г. Хабаровск |
|
08 февраля 2024 г. |
А73-12537/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Мильчиной И.А., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект": представитель не явился;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Чикачевой С.Ю. представителя по доверенности от 10.01.2024, сроком по 31.12.2024;
от директора ООО "АРТЭК" Зубкова А.Ю.: представитель не явился;
от учредителя ООО "АРТЭК" Холова Р.: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект"
на решение от 19.12.2023
по делу N А73-12537/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" (ОГРН 1142721002170, ИНН 2721208030)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, ИНН 2721121446)
о признании незаконным решения регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ ООО "АРТЭК"; о признании незаконными действий регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи от 01.07.2022 об исключении ООО "АРТЭК"; об обязании регистрирующего органа внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ в 5-дневный срок с момента вступления в силу решения по настоящему делу
третьи лица: Холов Р., Зубков А.Ю.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" (далее - заявитель, ООО "СтройКомплект") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю, регистрирующий орган, налоговый орган, Управление) о признании незаконным решения регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ ООО "АРТЭК", о признании незаконными действий регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи от 01.07.2022 об исключении ООО "АРТЭК" и об обязании регистрирующий орган внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ в 5-дневный срок с момента вступления в силу решения по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены директор ООО "АРТЭК" Зубков А.Ю. и учредитель ООО "АРТЭК" Холов Р.
Решением суда от 19.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "СтройКомплект" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: по постановлению Президиума ВС РФ от 30.06.2021 (Обзор судебной практики N 2 (2021), 24 пункт) налоговый орган может исключить фактически недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, но при обязанности установления совокупности принципов бездействия юридического лица (по месту регистрации юридического лица должен находиться постоянно действующий исполнительный орган, иной орган или лицо, уполномоченное выступать от имени юридического лица), чего налоговым органом сделано не было; налоговый орган неверно полагает, что отметка о недостоверности адреса является полным и самостоятельным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ; о причинении ему убытков, заявитель узнал из решения от 14.10.2022, но к этому моменту компания была уже исключена из реестра; на момент исключения заявитель не знал и не мог знать, что его права и законные интересы затрагиваются решением налогового органа о предстоящем исключении ООО "АРТЭК" или самим исключением.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, УФНС России по Хабаровскому краю отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда - без изменения.
30.01.2024 от заявителя жалобы в суд поступили возражения на отзыв налогового органа.
Представители ООО "СтройКомплект", третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц в силу статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель УФНС России по Хабаровскому краю поддерживает доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, возражений на отзыв, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 09.06.2020 ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений в отношении адреса нахождения ООО "АРТЭК".
09.03.2022 инспекцией принято решение о предстоящем исключении ООО "АРТЭК" из ЕГРЮЛ и 01.07.2022 указанное общество исключено из ЕГРЮЛ.
ООО "СтройКомплект" почитав решение регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ ООО "АРТЭК" и действий регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи от 01.07.2022 об исключении ООО "АРТЭК" незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Государственные реестры, согласно нормам ст. 4 Закона N 129-ФЗ, являются федеральными информационными ресурсами, обязанность обеспечить единство и сопоставимость сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах возложена на регистрирующие органы.
На основании ст. 9, ст. 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Также пунктом 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что записи о регистрации вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации; каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр; сведения, содержащиеся в реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с пп. "л" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.
Поскольку общедоступность информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, в том числе о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, внесение в реестр недостоверных сведений недопустимо. Единство и сопоставимость сведений ЕГРЮЛ, обеспечиваются, в том числе, проверкой достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ.
Регистрирующий орган (или по его поручению иные территориальные органы ФНС России) вправе провести проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Таким документом является приказ ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ "Об утверждении Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, а также формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Приказ от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@).
Согласно п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, такая проверка проводится регистрирующим органом посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Мероприятия согласно пп. "а" п. 4.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводятся в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, так и при осуществлении иных полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России (п. 10 Оснований).
