город Омск |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А46-9066/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8917/2020) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2020 по делу N А46-9066/2020 (судья Солодкевич И.М.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тринцу Дмитрию Александровичу (ОГРНИП 313554317600074, ИНН 551502648256) о взыскании 4 930 000 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Фертюк Никита Юрьевич по доверенности от 22.04.2020 N 2687;
от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Тринца Дмитрия Александровича - лично, предъявлен паспорт;
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - истец, Минсельхозпрод Омской области, министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю - главе крестьянского (фермерского) хозяйства Тринцу Дмитрию Александровичу (далее - ответчик, глава КФХ Тринц Д.А.) о взыскании 4 930 000 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее - грант).
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.06.2020 по делу N А46-9066/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что главой КФХ Тринцем Д.А. нарушены условия предоставления гранта, предусмотренные подпунктом 3 пункта 22 Порядка предоставления грантов из областного бюджета на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, а именно: главой КФХ Тринцем Д.А. на средства гранта приобретены 10 нетелей, приобретение которых планом расходов бизнес-плана не предусматривалось; заключены договоры купли-продажи от 25.11.2019 и от 28.11.2019, по которым оплата произведена с нарушением срока использования гранта.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Глава КФХ Тринц Д.А. возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Приложением N 2 "Порядок предоставления из областного бюджета грантов на развитие семейных животноводческих ферм" к подпрограмме 3 "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и на единовременную помощь на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Порядок). Порядок определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на их поддержку, условия и порядок предоставления грантов, а также порядок возврата остатков средств гранта на поддержку начинающих фермеров, не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления, порядок возврата грантов в случае нарушения условий их предоставления.
На основании заявки предпринимателя Тринц Д.А. (л. д. 12) и распоряжения от 25.09.2017N Р-17-229 и между министерством и главой КФХ Тринц Д.А. 26.09.2017 заключено соглашение (договор) N 6-СЖФ (далее - Соглашение), на предоставление гранта на развитие семейных животноводческих ферм (л.д. 17-22).
Предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2017 году индивидуальному предпринимателю Главе КФЗ Тринцу Д.А. гранта на развитие семейных животноводческих ферм (далее - Субсидия) по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 013, раздел 04, подраздел 05, целевая статья 06.3.01R5439, вид расходов 812 в рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утверждённой постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п (пункт 1.1 соглашения).
В силу пункта 2.1 соглашения размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, в соответствии с настоящим соглашением, составляет в 2017 году 5 000 000 руб.
В соответствии с разделом 3 Соглашения субсидии предоставляются, в том числе, при направлении расходов в соответствии с Правилами предоставления субсидий (приобретение телок мясного направления - 100 шт.; трактора МТЗ-1025.1 - 1 шт.); при достижении конкретных показателей результативности в соответствии с Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением; (пункты 3.3, 3.4 Соглашения);
В пункте 5.3 Соглашения предусмотрены обязанности получателя, в том числе:
Обеспечить выполнение условий предоставления Субсидии, установленных
настоящим Соглашением, а именно:
- направлять средства Субсидии на финансовое обеспечение расходов, определенных в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Соглашения;
- не приобретать за счет полученных средств иностранную валюту, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, определенных Правилами предоставления субсидии;
- имущество, приобретенное за счет Субсидии, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения Субсидии (пункт 5.3.1 Соглашения).
Обеспечить использование Субсидии в течение 24 месяцев со дня её предоставления (пункт 5.3.5 Соглашения).
Обеспечить достижение значений показателей результативности, установленных в соответствии с Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением (пункт 5.3.6 Соглашения).
Осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения Субсидии (пункт 5.3.11 Соглашения).
Использовать имущество, закупаемое за счет Субсидии, исключительно на развитие семейной животноводческой фермы (пункт 5.3.12 Соглашения).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 22 Порядка одним из условий предоставления гранта является использование полученного гранта на развитие фермы, а также собственных, в том числе заемных средств, в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы. Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие фермы, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством.
Планом расходов бизнес-плана "Развитие мясного животноводства" и подпунктом 1 пункта 3.3 Соглашения предусмотрена обязанность ответчика приобрести на средства гранта, в том числе, 100 тёлок мясного направления.
Средства гранта в общей сумме 5 000 000 руб. зачислены 18.10.2017 года на счет главы КФХ Тринца Д.А., открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области, что подтверждается платежным поручением от 17.10.2017 N 11566 л.д. 56).
В ходе контрольных мероприятий по проверке соблюдения условий, целей и порядка, установленных при предоставлении гранта, министерством в части приобретения телок мясного направления установлено, что ответчиком на средства гранта приобретено:
07.11.2017 - 50 голов тёлок мясных и поместных пород, 25.11.2019 - 10 голов нетелей, что подтверждается договором купли-продажи N 1, платёжным поручением от 02.12.2019 N 88; 28.11.2019 - 40 голов тёлок мясного направления, что подтверждается договором купли-продажи N 31, платёжным поручением N 87).
Министерство, расценив, что истцом нарушены положения подпункта 3 пункта 22 Порядка, а именно: главой КФХ Тринцем Д.А. на средства гранта приобретены 10 нетелей, приобретение которых планом расходов бизнес-плана не предусматривалось; заключены договоры купли-продажи от 25.11.2019 и от 28.11.2019, по которым оплата произведена с нарушением срока использования гранта, направило в адрес главы КФХ Тринца Д.А. уведомление от 03.03.2020 N ИСХ-18/МСХ-1626 о возврате гранта в размере 5 000 000 руб. в тридцатидневный срок.
В связи с неисполнением этого уведомления в части 4 930 000 руб. (70 000 руб. возвращены платёжным поручением N 4 от 12.03.2020), Минсельхозпрод Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим исковым заявлением, направленным на понуждение главы КФХ Тринца Д.А. к возвращению оставшейся суммы.
Требования Минсельхозпрода Омской области оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, что вызвало несогласие истца, изложенное в апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2020, принятое по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципе адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно при их использовании по целевому назначению.
На момент заключения соглашения от 26.06.2017 на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
В приложении N 1 к подпрограмме "Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития" указанной выше государственной программы содержится Порядок предоставления грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Порядок).
Пункт 2 Порядка определяет цель предоставления из областного бюджета грантов на поддержку начинающих фермеров, среди которых, в том числе, приобретение сельскохозяйственных животных в сельскохозяйственных организациях всех форм собственности и (или) у индивидуальных предпринимателей, включая КФХ.
Главным распорядителем средств областного бюджета, до которого в соответствии с бюджетных законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов на поддержку начинающих фермеров, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (пункт 3.1 Порядка).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 22 Порядка одним из условий предоставления гранта является использование полученного гранта на развитие фермы, а также собственных, в том числе заемных средств, в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 24 месяцев со дня предоставления гранта на развитие фермы. Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта на развитие фермы, подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством.
В соответствии с пунктом 27 Порядка в случае нарушения главой КФХ условий предоставления гранта, за исключением нецелевого использования средств гранта, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного нарушения направляет главе КФХ уведомление о возврате гранта в полном объеме.
В соответствии с пунктом 28 Порядка средства гранта на развитие фермы подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.
Согласно пункту 29 Порядка если в срок, установленный пунктом 28 Порядка, средства гранта на развитие фермы не были возвращены, их взыскание производится Министерством в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, планом расходов бизнес-плана "Развитие мясного животноводства" и подпунктом 1 пункта 3.3 Соглашения предусмотрена обязанность ответчика приобрести на средства гранта, в том числе, 100 тёлок мясного направления.
Вместе с тем ответчиком приобретено: 07.11.2017 - 50 голов тёлок мясных и поместных пород, 25.11.2019 - 10 голов нетелей (договор купли-продажи N 1, платёжное поручение N 88 от 02.12.2019), 28.11.2019 - 40 голов тёлок мясного направления (договор купли-продажи N 31, платёжное поручение N 87).
Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что грант в части приобретения 100 голов телок мясной породы не был освоен в предусмотренный соглашением срок (при положенном сроке - 19.10.2019 часть гранта, предназначенная на покупку телок, расходована: 28.11.2019 и 02.12.2019).
При этом покупка из 100 закупленных голов - 10 нетелей, не может быть квалифицировано судом как нарушение подпункта 3 пункта 22 Порядка, поскольку нетель не лишается признаков самки крупнорогатого скота.
Вместе с тем условие о приобретении 100 тёлок мясного направления реализовано с незначительным нарушением срока, что при недоказанности истцом нецелевого использования полученных в виде гранта денежных средств, не является безусловным основанием для обязания ответчика вернуть выделенную субсидию.
Министерством не представлены доказательства использования денежных средств (субсидии) главой КФХ Тринцем Д.А. не по целевому назначению, учитывая, что средства гранта и собственные средства использованы последним в соответствии с планом расходов, предоставленным в конкурсную комиссию; первичные документы, подтверждающие расход гранта и собственных средств предоставлены в полном объёме.
Отклоняя доводы министерства о том, что полученные ответчиком средства гранта подлежат возврату в полном объеме областной бюджет, суд апелляционной инстанции исходит из того, что целью государственной подпрограммы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, является формирование эффективного, конкурентоспособного, многоукладного агропромышленного производства.
Достижение цели обеспечивает решением задач подпрограммы:
- улучшение финансового состояния малых форм хозяйствования за счет роста объемов производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- развитие системы сельскохозяйственной кооперации как фактора повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий;
- создание и развитие системы поддержки фермеров и сельской кооперации.
В данном случае покупка ответчиком 07.11.2017 - 50 голов тёлок мясных и поместных пород, 25.11.2019 - 10 голов нетелей (договор купли-продажи N 1, платёжное поручение N 88 от 02.12.2019), 28.11.2019 - 40 голов тёлок мясного направления (договор купли-продажи N 31, платёжное поручение N 87) имеет целевой характер трат, направлено на достижение запланированных соглашением показателей результативности.
Обстоятельства того, ответчиком осуществлена покупка 10 нетелей, приобретение которых планом расходов бизнес-плана не предусматривалось, не могут быть квалифицированы как нарушение подпункта 3 пункта 22 Порядка, поскольку нетель не лишается признаков самки крупнорогатого скота. Кроме того, такая покупка имела целевой характер.
В рассматриваемом случае действия главы КФХ Тринца Д. А. отвечают целям государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п, не повлекли ухудшения показателей результативности, не привели к ухудшению финансового состояния получателя гранта. Обратного министерством не доказано.
Оценивая действия предпринимателя, апелляционный суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Указанные обстоятельства материалами дела в настоящем случае не подтверждаются.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящем случае полученные предпринимателем средства представляют собой вид публичной поддержки участнику гражданского оборота - частному лицу, осуществляющему деятельность, заинтересованность в которой проявлена государством, имеют целевое назначение и именно использование им поддержки в соответствии с ним составляет суть таковой.
При этом материалами дела подтверждается и истцом не опровергнуто то обстоятельство, что средства гранта использованы заинтересованным лицом согласно целям, для которых таковой был предоставлен, в связи с чем, оснований для возврата указанной суммы не имеется с учетом условий пункта 24 Порядка.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении исковых требований Министерства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Поскольку министерство освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 30.06.2020 по делу N А46-9066/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.