г. Санкт-Петербург |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А21-4811/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Казаков М.Ю. по доверенности от 03.09.2020;
от 3-их лиц: не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38356/2020) Конкурсного агентства Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2020 г. по делу N А21-4811/2020, принятое
по заявлению Конкурсного агентства Калининградской области
к Управлению Федеральной антимонопольной слудбы по Калининградской области 3-и лица: муниципальное автономное учреждение культуры муниципального образования "Светловский городской округ "Культурно - молодежный центр"; общество с ограниченной ответственностью "Балтсибнефть"; общество с ограниченной ответственностью "Западстройсервис"; общество с ограниченной ответственностью "Мириам"
о признании незаконными решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Конкурсное агентство Калининградской области (далее - заявитель, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - ответчик, Калининградское УФАС, Управление) о признании незаконными и отмене решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 39/06/69-256/2020 и предписания N 32-кс/2020 от 17.03.20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное автономное учреждение культуры муниципального образования "Светловский городской округ "Культурно - молодежный центр"; общество с ограниченной ответственностью "Балтсибнефть"; общество с ограниченной ответственностью "Западстройсервис"; общество с ограниченной ответственностью "Мириам".
Решением суда от 24.11.2020 г. в удовлетворении заявления Агентству отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.11.2020 г. отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствуют нарушения требований Закона N 44-ФЗ.
В судебном заседании представитель Агентства доводы жалобы поддержал; представитель УФАС жалобу не признал, поддержал доводы, изложенные в отзые, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 14.02.2020 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0135200000520000189 и Аукционная документация, предметом которого являлось выполнение работ по объекту "Строительство культурно-досугового центра в пос. Люблино Светловского городского округа" (извещение N 0135200000520000189).
Начальная (максимальная) цена контракта - 39 322 930,00 рублей.
Согласно протоколу N 0135200000520000189 подведения итогов аукциона в электронной форме от 03.03.2020 Единая комиссия Уполномоченного органа, рассмотрев вторые части заявок на участие в Аукционе, приняла решение:
- о соответствии заявок ООО "Западстройсервис", ООО "Балтсибнефть" и ООО "Мириам" требованиям, установленным документацией об Аукционе;
- о несоответствии заявок ООО "МБК Строй" и ООО "Термоизола Балт" требованиям, установленным документацией об Аукционе.
ООО "Балтсибнефть" обратилось с жалобой в Калининградское УФАС на действия единой комиссии уполномоченного органа при рассмотрении вторых частей заявок, а именно допущенные нарушения положений части 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ.
Решением Калининградского УФАС от 17.03.2020 N 39/06/69-256/2020 жалоба ООО "Балтсибнефть" признана обоснованной, в действиях Заказчика установлены нарушения части 2 статьи 69 Закона N 44-ФЗ.
Калининградским УФАС также вынесено предписание N 32-кс/2020 от 17.03.2020, которым Уполномоченному органу и оператору электронной площадки предписано отменить протокол подведения итогов аукциона в электронной форме и осуществить рассмотрение вторых частей заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ с учетом решения от 17.03.2020 N39/06/69-256/2020.
Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, Агентство обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенных решения и предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине и, технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки - наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе и на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным " соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона и размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе (часть 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела, начальная (максимальная) цена контракта по закупке (извещение N 0135200000520000189) составляет 39 322 930,00 рублей, следовательно, для соответствия требованиям участника аукциона ООО "Западстройсервис" должно было представить исполненный им контракт за предшествующие закупке три года на сумму 19 661 465 рублей.
В целях подтверждения соответствия требованию, предусмотренному частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, ООО "Западстройсервис" в составе второй части заявки на участие в Аукционе были представлены: договор субподряда N 30/04/17 от 30.04.2017, заключенный с ООО "МД-Строй" на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт I очереди нежилого здания, расположенного по адресу: Россия, Калининградская область, Московский проспект, дом 188 (кадастровый номер 39:15:132806:109), акты выполненных работ по форме N КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3. Цена договора субподряда 31 000 000,00 рублей.
В соответствии с предметом указанного выше договора ООО "Западстройсервис" обязалось своими силами и средствами выполнить работы по объекту (кадастровый номер 39:15:132806:109) в соответствии со сметной документацией, являющейся приложением и неотъемлемой частью настоящего договора, а также проектной документацией (пункт 1.1).
Указанный договор субподряда N 30/04/17 от 30.04.2017 был заключен на основании заключенного между ГКУ Калининградской области Управление дорожного хозяйства Калининградской области" и ООО "МД-Строй" контракта NN 1-8. Цена указанного контракта составила 34 125 325,95 руб.
Вместе с тем, согласно сведений об исполнении указанного выше контракта N N 1-8, размещенных заказчиком - ГКУ Калининградской области Управление дорожного хозяйства Калининградской области" в ЕИС в разделе "карточка контракта", до 04.04.2017, ООО "МД-Строй" выполнило обязательства по контракту на сумму 21 082 327.09 рублей.
Следовательно, стоимость работ, приходящихся на долю ООО "Западстройсервис" составляет 13 042 998,9 руб. из расчета: 34 125 325,95 руб. - 21 082 327.09 руб., что ниже установленного минимального предела по спорной закупке (19 661 465 рублей).
Доказательств обратного в ходе рассмотрения дела не представлено.
Таким образом, Комиссия пришла к правильному выводу о несоответствии представленных ООО "Западстройсервис" одновременно со второй частью заявки на участие в Аукционе документов положениям части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 99.
Более того, согласно пункту 3.1 договор субподряда N 30/04/17 от 30.04.2017 стоимость работ, выполняемых по настоящему договору, определяется сметным расчетом. Сметный расчет согласовывается сторонами и с момента подписания становится неотъемлемой частью настоящего договора. Стороны определили, что стоимость работ может изменяться в течение срока действия договора. Окончательная стоимость работ по договору определяется на основании справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), подписанными сторонами, составленными на основании актов приёмки выполненных работ (форма КС-2).
ООО "Западстройсервис" не представило приложения к договору субподряда, а именно сметную и проектную документации, указанные в пункте 1.1 данного договора, являющиеся его неотъемлемой частью, которые могли бы позволить Единой комиссии Уполномоченного органа, а также суду в ходе рассмотрения дела проверить объем и технологию работ, являющихся предметом данного договора, в том числе требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, в том числе стоимость выполненных работ для подтверждения соответствия приобретенного опыта.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции со ссылкой на Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2019 N 308-ЭС19-11271, поскольку из совокупности представленных в материалы дела документов невозможно должным образом определить стоимость работ, выполненных лично ООО "Западстройсервис" по договору субподряда, а информация, полученная из официальных источников, не подтверждает заявленный объем работ выполненных ООО "Западстройсервис" для оценки подтверждения опыта по строительству относительно спорной закупки, данное обстоятельство свидетельствует о неподтверждении опыта выполнения работ, что является в силу вышеприведенных- правил необходимым условием для признания заявки участника закупки соответствующей условиям аукционной документации.
В силу пункта 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Закона. Таким образом, УФАС обоснованно приняло решение о необходимости отклонения заявки Общества по указанному в оспариваемом решении основанию.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Агентством требований. Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Агентства и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 ноября 2020 года по делу N А21-4811/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Конкурсного агентства Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4811/2020
Истец: Конкурсное агенство Калининградской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МАУК МО "Светловский городской округ" Культурно - молодежный центр", ООО "БАЛТСИБНЕФТЬ", ООО "ЗАПАДСТРОЙСЕРВИС"