Согласно п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений или документов, свидетельствующих о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление (далее - уведомление о недостоверности).
С момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо в течение тридцати дней обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
На основании п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ.
Согласно ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии записи о недостоверности адреса, участника или руководителя, содержащейся в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - решение о предстоящем исключении).
В соответствии с п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения, одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" (далее - Приказ N 355) сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Между тем другого способа уведомления лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 17.01.2012 N 143-О-О, нормы п. п. 1 - 3 ст. 21.1 и п. 8 ст. 22 Закона N 129-ФЗ подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также размещение их в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы (Приказ N 355), а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Как указано в п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; такие заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 Закона N 129-ФЗ; в таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается.
Согласно пункту 6 ст. 9 Закона 129-ФЗ заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет".
В соответствии с п. 7 ст. 22 Закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного п. 4 ст. 21.1 указанного закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи.
Также при начале процедуры по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре записи о недостоверности сведений об организации, само по себе представление заинтересованными лицами возражений по установленной форме не является безусловным основанием для прекращения процедуры исключения юридического лица в административном порядке, поскольку в силу действующего законодательства только устранение недостоверных сведений исключает применение процедуры, предусмотренной подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Также как и при прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке в связи с представленными возражениями, но при наличии не устраненной записи о недостоверности сведений, содержащихся в реестре, данное юридическое лицо вновь в автоматическом режиме включается в список организаций, подлежащих ликвидации в порядке, предусмотренном подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 49 ГК РФ и п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
В отношении внесения записи о недостоверности адреса места нахождения ООО "АРТЕК" суд верно пришел к следующим выводам.
ООО "АРТЕК" на основании выписки из ЕГРЮЛ зарегистрировано в качестве юридического лица 23.11.2016.
Общество состояло на учете в обособленном подразделении N 2 УФНС России по Хабаровскому краю в г. Хабаровске до 31.10.2022 - ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска.
При государственной регистрации создания общества внесены сведения об адресе места нахождения общества - 680009, г. Хабаровск, ул. Свердлова, д. 36, кв. 23.
Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО "АРТЕК" указан - Зубков Александр Юрьевич (далее - Зубков А.Ю.)
ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска установлено, что согласно данным ЕГРН адрес места нахождения общества - 680009, г. Хабаровск, ул. Свердлова, д. 36, кв. 23, является адресом места жительства бывшего учредителя ООО "АРТЕК" Перевалова Р.О.
Также Перевалов Р.О. вышел из состава общества, соответствующие изменения сведений о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, зарегистрированы 22.05.2019 за ГРН 2192724250002; единственным учредителем ООО "АРТЕК" с 22.05.2019 является Холов Рустам (доля в уставном капитале общества - 100%).
Между тем данный объект недвижимости не является собственностью участника (учредителя), руководителя общества.
По адресу государственной регистрации юридического лица должен находиться постоянно действующий исполнительный орган, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иной орган или лицо, уполномоченные выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, и только в этом случае сведения об адресе юридического лица считаются достоверными.
Согласно пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление Пленума ВАС N 61) государственная регистрация юридического лица по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в случае, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
17.03.2020 заинтересованным лицом ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска представлено "Заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц" (форма Р34002) вх. N 4026А относительно адреса места нахождения Общества: 680009, г. Хабаровск, ул. Свердлова, д. 36, кв. 23.
Как указано в п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности); в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В целях проверки поступившей информации от территориального налогового органа юридического лица, в адреса общества, директора Зубкова А. Ю., участника Холова Р. направлены уведомления от 30.03.2020 N 18-12/10827, N 18-12/10825, N 18-12/10824, N 18-12/10823 о необходимости в течение тридцати дней с момента направления уведомления сообщить достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений об адресе места нахождения общества.
Согласно сведениям сайта "Почта России" (отслеживание корреспонденции) письма, направленные в адрес общества, руководителя, учредителя не получены адресатами и возвращены отправителю, в связи с истечением срока хранения.
Так, в регистрирующий орган от общества поступила информация о том, что адрес, по которому зарегистрировано ООО "АРТЕК", является достоверным и связь с ними осуществляется, не поступала. Доказательств обратного в материалы дела не представлено; общество не осуществляет деятельность по указанному в ЕГРЮЛ адресу, сведения о месте нахождения носят формальный характер, что делает невозможным взаимодействие с организацией для осуществления налогового контроля и связи с участниками гражданского оборота.
Регистрирующим органом обоснованно был сделан вывод, что сведения об адресе места нахождения ООО "АРТЕК", содержащиеся в ЕГРЮЛ (680009, г. Хабаровск, ул. Свердлова, д. 36, кв. 23), являются недостоверными.
Как верно установлено судом, отражение в ЕГРЮЛ недостоверной информации об адресе места нахождения ООО "АРТЕК" не только нарушает права территориального налогового органа, создавая препятствия в осуществлении мер налогового контроля, а также затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку реестр содержит общедоступную информацию, которую может запросить любое юридическое или физическое лицо, равно как и органы государственной власти.
При таких обстоятельствах в целях обеспечения гарантии неограниченного круга участников гражданского оборота, на получение достоверной информации о юридическом лице, регистрирующим органом 09.06.2020 была внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице, а именно в сведения об адресе ООО "АРТЕК" за ГРН 2202700192957.
Юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ при наличии в реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Регистрирующим органом 09.03.2022 принято решение N 536 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, которое опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 09.03.2022 / 2155 часть 2 N9(879), что давало возможность всем заинтересованным лицам представить свои возражения относительно исключения Общества из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 21.1 Закона N 129 - ФЗ), а также данная информация размещена на официальном сайте ФНС России.
Согласно Приказу ФНС России от 03.11.2006 N САЭ-3-09/765@ "Об информировании участников гражданского оборота" на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru размещена информация о сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ, о поступивших на государственную регистрацию документах, о принятых регистрирующим органом решениях, о сообщениях юридических лиц.
Регистрирующий орган уведомил ООО "АРТЕК" и иных заинтересованных лиц о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Между тем иной способ уведомления заинтересованных лиц действующим законодательством не предусмотрен.
На основании п. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
В пункте 5 Приказа ФНС России от 28.12.2022 N ЕД-7-14/1268@ указано, что при отсутствии подтверждающих возражение/заявление обстоятельств, либо без предложения документов, обосновывающих, что искалечение юридического лица из ЕГРЮЛ затрагивает права и законные интересы заинтересованного лица, а равно не указании обстоятельств, которое опровергается вступившим в законную силу судебным актом, такое заявление/возражение считается немотивированным.
Возражений от заинтересованных лиц в установленный п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ срок в регистрирующий орган не поступали.
Следовательно, бездействие общества в непредставлении достоверности сведений об адресе повлекло негативные последствия в виде исключения его из ЕГРЮЛ.
Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 N 26-П, нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ по решению наделенного соответствующим полномочием органа исполнительной власти, были введены в правовое регулирование Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в ст. 49 ГК РФ.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, и, тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.
Неознакомление лица, права и законные интересы которого затрагиваются в связи с исключением должника из ЕГРЮЛ, с публикацией, не является достаточным основанием для восстановления должника в реестре.
Кроме того, заинтересованные лица, осуществляющие добросовестно свои права, предоставленные им Законом N 129-ФЗ, не лишены возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении юридических лиц, в том числе об исключении их из реестра в административном порядке, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что их права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением организаций из ЕГРЮЛ.
Исключение юридического лица в связи с наличием в реестре недостоверных сведений об обществе является прямым самостоятельным основанием для принятия решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, и не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) признаков недействующего юридического лица.
