г. Тула |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А62-6408/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шамыриной Е.И., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Галактика-С" (г. Смоленск, ОГРН 1106732003344, ИНН 6732003385), заинтересованного лица - департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (г. Смоленск, ОГРН 1106731005260, ИНН 6732000017), извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.11.2020 по делу N А62-6408/2020 (судья Еремеева В.И.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Галактика-С" (далее - ООО "Галактика-С", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области к департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент) с заявлением о признании незаконным отказа во включении торгово-развлекательного центра с открытой автостоянкой, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Московская, д. 2/8, кадастровый номер 67:27:0013024:64, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2020 год определяется как кадастровая стоимость имущества, выраженного в письме от 03.07.2020 N 1483/6; обязании дополнить перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база на 2020 год определяется как кадастровая стоимость имущества, следующим недвижимым имуществом: торгово-развлекательный центр с открытой автостоянкой, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Московская, д. 2/8, кадастровый номер 67:27:0013024:64, кадастровой стоимостью 1 348 996 600 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (далее - ИФНС России по г. Смоленску).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, полагая, что дело рассмотрено арбитражным судом с нарушением правил подсудности, департамент обжаловал его в апелляционном порядке.
ООО "Галактика-С" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ИФНС России по г. Смоленску отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Галактика-С" является собственником здания торгово-развлекательного центра с открытой автостоянкой, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Московская, 2/8, кадастровый номер 67:27:0013024:64 (далее - объект).
В 2018 году ОСГБУ "Фонд государственного имущества Смоленской области" произведена оценка кадастровой стоимости объекта, которая уточнена решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 26.04.2019 и составила 1 348 996 600 рублей.
Сведения об указанной кадастровой стоимости внесены в ЕГРН, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.01.2020.
Учитывая, что установленный приказом департамента от 20.12.2019 N 1615 Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, не включает объект, налог на объект для исчисляется от среднегодовой (остаточной) стоимости имущества 773 926 446 руб. 33 коп. по ставке 2,2%, в сумме 17 026 382 руб., а не от кадастровой стоимости 1348 996 600 руб. по ставке 0,8%, в сумме 10 791 973 руб.
ООО "Галактика-С" обратилось в департамент с заявлением от 17.06.2020 N 116 о включении объекта в указанный Перечень.
Департамент письмом от 03.07.2020 N 1483/6 отказал в удовлетворении заявления, указав на то, что статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не предусмотрен порядок внесения изменений в Перечень; отметил, что обращение общества будет учтено при формировании Перечня на 2021 год.
Общество, не согласившись с отказом, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 375 НК РФ недвижимое имущество облагается налогом либо по кадастровой, либо по балансовой стоимости.
Согласно пункту 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения по решению комиссии сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В отношении налога на имущество организаций согласно пункту 1 статьи 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Согласно положениям пункта 2 указанной статьи Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 указанной статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия закона, указанного в данном пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 названной статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.
В силу пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (перечень);
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 10 статьи 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Смоленской области от 27.11.2003 N 83-з "О налоге на имущество организаций" налоговая база в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексы) и помещений в них определяется как кадастровая стоимость имущества.
Таким образом, налоговая база в отношении торгово-развлекательного центра с открытой автостоянкой, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Московская, д. 2/8, кадастровый номер 67:27:0013024:64, определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определялась как кадастровая стоимость, утвержден приказом департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 30.11.2018 N 799 "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером 67:27:0013024:64 был включен в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определялась как кадастровая стоимость. Налогоплательщиком была представлена налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2019 год (от 08.01.2020 рег. N 904386358), в которой сумма налога за налоговый период исчислена в размере 10 791 973 руб. по ставке 0,8%. Налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2019 год проверена инспекцией, нарушений не установлено.
Приказом департамента от 20.12.2019 N 1615 на 2020 год в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, пунктом 3.21.5 раздела 3 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86, определен на 2020 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 378 НК РФ департаментом в адрес управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области (далее - УФНС России по Смоленской области) направлен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (письмо от 20.12.2019 исх. N 2822/6).
Перечень размещен на официальном сайте департамента в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" (https://depim.admin-smolensk.ru/) во вкладке "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
Приказ департамента от 20.12.2019 N 1615 опубликован 27.12.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером 67:27:0013024:64 в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не включен, из чего следует, что налогоплательщик в 2020 году должен исчислять налог по среднегодовой стоимости (по ставке 2,2%).
