г. Владимир |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А43-25439/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04 декабря 2020 года по делу N А43-25439/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижегородэлектросеть" (ИНН 5256133337, ОГРН 1145256007346) о признании незаконным отказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в рассмотрении и утверждении инвестиционной программы, формализованного в письме от 20.04.2020 N Исх-329-181120/20
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - Харчева Л.Б. по доверенности от 25.01.2021 N 7Д сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании), Костин А.В. по доверенности от 29.12.2020 N 18Д сроком действия 1 год.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Нижегородэлектросеть" (далее - заявитель, ООО "Нижегородэлектросеть") с заявлением о признании незаконным отказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области (далее - ответчик, Министерство) в рассмотрении и утверждении инвестиционной программы, формализованного в письме от 20.04.2020 N Исх329-181120/20.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04 декабря 2020 года по делу N А43-25439/2020 заявленные требования удовлетворены, решение Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области об отказе в рассмотрении и утверждении инвестиционной программы, формализованное в письме от 20.04.2020 NИсх-329-181120/20, признано незаконным. Суд обязал Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N977 принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ООО "Нижегородэлектросеть". С Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в пользу ООО "Нижегородэлектросеть" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000,00 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04 декабря 2020 года по делу N А43-25439/2020 отменить и принять новый судебный акт.
Ответчик настаивает, что решение Министерства соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не создает иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, так как последним нарушены требования Правил. Вывод суда о том, что срок 5 апреля установлен для первоначального обращения с заявлением об утверждении инвестиционной программы, а для направления заявления об утверждении инвестиционной программы после устранения замечаний установлен иной срок (10 календарных дней), основан на неправильном применении норм материального права. Кроме того, Общество узнало о нарушении своих прав и законных интересов при получении письма Министерства от 20 апреля 2020 г. N Исх-329-181120/20. Таким, образом, срок для подачи соответствующего заявления в арбитражный суд истек 20 июля 2020 г. Обществом пропущен срок исковой давности, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ (заявление в Арбитражный суд Нижегородской области направлено 14 августа 2020 г.). В связи с вышеизложенным, а также учитывая то, что жалоба в Правительство Нижегородской области на решения и действия (бездействия) Министерства направлена Обществом письмом от 17 июня 2020 г. N 77/074, то есть только через 2 месяца после получения письма Министерства об отказе в утверждении инвестиционной программы от 20 апреля 2020 г. N Исх-329-181120/20, считаем, что указанные в ходатайстве причины пропуска срока давности не могли быть признаны судом уважительными. Вывод суда о том, что учитывая положения Указов N 206 и N 239, возможность доработать инвестиционную программу у Общества появилась лишь 13 апреля 2020 г., основан на неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Также ответчик указывает, что оспариваемое решение суда вынесено 4 декабря 2020 г., то есть за пределами установленного Правилами срока для возможного утверждения инвестиционной программы Общества. Таким образом. оспариваемое решение суда, возлагающее на Министерство обязанное i ь в соответствии с Правилами принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов Общества, является неисполнимым.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которых ООО "Нижегородэлектросеть" считает апелляционную жалобу необоснованной и просит суд оставить ее без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Нижегородской области без изменения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считал решение суда незаконным и необоснованным.
В судебное заседание представители заявителя не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ООО "Нижегородэлектросеть" является сетевой организацией, относящейся к числу субъектов электроэнергетики.
28 февраля 2020 ООО "Нижегородэлектросеть" направило в адрес Министерства проект инвестиционной программы на 2020-2021 года (далее - проект). В этот же день проект опубликован на официальном сайте Министерства.
27 марта 2020 ООО "Нижегородэлектросеть" направило в Министерство сводку предложений к проекту и заявление об утверждении данного проекта, которые 30.03.2020 опубликованы на официальном сайте Министерства.
Письмом от 03.04.2020 N исх-329-142044/20 с приложением перечня замечаний к проекту инвестиционной программы, ответчик отказал ООО "Нижегородэлектросеть" в рассмотрении заявления об утверждении проекта в связи с предоставлением информации по проекту, размещенной на официальном сайте Министерства, не в полном объеме и нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документах, сославшись на пункт 14 Правил N977.
В целях устранения замечаний, ООО "Нижегородэлектросеть" 13.04.2020 повторно направило в Министерство заявление об утверждении проекта и прилагаемые к нему материалы с устранением замечаний Министерства.
Кроме того, с целью разъяснения положений пунктов 11, 15 правил N 977, ООО "Нижегородэлектросеть" обратилось в Министерство энергетики РФ письмом от 22.04.2020.
07 мая 2020, после получения разъяснений со стороны Министерства энергетики РФ, ООО "Нижегородэлектросеть" направило в адрес Министерства письмо с просьбой вернуться к рассмотрению заявления об утверждении проекта инвестиционной программы.
