город Омск |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А46-8538/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бралиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9707/2020) сельскохозяйственного потребительского сбытового (торгового) кооператива "Куликовский Агросоюз" на решение Арбитражного суда Омской области от 28.07.2020 по делу N А46-8538/2020 (судья Солодкевич И.М.) по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, 644043, Омская область, город Омск, улица Красный путь, дом 3) к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому (торговому) кооперативу "Куликовский Агросоюз" (ОГРН 1175543017297, ИНН 5515013779, 646927, Омская область, Калачинский район, село Куликово, переулок Школьный, дом 25) о взыскании 47 370 400 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от сельскохозяйственного потребительского сбытового (торгового) кооператива "Куликовский Агросоюз" - Матвеев Е.Д. по доверенности от 15.05.2020 сроком действия до 22.11.2023;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Харченко М.Н. по доверенности от 23.01.2020 N ИСХ-20/МСХ-351 сроком действия до 31.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Минсельхозпрод Омской области, министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому (торговому) кооперативу "Куликовский Агросоюз" (далее - СПСК "Куликовский Агросоюз", кооператив, ответчик) о взыскании 47 370 400 руб., полученных из областного бюджета в качестве гранта на развитие материально-технической базы.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.07.2020 по делу N А46-8538/2020 требования истца удовлетворены. С СПСК "Куликовский Агросоюз" в бюджет Омской области взыскано 47 370 400 руб., в федеральный бюджет с ответчика взыскано 200 000 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу решения, кооператив в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что получатель субсидии исполнил обязательства по заключенному с истцом соглашению, о чем Минсельхозпрод Омской области уведомлен в соответствии с установленными сторонами правилами. Согласно доводам жалобы утверждение о том, что два рабочих места (председатель кооператива и финансовый администратор) созданы до получения гранта, изменение их наименования после получения гранта не свидетельствует об ином, не опровергает факта создания 16 новых постоянных рабочих мест. Податель жалобы отмечает, что содержание изданных приказов в СПСК "Куликовский Агросоюз" свидетельствует о создании установленного соглашением количества новых постоянных рабочих мест, но не об изменении их наименований. Иное толкование противоречит нормам трудового законодательства. В отчете о достижении показателей результативности за 2018 год перед главным распорядителем средств содержатся сведения о создании 16 новых постоянных рабочих мест, приросте объема продукции на 10,8% (превышение планового значение на 0,8%). При этом за 2019 год поступления от СПСК "Куликовский Агросоюз" в региональный бюджет в качестве выплаченных налогов увеличились в 8 раз по сравнению с 2018 годом. По мнению ответчика, в результате деятельности кооператива по хранению и реализации их урожая, а также ввиду его содействия достигнуто развитие сельских территорий.
В письменном отзыве на жалобу истец просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем СПСК "Куликовский Агросоюз" поддержаны доводы поданной жалобы. Представитель Минсельхозпрода Омской области высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании заявки СПСК "Куликовский Агросоюз" и по результатам проверки документов, представленных с заявкой, 12.07.2018 Минсельхозпродом Омской области и кооперативом заключено соглашение (договор) N 1-СПК на предоставление субсидии из областного бюджета в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в соответствии с которым последнему выдана в 2018 году субсидия в сумме 47 370 400 руб.
В результате выездной плановой проверки на предмет соблюдения бюджетного законодательства за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 министерством установлено, что в 2018 году СПСК "Куликовский Агросоюз" не выполнило условие предоставления гранта для развития материально-технической базы в части создания двух новых постоянных рабочих мест, не достигнут доведенный министерством плановый показатель результативности в количестве 16 постоянных рабочих мест. Фактически в 2018 году кооперативом создано 14 штатных единиц и не выполнено условие соглашения в части обязанности по созданию 2 новых постоянных рабочих мест (всего 16).
В адрес СПСК "Куликовский Агросоюз" 13.01.2020 направлено уведомление о возврате денежных средств областного бюджета, полученных в виде гранта. Возврат средств не произведен ответчиком.
В связи с указанным министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Требования истца удовлетворены судом первой инстанции, с чем ответчик не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 БК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
На момент заключения соглашения от 24.05.2016 на территории Омской области постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 252-п была утверждена государственная программа Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области".
