Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 мая 2021 г. N Ф08-3814/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 февраля 2021 г. |
дело N А32-22781/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 по делу N А32-22781/2020
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510)
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ", администрации Псебайского городского поселения Мостовского района, администрации муниципального образования Мостовской район
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - заявитель, управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, Росреестр) о признании незаконным решения Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:20:1203001:13, выраженного в уведомлении от 27.07.2020 N 23/999/001/2020-368214, обязании Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:20:1203001:13 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 3, л.д. 16-17)).
Исковые требования мотивированы тем, что указанный земельный участок отнесен к федеральному уровню собственности в силу закона, ранее, до приватизации, на указанном земельном участке находилось государственное предприятие федерального уровня собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" (далее - общество), администрация Псебайского городского поселения Мостовского района (далее - администрация поселения), администрация муниципального образования Мостовской район (далее - администрация района).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 заявленные требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" является правопреемником открытого акционерного общества "Кубанский Гипс-КНАУФ", на балансе которого содержались отнесенные на тот период к федеральному уровню собственности объекты, находящиеся ныне в собственности общества и расположенные на спорном земельном участке. Действовавший до 01.06.2006 порядок разграничения государственной собственности на землю предусматривал нахождение в федеральной собственности земельных участков, на которых находились объекты недвижимости, отнесенные к федеральному уровню собственности. Таким образом, спорный земельный участок отнесен к федеральному уровню собственности в силу указания закона.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что управление Росимущества не представило доказательств включения спорного участка в перечень земельных участков, на которых у Российской Федерации возникает право собственности на основании норм Закона N 101-ФЗ. Основания для разграничения государственной собственности на землю, предусмотренные статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ, также отсутствуют.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности - ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ"; при этом объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, не находились на спорном земельном участке до подачи электронного заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество N 23/999/001/2020-368214 от 18.03.2020 и вынесения решения управления Росреестра от 26.03.2020 N 23/999/001/2020-368214.
В качестве дополнительных документов-оснований заявителем было представлено заключение кадастрового инженера от 03.10.2019. При проведении правовой экспертизы данного дополнительного документа государственным регистратором было выявлено, что представленное заключение кадастрового инженера не является документом, подтверждающим, что объекты, которые принадлежат на праве собственности Российской Федерации, расположены в пределах спорного земельного участка, так как на момент подачи указанного электронного заявления спорные линейные объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации не находились на спорном земельном участке.
Соответственно, заявителем не были предоставлены документы, устанавливающие его право на спорный земельный участок.
Исходя из представленных документов, сделки по передаче спорного участка в аренду заключала Администрация муниципального образования Мостовской район, следовательно, спорный земельный участок с кадастровым номером 23:20:1203001:13 находился в распоряжении этой администрации.
Таким образом, в связи с тем, что в течение срока приостановления заявителем не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации расторжения договора аренды на спорный вышеуказанный земельный участок, 27.07.2020 государственным регистратором было принято решение об отказе заявителю в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, в соответствии со статьей 27 Закона о регистрации недвижимости.
Также, Росреестр полагает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты своих прав и законных интересов, в связи с чем, ему необходимо обратиться за судебной защитой, путём предъявления иска о признании права собственности на спорный вышеуказанный земельный участок.
В отзывах на апелляционную жалобу администрация Псебайского городского поселения Мостовского района, администрация муниципального образования Мостовской район просили решение отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.03.2020 заявитель обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанный спорный земельный участок.
Уведомлением от 26.03.2020 N 23/999/001/2020-368214 Росреестр приостановил государственную регистрацию в связи со следующим.
В соответствии с актуальными записями Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 23:20:1203001:13 общей площадью 317 754 кв. м, расположенном по адресу: Краснодарский край, Мостовский район, пгт. Псебай, ул. Вишнева, 35, расположены здания, строения, сооружения, которые находятся в частной собственности.
Согласно актуальным сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведения об объектах недвижимости, принадлежащих Российской Федерации, которые расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 23:20:1203001:13, отсутствуют.
Решением Росреестра, выраженным в уведомлении от 27.07.2020 N 23/999/001/2020-368214 отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:20:1203001:13.
Полагая, что решение Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:20:1203001:13 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился за судебной защитой.
