привести в соответствии с действующим законодательством начисление платы за коммунальные услуги по отоплению и ГВС с 01 января 2017 года.
Товарищество не согласилось с данным предписанием и оспорило его в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 07.02.2019 по делу N А11-12872/2017 Товариществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 07.02.2019 по делу N А11-12872/2017 установлено следующее.
Собственники помещений дома N 36 по ул. Верхняя Дуброва в г.Владимире выбрали способ управления многоквартирным домом - Товарищество.
01.09.2016 Товарищество (потребитель) и АО "ВКС" (теплоснабжающая организация) заключили договор теплоснабжения N 8559, в соответствии с которым теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Многоквартирный дом N 36г по ул. Верхняя Дуброва г. Владимира имеет два общедомовых прибора учета тепловой энергии. Приготовление горячей воды в данном многоквартирном доме осуществляется с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества дома.
Согласно акту проверки от 16.05.2017 и предписанию от 11.05.2017 АО "ВКС" не суммировало показания ОДПУ тепловой энергии, а плату за коммунальные услуги по ГВС и отоплению собственникам жилых и нежилых помещений в доме начислялась отдельно по каждому ОДПУ тепловой энергии, что является нарушением действующего законодательства (том 2 л.д. 24, 25).
При этих обстоятельствах арбитражный суд, руководствуясь нормами действующего жилищного законодательства (статья 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 2, 54, 42 (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), пришел к выводу о том, что по данному многоквартирному дому при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению и ГВС должна учитываться общая площадь помещений собственников всех жилых и нежилых помещений.
Представленное Товариществом в материалы дела техническое заключение ООО "Регионгражданпроект" от 31.08.2018 N 497 не принято судом, поскольку выводы доказательственно не обоснованы, квалификация специалиста не подтверждена, не указана нормативная база, в соответствии с которой проведено исследование, а также представленное техническое заключение не опровергает наличие у надзорного органа оснований для выдачи оспариваемого предписания. Письмо технического директора ООО "СМУ-33" также не принято.
В суде апелляционной инстанции представитель АО "ВКС" и третьи лица поясняли, что Общество исполнило предписание от 11.05.2017 и стало производить расчет за коммунальную услугу по отоплению и ГВС с января 2017 года с учетом общей площади помещений собственников всех жилых и нежилых помещений.
Доказательств обратного суду не представлено.
После вступления в силу судебного акта по делу N А11-12872/2017 и исполнения предписания от 11.05.2017 в Инспекцию вместе с жалобой представлено заключение специалиста ООО "Владимирского экспертно-консультативного бюро" N 26/18 от 14.02.2019 (том 2 л.д.15-17), на основании которого Инспекция выдала Обществу новое предписание от 20.03.2019 N 421/01-02 по тому же дому и по тому же периоду с противоположным содержанием: производить расчет за коммунальную услугу по отоплению и ГВС отдельно для собственников жилых помещений дома и отдельно для собственников нежилых помещений, поскольку посчитала доказанным, что внутренние системы отопления нежилых помещений первого этажа и жилых помещений многоквартирного дома со встроено-пристроенными помещениями автономны и изолированы друг от друга, возможность смешивания теплоносителя трех систем исключена. Учет тепловой энергии, потребляемой внутренними системами дома, предусмотрен для каждой системы отдельно.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что с момента выдачи предписания от 11.05.2017 в рассматриваемом доме произошло изменение системы теплоснабжения в результате капитального ремонта или реконструкции; стороны об этом не заявляют.
В суде первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела АО "ВКС" в обоснование своей позиции, третьи лица Киселева И.В. и Торбик В.В. в отзывах на заявление по настоящему делу указывали на данное обстоятельство и принятый судебный акт, представили в материалы дела ранее выданное предписание от 11.05.2017 с актом проверки, однако суд не принял их во внимание.
В данном случае при установленных обстоятельствах в их совокупности суд апелляционной инстанции оценивает выдачу Инспекцией настоящего предписания на основании представленного нового документального доказательства как направленную на преодоление вступившего в законную силу судебного акта по делу N А11-12872/2017 способом, не предусмотренным процессуальным законодательством.
Указанное противоречит требованиям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а отказ в удовлетворении требований по настоящему делу и по делу N А11-12872/2017 привел к наличию противоречащих друг другу судебных актов, что недопустимо.
В рамках дела N А11-12872/2017 арбитражный суд установил юридически значимые обстоятельства и подтвердил законность и обоснованность ранее выданного предписания Инспекции от 11.05.2017.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Инспекции отсутствовали основания для выдачи Обществу оспариваемого предписания.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Требования Общества подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.
Неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене решения суда первой инстанции.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.10.2020 по делу N А11-6582/2019 подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявления Общества.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с государственного органа в пользу заявителя подлежат взысканию понесенные им по делу судебные расходы.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 - 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.10.2020 по делу N А11-6582/2019 отменить.
Признать недействительным предписание Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области от 20.03.2019 N 421/01-02.
Взыскать с Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области в пользу акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" судебные расходы в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-6582/2019
Истец: АО "ВЛАДИМИРСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Глазков Александр Владимирович, Глазова Елена Владимировна, Киселева Ирина Валентиновна, Кисленко Дмитрий Антонович, Костин Дмитрий Михайлович, Костина Ольга Александровна, Костина Татьяна Генриховна, Ланчинский Андрей Дмитриевич, Левтеев Игорь Олегович, Николаева Евгения Олеговна, Петрова Альбина Евгеньевна, Торбик Валерий Валерьевич, ТСЖ "Дуброва-36", Чебуханов Александр Анатольевич, Шмуратко Александр Николаевич, Щукин Александр Викторович, Щуров Вячеслав Георгиевич, Котова Светлана Юрьевна, Онуфриева Наталья Леонидовна
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-435/2021
15.02.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7675/20
13.10.2020 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-6582/19
15.10.2019 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-6582/19