г. Чита |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А58-4060/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Куклина О.А., судей Юдина С.И., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2020 года по делу N А58-4060/2020 по иску федерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)" (ИНН 1435255140, ОГРН 1121435007407) к государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145) о заключении дополнительного соглашения к контракту от 02.03.2020 N 37/0052-ф-20-1,
и установил:
федеральное казённое учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)" (далее - ФКУ "ЦХиСО МВД по РС(Я)", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (далее - ГУП "ЖКХ РС(Я)", ответчик) о заключении дополнительного соглашения к контракту теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения от 02.03.2020 N 37/0052-ф-20-1.
Истец в заявлении от 01.10.2020 N 91/2020 окончательно уточнил исковые требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил обязать ответчика заключить дополнительное соглашение к контракту теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения N 37/0052-ф-20-1 от 02.03.2020 в соответствии с Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правила N 1034). В связи с чем изменить определение термина "Нормативный (контрактный) объём", в том числе внести соответствующие дополнения в раздел 6 контракта "Определение количества (объёмов) отпущенных ресурсоснабжающей организацией коммунальных ресурсов" с учётом постановления Совета Министров Якутской АССР N 186 от 22.04.1986 "О нормировании расходов тепла на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР" (далее - постановление N 186).
Истец приложил к уточнению иска новую редакцию дополнительного соглашения к контракту теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения от 02.03.2020 N 37/0052-ф-20-1 следующего содержания:
1. Стороны пришли к согласию добавить пункт 6.9 в раздел 6 контракта "Определение количества (объёмов) отпущенных ресурсоснабжающей организацией коммунальных ресурсов" в следующей редакции:
"В случае отсутствия у потребителя узла учёта на объекте объём отпущенных коммунальных ресурсов рассчитывается с учётом фактической среднемесячной температуры в соответствии с пунктом 117 Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации N 1034 от 18.11.2013.
В случаях, когда определить фактическую среднемесячную температуру наружного воздуха за расчётный период, принимаемую по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии, не представляется возможным (ввиду их отсутствия или иных причин, препятствующих получению указанных данных), осуществлять расчёт в соответствии с нормативными данными согласно постановлению Совета Министров Якутской АССР N 186 от 22.04.1986 "О нормировании расходов тепла на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР".
2. Стороны пришли к согласию изменить определение термина, используемого в контракте, а именно "Нормативный (контрактный) объём", в связи с чем читать его в следующей редакции: "Нормативный (контрактный) объём - объём коммунальных ресурсов, рассчитанный в соответствии с Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждёнными Постановлением правительства Российской Федерации N 1034 от 18.11.2013".
3. Остальные условия вышеуказанного контракта, не затронутые настоящим соглашением, остаются неизменными и стороны подтверждают по ним свои обязательства.
4. Настоящее соглашение является неотъемлемой частью контракта N 37/О052-ф-20-1 от 02.03.2020".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.10.2020 иск удовлетворён. ГУП "ЖКХ РС(Я)" обязали заключить с ФКУ "ЦХиСО МВД по РС(Я)" дополнительное соглашение к контракту теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения N 37/0052-ф-20-1 от 02.03.2020 в соответствии с Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителя", в приведённой выше редакции.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель указывает, что при заключении контракта стороны согласовали все существенные условия договора, также были подписаны протоколы разногласий.
Заявитель считает, что приведённая в проекте дополнительного соглашения ссылка на пункт 117 Правил N 1034 не применяется для объектов, где отсутствуют приборы учёта тепловой энергии. По мнению заявителя, объём поданных на объект коммунальных ресурсов определяется в соответствии с нормативным (договорным) объёмом, указанным в приложении N 1, который рассчитывается на основании нормативного акта "Нормирование расхода тепла и топлива на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР", утверждённого постановлением Совета Министров ЯАССР от 22.04.1986 N 186.
Заявитель жалобы отмечает, что поскольку ответчиком приборы учёта не установлены, стороны руководствовались статьёй 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой условия договора определяются сторонами.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее: между ФКУ "ЦХиСО МВД по РС(Я)" (абонентом) и ГУП "ЖКХ РС(Я)" (ресурсоснабжающей организацией) заключён контракт теплоснабжения и поставки горячей воды из открытой системы теплоснабжения N 37/0052-ф-20-1, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединённую сеть тепловую энергию и горячее водоснабжение на объекты, указанные в приложении N 1 к контракту, и на условиях, предусмотренных контрактом, а абонент обязался оплачивать потреблённую тепловую энергию и горячее водоснабжение в установленные сроки.
В пункте 6.1 контракта указано, что стороны для целей расчётов определяют объём коммунального ресурса, подлежащий поставке в календарном году. Нормативный (контрактный) объём устанавливается по каждому объекту теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения с разбивкой по месяцам (за каждый расчётный период), согласно приложению N 1 к контракту. Нормативный (контрактный) объём рассчитывается согласно постановлению N 186.
Пунктом 6.2 контракта установлено, что при отсутствии прибора учёта коммунальных ресурсов, а также в период до введения его в коммерческую эксплуатацию объём поданных в объект коммунальных ресурсов определяется в соответствии с нормативным (контрактным) объёмом, указанным в приложении N 1 к контракту.