Судом установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в границах земельного участка с кадастровым номером 23:20:1203001:13 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 23:20:1203001:1382, 23:20:1203001:1137, 23:20:0201002:156, 23:20:1203001:1374, 23:20:1203001:1392, 23:20:1203001:1386, 23:20:1203001:1388, 23:20:1203001:1391, 23:20:1203001:1372, 23:20:1203001:1389, 23:20:1203001:1387, 23:20:1203001:1377, 23:20:1203001:1393, 23:20:1203001:1385, 23:20:1203001:1404, 23:20:1203001:1375, 23:20:1203001:1371, 23:20:1203001:1390, 23:20:1203001:1384, 23:20:1203001:1209, 23:20:1203001:1166, 23:20:1203001:1370, право собственности на которые зарегистрировано за обществом с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ".
Кроме того, в границах данного земельного участка расположены также объекты недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации с кадастровыми номерами 23:20:0000000:545, 23:20:0000000:693, 23:20:0000000:694, 23:20:0201002:292, 23:20:0000000:1420, 23:20:0000000:379, 23:20:0000000:380, 23:20:0000000:546, 23:20:1203001:1457, 23:20:1203001:1458, 23:20:0000000:378.
Указанное обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера О.В. Карпенко, изготовленным на основании договора на выполнение кадастровых работ от 03.10.2019 N 1910-11.
Между тем, объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ", ранее находились в федеральной собственности и содержались на балансе открытого акционерного общества "Кубанский Гипс-КНАУФ".
В последующем на основании плана приватизации от 14.08.2000, утвержденного и.о. заместителя председателя комитета по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае Р.Н. Таран, весь имущественный комплекс объектов был приватизирован в пользу открытого акционерного общества "Кубанский Гипс-КНАУФ".
Как следует из Единого государственного реестра юридических лиц, открытое акционерное общество "Кубанский Гипс-КНАУФ" изменило фирменное наименование на открытое акционерное общество "КНАУФ ГИПС ПСЕБАИ". Последнее юридическое лицо, в свою очередь, 01.11.2008 прекратило свою деятельность путем реорганизации в общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ".
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ" является время правопреемником открытого акционерного общества "Кубанский Гипс-КНАУФ", на балансе которого содержались отнесенные на тот период к федеральному уровню собственности объекты, находящиеся ныне в собственности общества.
Из материалов дела также следует, что ранее земельный участок с кадастровым номером 23:20:1203001:13 был предоставлен государственному предприятию федерального уровня собственности на праве постоянного (бессрочного) пользования (т. 3, л.д. 32).
В настоящее время указанный земельный участок принадлежит на праве аренды обществу с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ", являющемуся правопреемником открытого акционерного общества "Кубанский Гипс-КНАУФ", на основании постановления Главы Мостовского района Краснодарского края от 15.04.2004 N 325.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных норм права следует, что действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической
При принятии оспариваемого решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, пункт 52 постановления от 22.04.2010 N 10/22).
Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются документы, предусмотренные федеральным законом, другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости, а также обстоятельства, указанные в федеральном законе (часть 2 статьи 14 Закона 218-ФЗ).
При проведении государственной регистрации прав регистрирующий орган по требованиям, установленным статьей 29 Закона N 218-ФЗ осуществляет правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона (часть 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
Основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является неустранение причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Возможность судебного оспаривания заинтересованным лицом отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество предусмотрена частью 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пункт 56 постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) содержит следующие разъяснения. Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРН только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРН не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Из указанных разъяснений следует, что в споре с регистрирующим органом не подлежит защите вещное право на имущество, однако это не означает, что даже при наличии такого спора в ситуации, когда действия регистрирующего органа совершены с нарушением требований закона, соответствующие действия не могут быть оспорены. Напротив, заявленное в подобной ситуации требование подлежит разрешению по существу в установленном порядке, но решение по такому делу, в том числе и при наличии спора о праве, не должно привести к нарушению прав на имущество иных лиц (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2013 N 12925/12).