В обоснование доводов относительно обстоятельств, повлекших нарушение прав ООО "Галактика-С", заявитель представил в материалы дела переписку с департаментом, УФНС России по Смоленской области, управлением Росреестра по Смоленской области, ОСГБУ "Фонд госимущества Смоленской области".
Согласно представленной переписке в связи с тем, что в ЕГРН кадастровая стоимость объекта неосновательно изменена, составляет 2 787 758 334 рубля 92 копейки, является недостоверной, противоречащей определенной в установленном порядке размеру кадастровой стоимости, общество обращалось с заявлением об исправлении ошибочно внесенных в ЕГРН данных о кадастровой стоимости здания и приведении их в соответствие с данными о кадастровой стоимости, указанными в справке от 16.05.2019 N 67-ЗПП/00273 и выписке из ЕГРН по состоянию на 10.01.2020.
Обращение ООО "Галактика-С" письмом Росреестра от 23.06.2020 N 07-13724-ЮК передано для рассмотрения в ОСГБУ "Фонд государственного имущества Смоленской области", которым дан ответ от 13.07.2020 за исх. N 0632/ф о допущенной ОСГБУ "Фонд государственного имущества Смоленской области" технической ошибке и направлении соответствующего уведомления в Росреестр.
Согласно письму Росреестра от 29.07.2020 13.07.2020 исх. N 07-16746/юк N 67/6878-элп ОСГБУ "Фонд государственного имущества Смоленской области" в адрес управления направлены документы для исправления технической ошибки в части пересчета кадастровой стоимости: пункт 357 акта от 27.02.2020 N 51-1 по объекту с кадастровым номером 67:27:0013024:64. Данные документы перенаправлены в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области для внесения сведений в ЕГРН от 17.07.2020 исх. N12-15889-АЗ. Согласно сведениям ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта внесены 22.07.2020. Причина внесения: решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Стоимость (руб.): 1 348 996 600; Дата определения: 01.01.2018; Дата внесения сведений: 22.07.2020; Дата начала применения: 05.02.2020.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, земельными участками, находящимися в федеральной собственности, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Смоленской области, а также в сфере проведения государственной кадастровой оценки.
В своей деятельности департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными федеральными правовыми актами, Уставом Смоленской области, областными законами, указами и распоряжениями губернатора Смоленской области, постановлениями и распоряжениями администрации Смоленской области, иными областными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Согласно пункту 3.21.5 Положения в целях реализации возложенных на него задач департамент от имени Смоленской области определяет перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно заключил, что реализация департаментом полномочий не может ставиться в зависимость от своего усмотрения; принимаемые им решения не могут быть произвольными. Правовой акт должен соответствовать закону, быть обоснованным и мотивированным, и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.
Следовательно, решение департамента по вопросу включения в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, должно содержать указание на основания отказа, так как ответственность за правильность и законность принимаемого решения возлагается на департамент.
Правового обоснования причин невключения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, департаментом не приведено. Запрет на включение объекта в указанный Перечень отсутствует.
На основании установленных по делу обстоятельств, с учетом допущенной учреждением технической ошибки при расчете кадастровой стоимости объекта, наступления для общества негативных последствий невключения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в виде исчисления в 2020 году налога по среднегодовой стоимости (по ставке 2,2%), отсутствия правового обоснования мотивов и оснований отказа департамента в удовлетворении обращения о включении объекта в Перечень, выраженного в письме от 03.07.2020 N 1483/6, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого отказа недействительным.
При этом суд по праву отклонил довод департамента об отсутствии нормативно установленного порядка внесения изменений в Перечень, поскольку данное обстоятельство не является основанием не включения спорного объекта в Перечень при установленных обстоятельствах спора.
Аргумент заявителя жалобы о том, что приказ департамента от 20.12.2019 N 1615, которым определен на 2020 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является нормативным актом, в связи с чем его оспаривание должно осуществляться в суде общей юрисдикции, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
На основании части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов -исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в главой 24 АПК РФ.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (часть 2 статьи 197 АПК РФ).
В силу пункта 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в 2020 году, не содержит норм права и не устанавливает правил поведения, а представляет собой акт применения к объектам недвижимости специального правового режима для целей налогообложения, в связи с чем по своей юридической природе нормативным правовым актом не является.
Кроме того, общество оспаривает отказ во включении объекта в Перечень, а не сам Перечень.
Следовательно, рассмотрение настоящего спора отнесено к компетенции арбитражного суда.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными судом фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.11.2020 по делу N А62-6408/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6408/2020
Истец: ООО "ГАЛАКТИКА-С"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ГОРОДУ СМОЛЕНСКУ