Согласно пункту 6.3 контракта при неисправности и (или) выявлении временных нарушений в работе приборов учёта более 15 суток расчётного периода (месяца) определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется в соответствии с нормативным (контрактным) объёмом тепловой энергии, указанным в приложении N 1 к контракту.
При этом пунктом 1.4 контракта установлено, что при исполнении контракта, а также по всем вопросам, не оговоренным контрактом, стороны руководствуются, в том числе и Правилами N 1034.
Истцом представлен отчёт о сравнении температурных показателей Мегино-Кангаласского района, утверждённых постановлением Совета Министров Якутской АССР N 186 от 22.04.1986 "О нормировании расходов тепла на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР" с фактической температурой в данном районе, предоставленной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" за 2018, 2019 и январь-февраль 2020 года, из которого следует, что фактическая среднесуточная температура выше среднесуточной температуры, установленной постановлением Совета Министров Якутской АССР.
01.04.2020 истец обратился к ответчику с претензией N 1487, содержащей требование применять положения пунктов 115 и 117 Правил N 1034 для расчёта стоимости потребляемой истцом тепловой энергии с учётом фактической среднесуточной температуры, а также закрепить указанное обстоятельство путём подписания дополнительного соглашения к контракту.
Ответчик в ответе на претензию от 17.04.2020 N 522/04 подписать дополнительное соглашение к контракту отказался, сослался на постановление N 186 и приложение N 1 к контракту.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам: в соответствии с протоколом разногласий к контракту N 37/0052-ф-20-1 в него внесён пункт 6.11 следующего содержания, согласно которому в случае отсутствия у абонента узла учёта на объекте (а в данном случае прибор учёта, действительно, отсутствует) объём отпущенного коммунального ресурса должен рассчитываться на основании пункта 115 Правил N 1034.
В силу указанной правовой нормы при отсутствии в точках учёта приборов учёта или неисправности приборов учёта более 15 суток расчётного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчётным путём и основывается на пересчёте базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчётный период.
В развитие данной нормы в пунктах 116 и 117 Правил N 1034 указано, что в качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения. Пересчёт же базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчётный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.
Следовательно, если стороны согласовали применение пункта 115 Правил N 1034, им необходимо руководствоваться и пунктами 116, 117 этих же Правил, поскольку, как правильно отметил суд первой инстанции, они раскрывают и конкретизируют содержание пункта 115 Правил и, являясь его логическим продолжением, устанавливают порядок определения фактической среднесуточной температуры наружного воздуха.
При этом суд не может не учитывать тот факт, что в соответствии с отчётом о сравнении температурных показателей Мегино-Кангаласского района, утверждённых постановлением Совета Министров Якутской АССР с фактической температурой в данном районе, предоставленной Федеральным государственным бюджетным учреждением "Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" за 2018, 2019 годы и январь-февраль 2020 года, фактическая среднесуточная температура выше среднесуточной температуры, установленной постановлением N 186. То есть расчёт, основанный на данных указанного постановления, влечёт необоснованное увеличение затрат истца на оплату фактически оказанных ему ответчиком услуг.
Необходимо также учитывать, что, во-первых, постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 обладает большей юридической силой нежели постановление Совета Министров ЯАССР от 22.04.1986 N 186; во-вторых, Правила N 1034 - это более поздний документ, отражающий, в отличие от постановления N 186, современные реалии.
Учитывая изложенное, заключение дополнительного соглашения к контракту и включение в него пункта 6.9 в предложенной истцом редакции отвечает требованиям законодательства и удовлетворено судом правомерно.
По этим же основаниям следует признать обоснованными и требования изменить определение термина, используемого в контракте, "Нормативный (контрактный) объём", и изложить его в следующей редакции: "Нормативный (контрактный) объём - это объём коммунальных ресурсов, рассчитанный в соответствии с Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации N 1034 от 18.11.2013" вместо: "Нормативный (контрактный) объём - объём коммунальных ресурсов, рассчитанный по нормативным данным согласно "Нормированию расхода тепла на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР", утверждённому постановлением Совета Министров Якутской АССР N 186 от 22.04.1986".
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении иска является законным и обоснованным.
ГУП "ЖКХ РС(Я)" при подаче апелляционной жалобы был произведён зачёт государственной пошлины. Платёжным поручением N 839 от 25.04.2019 была уплачена государственная пошлина в федеральный бюджет в сумме 4012,50 руб., тогда как государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 3000 руб., в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возвращению ответчику из федерального бюджета в сумме 1012,50 руб.
В остальной части расходы по оплате госпошлины относятся на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2020 года по делу N А58-4060/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить государственному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (ИНН 1435133520, ОГРН 1031402044145) из федерального бюджета излишне уплаченную платёжным поручением N 839 от 25.04.2019 государственную пошлину в сумме 1012 рублей 50 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия путём подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Куклин |
Судьи |
С.И. Юдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4060/2020
Истец: Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Саха (Якутия)"
Ответчик: ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха Якутия"