город Омск |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А81-11366/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Краецкой Е.Б.,
судей Веревкина А.В., Воронова Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8076/2020) акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение от 24.06.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-11366/2019 (судья Курекова О.В.), принятое по иску заместителя Прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа к Департаменту муниципального имущества Администрации муниципального образования Надымский район (ИНН: 8903001095, ОГРН: 1028900581192), акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (ИНН: 8901025421, ОГРН: 1118901002153) о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки,
при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" - Бондарчук Валентина Иосифовна (по доверенности от 27.12.2019 N 2493 сроком действия по 31.12.2020);
УСТАНОВИЛ:
заместитель Прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - прокурор, истец) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества Администрации муниципального образования Надымский район (далее - Департамент), акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", общество) о признании недействительным договора безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 01.09.2017 N 17-2017-Н (далее - договор), заключенного между ответчиками, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания АО "Ямалкоммунэнерго" вернуть в Департамент по окончании отопительного сезона 2019-2020 годов по акту приема-передачи следующее имущество:
- котельную, общая площадь котельной - 306,9 м2, (инв. N 0010010770), кол-во этажей - 1, год постройки - 1986, оборудование котельной: котел N 1 ВВД 1.8, котел N 2 ВВД 1.8, котел N 3 ВВД 1.8, котел N 4 ВВД 1.8, котел N 5 ВВД 1.8, котел N 6 ВВД 1.8, система автоматики и безопасности тина АМКО БУРС-1 -6 шт., горелка газовая - 12 шт., газопровод - подводящий, подземный, стальной (d - 100 mm, L - 115 m, Р- ОЗ Мпа), газопровод - подводящий, подземный, стальной (d - 80 mm, L - 95 m, Р - ОЗ Мпа), газопровод - внутрицеховой стальной (d - 100 mm, L - 02 m, P- 0,04 Мпа; d - 80 mm, L - 40 m, P- 0,04 Мпа; d -50 mm, L- 20 m, P- 0,04 Мпа; d - 25 mm, L - 40 m, P- 0,04 Мпа; d - 20 mm, L - 10 m, P- 0,04 Мпа), насос К160/30 - 2 шт., насос 250/50 - 2 шт., расположенную по адресу: ЯНАО, г. Надым, п. СУ-934;
- здание: Пождепо, дизельная, душевая, (инв. N 0010010880), общая площадь - 605,5 кв.м., количество этажей: 1, в том числе подземных: 0, адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, СУ-934;
- артезианскую скважину N 7422, (инв. N 0110012245), глубина скважины - 95 м, год постройки - 1975, имеется укрытие - 10,1 кв.м, расположенную по адресу: ЯНАОО, г. Надым, п. СУ-934;
- артезианскую скважину N НД - 251, (инв. N 0110012244), глубина скважины - 90 м., год постройки - 1987, имеется укрытие - 5,5 кв.м., расположенную по адресу: ЯНАО, г. Надым, я. СУ-934;
- сеть теплоснабжения, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 3833 м., адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, g. СУ-934;
- сеть теплоснабжения, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 2632 м., адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г, Надым, п. СУ-934.
Решением от 24.06.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-11366/2019 исковые требования удовлетворены частично: договор безвозмездного пользования муниципальным недвижимым имуществом от 01.09.2017 N 17-2017-Н, заключенный между Департаментом и обществом, признан недействительным, в удовлетворении остальной части требований отказано.
С АО "Ямалкоммунэнерго" в доход федерального бюджета взыскано 3000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель привел доводы о том, что сделка совершена ответчиками в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, в связи с чем общество было вынуждено принять в пользование муниципальное имущество, которое по своему функциональному назначению нуждается в бесперебойной эксплуатации. Данное обстоятельство, по мнению общества, соответствует положениям законодательства.
Дополнительно приведены доводы о том, что судом первой инстанции не приведены доказательства нарушения публичных интересов, в то время как расторжение договора и возврат имущества может привести к чрезвычайной ситуации, связанной с разрушением объектов теплоснабжения.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу АО "Ямалкоммунэнерго" позицию общества поддерживает, просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа отменить и принять новое решение.
Прокурор в отзыве на жалобу общества просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая не необоснованность приведенных ответчиком доводов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "Ямалкоммунэнерго" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в отсутствие представителей прокурора и Департамента.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.09.2017 между Департаментом (ссудодатель) и АО "Ямалкоммунэнерго" (ссудополучатель) заключен договор, в соответствии с пунктом 1.1 которого ссудодатель обязуется передать ссудополучателю в безвозмездное временное пользование, а ссудополучатель обязуется вернуть в том состоянии, в котором он его получил с учетом нормального износа следующее имущество муниципального образования город Надым:
- котельную, общая площадь котельной - 306,9 м2, (инв. N 0010010770), кол-во этажей - 1, год постройки - 1986, оборудование котельной: котел N 1 ВВД 1.8, котел N 2 ВВД 1.8, котел N 3 ВВД 1.8, котел N 4 ВВД 1.8, котел N 5 ВВД 1.8, котел N 6 ВВД 1.8, система автоматики и безопасности тина АМКО БУРС-1 -6 шт., горелка газовая - 12 шт., газопровод - подводящий, подземный, стальной (d - 100 mm, L - 115 m, Р- ОЗ Мпа), газопровод - подводящий, подземный, стальной (d - 80 mm, L - 95 m, Р - ОЗ Мпа), газопровод - внутрицеховой стальной (d - 100 mm, L - 02 m, P- 0,04 Мпа; d - 80 mm, L - 40 m, P- 0,04 Мпа; d -50 mm, L- 20 m, P- 0,04 Мпа; d - 25 mm, L - 40 m, P- 0,04 Мпа; d - 20 mm, L - 10 m, P- 0,04 Мпа), насос К160/30 - 2 шт., насос 250/50 - 2 шт., расположенную по адресу: ЯНАО, г. Надым, п. СУ-934;
- здание: Пождепо, дизельная, душевая, (инв. N 0010010880), общая площадь - 605,5 кв.м., количество этажей: 1, в том числе подземных: 0, адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, СУ-934;
- артезианскую скважину N 7422, (инв. N 0110012245), глубина скважины - 95 м, год постройки - 1975, имеется укрытие - 10,1 кв.м, расположенную по адресу: ЯНАОО, г. Надым, п. СУ-934;
- артезианскую скважину N НД - 251, (инв. N 0110012244), глубина скважины - 90 м., год постройки - 1987, имеется укрытие - 5,5 кв.м., расположенную по адресу: ЯНАО, г. Надым, я. СУ-934;
- сеть теплоснабжения, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 3833 м., адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, g. СУ-934;
- сеть теплоснабжения, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженность 2632 м., адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г, Надым, п. СУ-934, для целей бесперебойного обеспечения потребителей муниципального образования город Надым коммунальными ресурсам: теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение по регулируемым тарифам
Согласно пункту 1.3 договора, имущество используется ссудополучателем в целях бесперебойного обеспечения потребителей муниципального образования город Надым коммунального ресурсами: теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение по регулируемым тарифам.
Факт передачи имущества в пользование АО "Ямалкоммунэнерго" подтвержден актом приема-передачи от 01.09.2017.
Указывая на то, что спорный договор не соответствует требованиям закона, в частности: договор заключен без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ); распоряжение объектами муниципального имущества должно проводиться в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), при этом договор заключен по истечении переходного периода, а год ввода в эксплуатацию объектов, переданных по спорному договору, превышает пять лет, в связи с чем передача имущества в пользование АО "Ямалкоммунэнерго" не могла быть произведена вне заключения концессионного соглашения, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции при разрешении спора руководствовался статьями 12, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Законов N 135-ФЗ, N 115-ФЗ, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25) и исходил из того, что оспариваемая сделка является ничтожной, поскольку при ее заключении был нарушен выраженный в изложенных нормах императивный запрет в части порядка передачи в пользование муниципальных объектов тепло- и водоснабжения, в связи с чем исковые требования предъявлены правомерно.
В требовании о возврате спорного имущества судом отказано, поскольку его удовлетворение может привести к нарушению прав граждан, проживающих на территории муниципального образования.
Повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Одним из видов сделки является договор (статья 154 ГК РФ).
В силу статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно абзацу первому части 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительной сделки и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органом местного самоуправления (часть 1 статьи 52 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Частью 23 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении предусмотрена возможность заключения договора аренды объектов теплоснабжения, находящейся в государственной или муниципальной собственности в ходе проведения аукциона.
Договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, является ничтожным (часть 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении).
Из приведенных положений закона следует, что передача объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только при заключении концессионного соглашения либо в случае заключения между сторонами договора аренды по результатам конкурса.
Аналогичные положения предусмотрены в частях 3, 24, 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорный договор заключен в отношении объектов централизованных систем теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых превышает пять лет.
Соответственно, в силу изложенного и положений статей 3, 4 Закона N 115-ФЗ стороны договора были обязаны заключить концессионное соглашение для передачи объектов аренды во временное пользование АО "Ямалкоммунэнерго".
Как разъяснено в пункте 75 Постановления N 25 сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Поскольку в отношении спорного имущества между сторонами заключен договор, который не является концессионным соглашением, то вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемая сделка является ничтожной, поскольку при ее заключении был нарушен явно выраженный в законе запрет в части порядка передачи во владение и пользование муниципальных сетей теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, является правильным.
Доводы относительно того, что договор заключен в условиях чрезвычайной ситуации, обосновано отклонены судом первой инстанции, поскольку соответствующих доказательств - введение органами местного самоуправления режима ЧС на территории Надымского района, как предусмотрено пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий о чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - в дело не представлено.
Протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Надымский район от 30.08.2017 N 31, по результатам заседания которой принято решение о передаче объектов в пользование АО "Ямалкоммунэнерго", таким доказательством не является.
Как следует из положения, утвержденного постановлением муниципального образования Надымский район от 13.03.2014 N 175, комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования Надымский район является координационным органом, к правам которой не отнесено введение режима ЧС на территории Надымского района.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемая сделка является ничтожной в силу статьи 168 ГК РФ, в связи с чем обоснованно удовлетворил исковые требования в оспариваемой части.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по возврату муниципального имущества обжалуемым решением на общество не возложена. Истцом возражений в данной части не приведено.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного обжалуемого решения.
Несогласие общества с решением суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права.
Нарушения норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, отсутствуют.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.06.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-11366/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Б. Краецкая |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.