Средства гранта в общей сумме 47 370 400 руб. зачислены на счет СПСК "Куликовский Агросоюз" N 40601810850042060004, открытый в Управлении Федерального казначейства по Омской области.
Пунктом 3.5 заключенного сторонами соглашения предусмотрено, что условием предоставления субсидии является достижение конкретных показателей результативности в соответствии с Правилами и настоящим соглашением.
Согласно приложению N 1 к соглашению одним из показателей результативности является создание 16 постоянных рабочих мест в поддержку для развития материально-технической базы в году получения гранта. Пунктом 5.35 соглашения установлено, что в случае недостижения значений показателей результативности получатель субсидии обязан вернуть субсидию в срок, установленный пунктом 6.3 соглашения (в течение 30 календарных дней со дня получения требования о возврате субсидии).
Одним из условий предоставления гранта является достижение показателей результативности, а именно - создание определенного количества новых постоянных рабочих мест, созданных в КФХ (единиц). Условие предоставления гранта, о невыполнении которого заявлено истцом, предусмотрено подпунктом 7 пункта 16 Порядка N 252-п, предполагает увеличение количественного значения (увеличение общего количества рабочих мест, относительно числа рабочих мест, созданных на момент предоставления гранта), а не изменение качественного показателя (создание новых рабочих мест за счет сокращения или изменения наименований уже имеющихся).
Согласно имеющимся материалам дела фактически в 2018 году СПСК "Куликовский Агросоюз" создано 14 штатных единиц, вместо необходимых 16. Принятые на основании соглашения обязательства кооперативом не исполнены.
При этом наличие в Порядке условия о необходимости создания грантополучателями постоянных рабочих мест обусловлено требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации. Условие о создании постоянных рабочих мест до 01.01.2017 устанавливалось Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623 (далее - Правила N 623).
Согласно пункту 5 Правил N 623 субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации, региональные программы которых прошли отбор в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 6 Правил N 623 региональные программы ежегодно отбираются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации исходя из наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить создание не менее 6 новых постоянных рабочих мест на каждые 10 млн. рублей гранта на развитие материально-технической базы в сельскохозяйственных потребительских кооперативах в году получения субсидии
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1556 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, согласно подпункту "ц" пункта 29 которых одним из показателей результативности использования субсидии является количество новых постоянных рабочих мест, созданных в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, получивших средства государственной поддержки для развития материально-технической базы.
Действующие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 (далее - Правила N 717).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил N 717 грант на развитие материально-технической базы предоставляется в целях создания новых постоянных рабочих мест на сельских территориях исходя из расчета создания не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 3 млн. рублей гранта, но не менее 1 нового постоянного рабочего места на 1 грант, в срок, определяемый субъектом Российской Федерации, но не позднее срока использования гранта.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что СПСК "Куликовский Агросоюз" нарушено условие предоставления гранта, а именно - не выполнено требование о создании двух новых постоянных рабочих мест, вследствие чего не достигнут доведенный министерством плановый показатель результативности в количестве 16 постоянных рабочих мест. Фактически в 2018 году кооперативом создано 14 штатных единиц (подтверждается пояснительной запиской о финансово-экономическом состоянии СПСК "Куликовский Агросоюз", являющейся приложением к акту проверки от 13.05.2019), то есть не выполнено условие о создании 2 новых постоянных рабочих мест. Представленными кооперативом в материалы дела копиями штатного расписания, платежных ведомостей не подтверждается создание в течение отчетного периода (в 2018 году) 16 постоянных рабочих мест. Два рабочих места (председатель СПСК "Куликовский Агросоюз" и финансовый администратор) созданы до получения гранта, изменение их наименования после получения гранта не свидетельствует об ином.
Оснований для переоценки вышеназванных выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и в отсутствие доказательств обратного апелляционный суд не усматривает оснований для согласия с доводами жалобы СПСК "Куликовский Агросоюз". Ответчиком не подтверждено надлежащим образом достижение установленного результата использования полученных средств, что является основанием для удовлетворения требований министерства, предъявленных в рамках настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил предъявленные министерством требования. Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для возврата сумм оказанной СПСК "Куликовский Агросоюз" государственной поддержки отклоняются за необоснованностью.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 28.07.2020 по делу N А46-8538/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского сбытового (торгового) кооператива "Куликовский Агросоюз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.