Материалы дела не подтверждают, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:20:1203001:13 зарегистрировано в ЕГРН. Какие-либо доказательства того, что у территориального управления с иным правообладателем (муниципальным образованием Мостовской район либо Псебайским городским поселением Мостовского района) возник (существует) спор о праве в отношении указанного недвижимого имущества, в материалах дела также отсутствуют. При этом администрации, привлеченные судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, каких-либо возражений, кроме несогласия, на доводы территориального управления не представили, правопритязания на земельный участок с кадастровым номером 23:20:1203001:13 не заявили. Передача в аренду данного участка администрацией района в отсутствие государственной регистрации права собственности на него сама по себе не свидетельствует как о доказанном праве муниципального образования Мостовской район на него, так и наличии у земельного участка законного правообладателя. Ввиду отсутствия в материалах дела доказательств, действительно подтверждающих отнесение спорного земельного участка к иному уровню собственности (наличие у него другого правообладателя), довод апелляционной жалобы о наличии спора о праве в отношении участка с кадастровым номером 23:20:1203001:13 является необоснованным.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, выраженной в постановлении от 04.12.2020 по делу N А32-13128/2019.
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции в качестве одного из оснований отнесения земельных участков к федеральной собственности предусмотрено возникновение такого права при разграничении государственной собственности на землю. Частью 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей до 01.06.2006 редакции определялось, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Основаниями государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки Российской Федерации, в силу статей 2, 3 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", являлись или акт Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, на которые у названного публично-правового образования возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, или вступившие в законную силу судебное решение по спору, связанному с разграничением государственной собственности на землю.
Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникало право собственности, являлось, в том числе их предоставление органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации, а также расположение на них приватизированного недвижимого имущества, находившегося до его приватизации в собственности Российской Федерации.
Действовавший до 01.07.2006 порядок разграничения государственной собственности на землю предусматривал подготовку специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечней земельных участков, на которые, в том числе у Российской Федерации возникало право собственности, их согласование и утверждение Правительством Российской Федерации (статья 6 Закона Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", постановление Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований возникает право собственности").
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.06.2006, признан утратившим силу Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", в пункте 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации слова "Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" заменены словами "настоящим Кодексом и федеральными законами", а Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, которой в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, а также земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11, положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" являются нормой федерального закона, с момента введения которой в действие соответствующие земельные участки признаются находящимися в собственности соответствующего публично-правового образования.
Анализ положений части 2 статьи 2, статей 3, 4, 5 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.07.2006), а также установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 Порядка распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, позволяет заключить о том, что законодатель дифференцировал основания разграничения права собственности на землю по принадлежности находящихся на земельном участке объектов и по субъектам первоначального права на земельный участок. Предоставление земельного участка федеральному предприятию влечет возможность разграничения государственной собственности на него исключительно в пользу Российской Федерации.
Отсутствие доказательств реализации порядка разграничения государственной собственности на землю, определенного Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", не свидетельствует о возникновении у субъекта Российской Федерации или муниципального образования с 01.07.2006 права собственности на этот участок.
По смыслу положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 19.07.2011 N 2178/11, предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования предприятию федерального уровня собственности позволяет сделать вывод о том, что право собственности Российской Федерации возникло в силу закона с 01.07.2006 (соответствующие правовые подходы сформулированы Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 01.07.2015 N 302-ЭС14-8088, от 07.12.2015 N 554-ПЭК15).
Поскольку судом установлено, что земельный участок предоставлялся на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному предприятию федерального уровня собственности, на нем ранее располагались объекты недвижимости федерального уровня собственности, суд, руководствуясь также правовой позицией, выраженной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2018 по делу N А32-17234/2016, пришел к обоснованному выводу о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу закона с 01.07.2006. Поэтому отказ управления Росреестра в государственной регистрации права федеральной собственности на спорный участок является незаконным, а требования управления Росимущества подлежат удовлетворению.
С учетом установленных судом обстоятельств дела и указанной в настоящем постановлении практики Арбитражного суда Северо-Кавказского округа доводы апелляционной жалобы управления Росреестра не свидетельствуют о том, что судом принято неправильное решение по делу.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 по делу N А32-22781/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22781/2020
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация муниципального образования Мостовский район, Администрация муниципального образования Мостовской район, АДМИНИСТРАЦИЯ ПСЕБАЙСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МОСТОВСКОГО РАЙОНА, ООО "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ"