город Омск |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А46-24767/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15372/2020) общества с ограниченной ответственностью "Сибирская корпорация" и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-236/2021) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2020 по делу N А46-24767/2019 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская корпорация" (ИНН 5507021840, ОГРН 1025501387856, адрес: 644043, Омская область, город Омск, улица Волочаевская дом 15 квартира 111) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524, адрес: 644007, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности, а также об обязании устранить нарушение прав и законных интересов,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирская корпорация" - Филимонов А.В. по доверенности от 15.04.2019 сроком действия три года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Поскотина А.А. по доверенности от 11.01.2021 N 11 сроком действия по 31.12.2021;
в отсутствие представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская корпорация" (далее - ООО "Сибкор", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, уполномоченный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 55:36:100904:2202: навес-свайное поле, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Рокоссовского, д. 19, изложенный уполномоченным органом в уведомлении от 26.12.2019 N КУВД-001/2019-11424789/3 об отказе государственной регистрации прав.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило суд возложить на уполномоченный орган обязанность по осуществлению государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:100904:2202: навес - свайное поле, расположенное по адресу: г. Омск, ул. Рокоссовского, д. 19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.12.2020 по делу N А46-24767/2019 заявление удовлетворено. Признан незаконным отказ заинтересованного лица в государственной регистрации прав, изложенный в уведомлении от 26.12.2019 N КУВД-001/2019-11424789/3. На Управление Росреестра по Омской области возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление ООО "Сибкор" от 15.09.2019 и принять соответствующее решение с учетом положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) и приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество". С уполномоченного органа в пользу заявителя взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возражая против принятого по делу решения, ООО "Сибкор" в апелляционной жалобе просит его изменить в части способа восстановления нарушенного права.
Согласно доводам жалобы общества на момент принятия оспоренного в судебном порядке решения у заинтересованного лица в распоряжении находились все необходимые для принятия обратного решения и установления факта правопреемства документы. ООО "Сибкор" отмечает, что способом восстановления нарушенного права заявитель избрал обязание заинтересованного лица устранить нарушение прав и законных интересов общества путем государственной регистрации права ООО "Сибкор" на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:100904:2202: Навес-свайное поле, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Рокоссовского, д. 19.
В апелляционной суд на решение по делу поступила также жалоба Управления Росреестра по Омской области.
Согласно приводимым уполномоченным органом доводам в статье 14 Федерального закона N 218-ФЗ установлены основания и перечень документов в соответствии с которыми производится государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав. При этом из текста уведомления о приостановлении с очевидностью следовало, какие именно документы могут быть представлены для устранения причин приостановления. Государственным регистратором, в частности, указано на необходимость представления подлинного договора купли-продажи в качестве документа, устраняющего одну из причин приостановления. Вопреки выводам суда первой инстанции, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав содержит ссылку на нормы права (пункты, части, статьи) содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось противоречие поступившего от общества заявления требованиям нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению такового. Податель апелляционной жалобы отмечает, что государственным регистратором Управления Росреестра по Омской области в рамках работы с заявлением общества сделан межведомственных запрос в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области об учредительных документах ООО "Сибкор". От третьего лица в уполномоченный орган поступил устав ООО "Сибкор", утвержденный протоколом общего собрания учредителей от 24.07.2017 N 02-07/17, в котором отсутствует информация о правопреемстве с ТОО "Сибкор-2" либо об изменении наименования. Основания для вывода о правовой связи между указанными организациями не установлены Управлением Росреестра по Омской области. В апелляционной жалобе заинтересованного лица отмечается также, что согласно данным ЕГРН объект недвижимости навес - свайное поле, расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Рокоссовского, д. 19, имеет площадь застройки 824,6 кв. м, тогда как из условий договора купли-продажи следует, что площадь объекта сделки составляет 829 кв. м. Согласно поступившему в уполномоченный орган из государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" письму от 01.04.2019 N 1202/4647 предоставить информацию на объект недвижимости навес - свайное поле, инвентарный номер 52:401:003:000111560, общей площадью 824,6 кв. м, расположенный по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Рокоссовского, д. 19, не представилось возможным ввиду отсутствия данной информации в базе данных правового и технического архива.
От общества на апелляционную жалобу уполномоченного органа поступил письменный отзыв, в котором заявителем приводятся возражения против доводов заинтересованного лица.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобы в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителями общества и уполномоченного органа поддержаны доводы поданных жалоб, даны пояснения по существу спора.
Рассмотрев апелляционные жалобы, заслушав заявителя и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 15.09.2019 ООО "Сибкор" обратилось с заявлением о государственной регистрации права на объект недвижимости с кадастровым номером 55:36:100904:2202, площадью 824,6 кв. м.
Решением от 26.09.2019 N КУВД-001/2019-11424789/1 государственная регистрация права приостановлена на основании пунктов 1, 5, 44, 49 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ в связи с установлением следующих обстоятельств:
- лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости;
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которым необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
- имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о таком объекте недвижимости (за исключением случает, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН о таком объекте недвижимости).
Впоследствии в связи с неустранением причин приостановления регистрационных действий Управлением Росреестра по Омской области принято решение об отказе в государственной регистрации, отраженное в уведомлении от 26.12.2019 N КУВД-001/2019-11424789/3.
Полагая решение уполномоченного органа не основанным на законе, ООО "Сибкор" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования удовлетворены судом первой инстанции, с чем лица, участвующие в деле, не согласились, подав жалобы на состоявшийся по делу судебный акт.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лицу установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, действий (бездействия) государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу положений пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ, в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Объектом гражданских прав, может выступать только объект недвижимого имущества, учтенный в государственном кадастре недвижимости, с действительными, законно признанными характеристиками, легализованным изменением площади.
Государственная регистрация права может быть осуществлена в отношении лишь того объекта недвижимости, который учтен в кадастре недвижимости с законными характеристиками - правомерно установленными в административном или судебном порядке, позволяющими не только идентифицировать такой объект, но и признать его объектом гражданских прав.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично-правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития (постановления от 26.05.2011 N 10-П и от 10.11.2016 N 23-П; определения от 05.07.2001 N 132-О и N 154-О, от 29.01.2015 N 216-О).
Обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ (далее также - Закон N 218-ФЗ), является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы государственный регистратор обязан проверить наличие записей в ЕГРН о зарегистрированных обременениях (ограничениях) права, в том числе арестах, запрещениях, установить отсутствие противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН, в том числе описание недвижимого имущества - данные об уникальных характеристиках объекта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пункт 44 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ одним из таких оснований предусматривает не представление лицом для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявления и документов, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Закона N 122-ФЗ перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Пунктом 49 части 1 статья 26 Закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренные в статье 26 Закона N 218-ФЗ (статья 27 Закона).
В обоснование отказа в государственной регистрации уполномоченным органом указано, что согласно представленному на государственную регистрацию договору купли-продажи нежилого строения от 07.09.1994 правообладателем навеса - свайного поля, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Рокоссовского, 19, который представлен заявителем в качестве правоустанавливающего документа, является акционерное общество открытого типа "Омсквторресурсы" на навес - свайное поле по адресу: г. Омск, ул. Рокоссовского, 19, на основании плана приватизации Государственной фирмы "Омсквторресурсы", утвержденного распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области от 02.04.1993 N 354-РК, зарегистрированного Финансовым управляющем Администрации Омской области 14.04.1993.
Отсутствие зарегистрированного права Акционерного общества открытого типа "Омсквторресурсы" на объект, непредставление на государственную регистрацию плана приватизации не позволили Управлению Росреестра по Омской области установить наличие у лица, указанного в качестве правообладателя, права собственности.
Покупателем по указанному договору выступило товарищество с ограниченной ответственностью "Сибкор-2".
Управление в жалобе указывает, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы не позволяют установить правовой статус ООО "Сибкор" как правопреемника ТОО "Сибкор-2".
В процессе рассмотрения дела судом запрошено регистрационное дело на ООО "Сибирская корпорация".
В ответ на запрос Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области представила документы и пояснения относительно правопреемственности заявителя и ООО "Сибкор-2".
Как следует из материалов регистрационного дела ООО "Сибирская корпорация" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением главы администрации Кировского района г. Омска от 15.06.1993 N 311. В комплект документов при создании Общества приложены заявление от председателя учредительного собрания Полторанина Н.Е., протокол N1 от 11.06.1993, Устав юридического лица, утвержденный протоколом N1 от 11.06.1993, учредительный договор о создании Общества и платежные поручения.
При создании полным наименованием Общества являлось Товарищество с ограниченной ответственностью "Фирма "Сибкор-2", сокращенное - ТОО "Сибкор-2".
В соответствии с пунктом 3 статьи 59 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) учредительные документы обществ с ограниченной ответственностью (товариществ с ограниченной ответственностью), созданных до введения в действие Закона N 14-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
10.01.2001 ТОО "Сибкор-2" в Городскую регистрационную палату Департамента недвижимости администрации г. Омска представлены документы, связанные с приведением учредительных документов товарищества в соответствие с действующим законодательством, перерегистрацией товарищества в общество с ограниченной ответственностью и принятием устава общества в новой редакции. Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости администрации г. Омска 11.01.2001 зарегистрированы новое наименование ТОО "Сибкор-2" - Общество с ограниченной ответственностью "Сибкор-2" и изменения в учредительные документы.
Функции по государственной регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложены на Федеральную налоговую службу Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) с 01.07.2002.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона N 129-ФЗ уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу указанного Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления его в силу представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные "а" - "д", "л" пункт 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ.
ООО "Сибкор-2" 31.10.2002 представило в Инспекцию МНС России по Кировскому АО г. Омска сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" по форме N Р 17001.
12.11.2002 Инспекцией МНС Росси по Кировскому АО г. Омска принято решение о Государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении ООО "Сибкор-2" (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 55 N 001331988, ОГРН 1025501387856).
Согласно материалам регистрационного дела 06.02.2006 в Инспекцию МНС России по Кировскому АО г. Омска Общество представило документы в связи с внесением изменений в учредительные документы.
Согласно листу "А" заявления по форме N Р 13001 изменилось полное наименование юридического лица - Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская корпорация", сокращенное наименование - ООО "Сибкор".
10.02.2020 Инспекцией МНС Росси по Кировскому АО г. Омска в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2065507003494 в связи с внесением изменений в сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица.
Таким образом, из пояснений осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц органа следует, что согласно сведениям ЕГРЮЛ полное наименование юридического лица - ООО "Сибирская корпорация", сокращенное - ООО "Сибкор-2".
Более того, в рамках дела А46-947/2015 судом рассматривался аналогичный довод Управления, было установлено, что заявитель является правопреемником ТОО "Сибкор-2".
Ссылка Управления Росреестра по Омской области на положения пункта 5 и 44 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ относительно непредставления документов, необходимых для государственной регистрации, в оспариваемом решении не мотивирована, кроме того, отсутствуют разъяснения того, какие именно документы необходимо представить в регистрирующий орган. Ссылка в оспариваемом отказе на порочность договора купли - продажи объекта недвижимости представленного на государственную регистрацию в процессе судебного разбирательства заинтересованным лицом не обоснована допустимыми доказательствами. Правом поставить под сомнение достоверность означенного доказательства заинтересованное лицо в установленном процессуальным законом порядке не воспользовалось.
Как указано выше, по смыслу закона регистрации подлежат права на индивидуально определенный объект недвижимого имущества, то есть такой, который обладает конкретными физическими и правовыми признаками, способен выступать в качестве объекта сделки и права в целом и может быть отграничен от неопределенного множества иных объектов.
Федеральным законом N 218-ФЗ устанавливается, что кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав объединены в единую систему учета и регистрации. Кадастровый учет недвижимости и регистрация прав на нее осуществляет Росреестр и его территориальные органы. В соответствии с пунктом 6 статьи 72 поименованного Закона, со дня вступления в силу такового сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и не требующими дополнительного подтверждения.
Перед внесением в ЕГРН характеристики каждого объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, проверяются на полное совпадение; в случае полного совпадения сведения об объекте недвижимого имущества вносятся в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости по правилам, установленным пунктом 178 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943.
Согласно пункту 179 Порядка N 943 при несовпадении данных ЕГРП и ГКН об объекте недвижимости по отдельным характеристикам сведения об объекте недвижимости включаются в раздел ЕГРН, открываемый на соответствующий объект недвижимости, при этом сведениям о характеристиках объекта недвижимости, которые внесены в ГКН и в отношении которых в ЕГРП не вносились изменения в связи с необходимостью соблюдения установленных законодательством Российской Федерации требований для их изменения и отсутствии такого подтверждения, присваивается статус "актуальные незасвидетельствованные".
Уполномоченным органом установлено, что согласно данным ЕГРН объект недвижимости навес - свайное поле, расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Рокоссовского, д. 19, имеет площадь застройки 824,6 кв. м. Между тем, по договору купли-продажи предметом сделки является навес-свайное поле, расположенное по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Рокоссовского, д. 19, площадью 829 кв. м (статьи 455, 549 ГК РФ). Представленный в дело технический паспорт объекта от 15.01.2012, составленный ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ, являющийся документом, подтверждающим осуществление технического учета объекта, содержит указание на площадь 824,6 кв. м. Кадастровый паспорт объекта с кадастровым номером 55:36:100904:2202, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости с приведением характеристик и сведений об объекте по состоянию на 26.02.2015, указывает на площадь навеса - свайного поля по поименованному выше адресу в 824,6 кв. м.
Для целей разрешения противоречия государственным регистратором направлен запрос в Государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства".
Согласно поступившему в уполномоченный орган ответу от 01.04.2019 N 1202/4647 выдача информации об объекте недвижимости - навесе - свайном поле, инвентарный номер 52:401:003:000111560, общей площадью 824,6 кв. м, расположенном по адресу: Омская область, г. Омск, ул. Рокоссовского, д. 19, не представилось возможным за отсутствием испрашиваемой информации в базе данных правового и технического архива предприятия.
Изложенные обстоятельства не опровергнуты обществом путем представления доказательств. При этом на устранение обстоятельств, послуживших основанием приостановления государственной регистрации, заявитель не ссылается.
Учитывая то обстоятельство, что устранение имеющихся противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями ЕГРН в рамках проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов не явилось возможным, и обратное не доказано ООО "Сибкор", основания для удовлетворения заявления общества отсутствовали у суда первой инстанции.
При этом коллегия апелляционного суда отмечает, что заявитель не лишен возможности обратится в адрес заинтересованного лица с заявлением о государственной регистрации с приложением предусмотренных законом документов. Нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя не доказано, при этом незаконность бездействия государственного регистратора не установлена.
Решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2020 по делу N А46-24767/2019 подлежит отмене. Апелляционная жалоба уполномоченного органа удовлетворена.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09.12.2020 по делу N А46-24767/2019 отменить, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Сибирская корпорация" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности, а также об обязании устранить нарушение прав и законных интересов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-24767/2019
Истец: ООО "СИБИРСКАЯ КОРПОРАЦИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: МИФНС РФ N 12 по Омской области