Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2021 г. N Ф07-4353/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А21-8363/2020 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Слоневской А.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34163/2020) ООО "ЖЭУ N 13" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.11.2020 по делу N А21-8363/2020, принятое
по иску МП "Калининградтеплосеть"
к ООО "ЖЭУ N 13"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" (ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 13" (ОГРН 1153926030840, ИНН 3906971960; далее - Общество) 27 620 руб. 83 коп. расходов, понесенных при эксплуатации общедомового прибора учета, 2 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 09.11.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда от 09.11.2020, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
В жалобе Общество ссылается на то, что не является надлежащим ответчиком, поскольку в многоквартирном доме N 10-12 по ул.Г.Димитрова в г.Калининграде в 2016 году избрано непосредственное управление, согласно которому истец обязан осуществлять работы по ремонту общедомовых приборов учета тепловой энергии и нести расходы на его эксплуатацию. Податель жалобы указывает на то, что исполнителем коммунальной услуги по договору N 2454/Н/УО от 18.05.2015, на который ссылается истец, является ООО "ЖЭУ N 13". На дату заключения указанного договора ответчика как юридического лица не существовало. Договор теплоснабжения N 2837/Д от 08.12.2016, на основании которого взыскана задолженность по расходам за установку ОПУ, в материалах дела отсутствует.
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие осуществляет деятельность по производству и реализации тепловой энергии собственными источниками, приобретению и реализации энергоресурсов от энергоснабжающих организаций, оказанию собственникам жилого фонда услуг по его техническому обслуживанию и ремонту, включая внутридомовые инженерные сети, и услуг по организации коммерческого учёта при потреблении тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Предприятие (ресурсоснабжающая организация) и ООО "ЖЭУ 13" (исполнитель) 08.12.2016 заключили договор N 2837/Д (далее - договор), согласно которому ресурсоснабжающая организация обязуется поставлять тепловую энергию исполнителю коммунальной услуги для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, а исполнитель обязуется своевременно оплачивать принятый объем тепловой энергии, также соблюдать предусмотренный договор режим потребления тепловой энергии, обеспечивать безопасность эксплуатация находящейся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и энергопотребляющего оборудования.
Предприятием выявлена неисправность прибора учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме по адресу: г.Калининград, ул.Г.Димитрова, д.10-12.Узел учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по адресу: г.Калининград, ул.Г.Димитрова, 10-12, выведен из эксплуатации. Принудительная эксплуатацию узла учета (актирование, демонтаж, ремонт, замена, монтаж, пусконаладочные работы) осуществлены Предприятием с привлечением подрядной организации ООО "Шелен-Сервис". Предприятие (заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Шелен-сервис" (исполнитель) договор от 15.11.2018 N 1766-18 оказания услуг по поверке приборов учета тепловой энергии. Прибор учета тепловой энергии САЯНЫ Т21 зав. N 6001669 введен в эксплуатацию 01 июля 2019 года, что подтверждается Актом технического состояния узла учета тепловой энергии у потребителя, в результате чего Предприятие понесло расходы в размере 27 620, 83 руб.
Полагая, что фактически понесенные расходы в размере 27 620 руб. 83 коп. должны быть возмещены ответчиком, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу пункта 13 статьи 2 и статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя.
Коммерческий учет поставляемого потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии (пункт 6 статьи 19 Закона о теплоснабжении).
В силу пункта 7 статьи 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета и их эксплуатацию, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета. В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), ответственным за содержание многоквартирного дома, признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктами "з", "и", "к" пункта 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя (в том числе): текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в пп. "а" - "д" п. 2 данных правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу пункта 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ энергоснабжающая организация, при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Управляющая компания в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые управляющей компанией услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (пункт 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, пунктов 24 и 26 Правил N 491).
Исходя из системного толкования указанных правовых норм, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомовых приборов учета.
Доводы ответчика о том, что протоколом общего собрания от 12.05.2016 в данном многоквартирном доме собственниками помещений избрано непосредственное управление, и ООО "ЖЭУ N 13" является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судом отклоняются.
Судом установлено, что договор от 08.12.2016 N 2837/Д, на который ссылается Предприятие, действительно заключен с иной организацией - ООО "ЖЭУ N 13" (ОГРН 3906971906), в связи с чем данный договор не относится к рассматриваемым отношениям истца и ответчика. Договор снабжения тепловой энергии N 2454/Н/УО от 18.05.2020 также не является относимым доказательством, поскольку заключен Предприятием и ООО "МУП ЖЭУ-13", то есть лицом, не участвующим в настоящем деле.
Между тем, ответчик дополнительно по предложению апелляционного суда представил в материалы дела вместе с протоколом общего собрания собственников помещений от 12.05.2016, на котором принято решение выбрать Общество в качестве организации, являющейся исполнителем по договору (оферте) оказания услуг и выполнения работ, договор от 01.06.2016.
Согласно части 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в частности соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 11 названных Правил установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Пунктом 13 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию общего имущества возложена на лиц, выполняющих работы при непосредственном управлении многоквартирным домом.
С учетом приведенных норм, Общество согласно договору (оферте) оказания услуг и выполнения работ от 01.06.2016 является надлежащим ответчиком по исковым требованиям как лицо, выполняющего работы при непосредственном управлении многоквартирным домом. В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.11.2020 по делу N А21-8363/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8363/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КАЛИНИНГРАДТЕПЛОСЕТЬ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"
Ответчик: ООО "ЖЭУ N 13"