Также согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2020 N 305-ЭС20-771, применительно к пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, не имеет правого значения признаки действующего (недействующего) юридического лица, так как оспариваемые действия осуществлены в связи с нахождением в ЕГРЮЛ в отношении хозяйствующего субъекта недостоверных сведений о его адресе; участники юридического лица, исключенного из Реестра в соответствии со ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, не могут быть лишены гарантий, предусмотренных п. 8 ст. 63, п. 6 ст. 93 ГК РФ, п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и уставом общества.
Довод заявителя о наличии у ООО "АРТЕК" перед ООО "Стройкомплект" финансовых обязательств, не может свидетельствовать о неправомерности действий регистрирующего органа по исключению общества из ЕГРЮЛ.
ООО "Стройкомплект" не представлены доказательства того, что общество является реально действующей организацией, способной, в случае восстановления её правоспособности в ЕГРЮЛ, исполнить обязательства перед ООО "Стройкомплект".
При этом регистрирующим органом представлены доказательства того, что ООО "АРТЭК" фактически не осуществляло деятельность (сведения о банковских счетах, налоговая отчетность), по сведениям налогового органа, у ООО "АРТЕК" отсутствуют зарегистрированные объекты недвижимого имущества, земельные участки, транспортные средства.
Между тем самим заявителем было указано в представленных возражениях, что Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.05.2021 N А73-3276/2021 (о признании ООО "АРТЕК" банкротом), производство по делу о банкротстве прекращено по причине отсутствия сведений о наличии у должника денежных средств и имущества, судом в рамках дела N А73-3276/2021 ранее установлен факт отсутствия у ООО "АРТЕК" необходимого имущества для погашения (полного или частичного) долга.
Согласно сведениям налогового органа у ООО "АРТЕК" отсутствуют зарегистрированные объекты недвижимого имущества, земельные участки, транспортные средства.
Кроме того наличие (отсутствие) движения денежных средств по расчетному счету регистрирующим органом не оценивалось, в связи с исключением ООО "АРТЕК" из ЕГРЮЛ в соответствии с пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Вместе с тем, как установлено судом в ходе судебного разбирательства по делу N А73-6844/2023 в Арбитражном суде Хабаровского края о признании незаконными решения ИФНС по Центральному району г. Хабаровска от 14.10.2022 N 1670 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения МРИ ФНС России по Дальневосточному Федеральному округу от 23.01.2023 N 07-11/022 по апелляционной жалобе, судом оценивался факт движения денежных средств по расчётному счету ООО "АРТЕК".
В решении Арбитражного суда Хабаровского края от 12.10.2023 по делу N А73-6844/2023, на странице 9 указано, что в проверяемый период (выездная налоговая проверка с 01.01.2018 по 31.12.2020, расчетный счет закрыт 27.05.2021) операций по счетам ООО "АРТЕК" не осуществлялось.
Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", ООО "Стройкомплект" не лишен возможности применительно к п. 5.2 ст. 64 ГК РФ, в отношении наличия имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право.
Также административный порядок исключения ООО "АРТЕК" из ЕГРЮЛ не нарушает права заявителя как кредитора, поскольку права, свободы и законные интересы лиц, чьи интересы затрагиваются исключением юридического лица из ЕГРЮЛ, обеспечиваются соблюдением регистрирующим органом процедуры исключения юридического лица.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые решение регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ ООО "АРТЭК" и действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи от 01.07.2022 об исключении ООО "АРТЭК" являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы заявителя, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в целом судом первой инстанции установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя жалобы не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная 21.12.2023 заявителем жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19 декабря 2023 года по делу N А73-12537/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СтройКомплект" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно чека ПАО "Сбербанк" от 21.12.2023. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12537/2023
Истец: ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ"
Ответчик: ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска
Третье лицо: Зубков А.Ю., Отдел адресно-справочной службы работы УВМ УМВД России по Хабаровскому краю, УФНС России по Хабаровскому краю, Холов Р.