Письмом от 18.05.2020 Министерство проинформировало ООО "Нижегородэлектросеть" об отсутствии возможности принять к рассмотрению заявления общества об утверждении инвестиционной программы в связи с направлением в адрес ООО "Нижегородэлектросеть" мотивированного отказа от 20.04.2020 N ИСХ-329-181120/20.
17 июня 2020 ООО "Нижегородэлектросеть" обратилось в Правительство Нижегородской области с жалобой на решения Министерства от 20.04.2020 N Исх-329-181120/20 и от 18.05.2020 N Исх-329-217489/20 об отказе в рассмотрении заявления об утверждении инвестиционной программы.
Письмом от 14.07.2020 N Исх-001-310661/20 Правительство Нижегородской области отказало ООО "Нижегородэлектросеть" в удовлетворении жалобы, пояснив, что отказ в утверждении инвестиционной программы прият Министерством в соответствии с требованиями Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Правила N 977).
Не согласившись с отказом Министерства, формализованного в письме от 20.04.2020 N Исх-329-181120/20, ООО "Нижегородэлектросеть" обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.
С позиции заявителя отказ Министерства в рассмотрении и утверждении инвестиционной программы, формализованный в письме от 20.04.2020 N Исх-329-181120/20, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности. Общество не согласно с позицией Министерства, указывая на введенные в апреле нерабочие дни, а также на необходимость применения положений пункта 15 Правил и применения установленного срока (10 календарных дней со дня направления замечаний субъекту электроэнергетики с использованием официального сайта системы) для устранения нарушений.
Признавая отказ незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, однако оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя. В качестве правовосстановительной меры в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ, суд первой инстанции счел необходимым обязать Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ООО "Нижегородэлектросеть".
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы ответчика о том, что ООО "Нижегородэлектросеть" срок для подачи соответствующего заявления в арбитражный суд, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, истек 20 июля 2020 г., указанные в ходатайстве причины пропуска срока давности не могли быть признаны судом уважительными, не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
При этом нормы АПК РФ не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, определенный данной статьей. Право установления этих причин и их оценки принадлежит суду.
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство ООО "Нижегородэлектросеть" о восстановлении пропущенного процессуального срока, признал причины пропуска уважительными и восстановил процессуальный срок на обжалование отказа Министерства.
Указанная позиция суда первой инстанции представляется суду апелляционной инстанции обоснованной.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, статьей 4 АПК РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
ООО "Нижегородэлектросеть" в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока указало, что срок пропущен по причине обжалования отказа Министерства в рассмотрении и утверждении инвестиционной программы и рассмотрения этой жалобы Правительством Нижегородской области, а также принятием мер для урегулирования данного вопроса в досудебном порядке.
С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно признал причины пропуска срока уважительными, что в силу статьи 117 АПК РФ явилось основанием для восстановления пропущенного срока.
Указание ответчика на то, что в нарушение ст. 117 АПК РФ вопрос об уважительности причин пропуска срока подачи заявления не рассматривался судом первой инстанции в отдельном судебном заседании, судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку данное обстоятельство не является нарушением норм процессуального права, влекущим отмену судебного акта.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 4 статьи 117 АПК РФ, восстановление пропущенного процессуального срока арбитражным судом указывается в соответствующем судебном акте.
В данном случае таким судебным актом явилось решение суда, в котором суд первой инстанции признал уважительными причины для восстановления срока подачи заявления.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что рассмотрение данного ходатайства в судебном заседании не противоречит процессуальному законодательству, кроме того, рассмотрение ходатайства о восстановлении пропущенного срока в судебном заседании по своей сути направлено на всестороннее исследование судом обстоятельств пропуска заявителем срока и служит дополнительной возможностью (гарантией) для заявителя подобного ходатайства обосновать уважительность пропуска им срока.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Пунктом 4 статьи 21 от 26.03.2003 N 35-ФЗ Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия: - утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и контроль за реализацией таких программ; - согласование инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти, а также контроль за реализацией таких программ.
Положение о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области, утверждено постановлением Правительства Нижегородской области от 04.05.2016 N 249 (далее - Положение N 249).
Министерство образовано в соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 N 129-З "О Правительстве Нижегородской области" и Указом Губернатора Нижегородской области от 15.01.2018 N 6 "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области" и является органом исполнительной власти Нижегородской области (пункт 1.1 Положения N 249).
Министерство, в том числе согласовывает инвестиционные программы территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти, а также контролирует в рамках своей компетенции реализацию таких программ (пункт 3.1.7 Положения N 249), а также утверждает инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также контролирует в рамках своей компетенции реализацию таких программ (пункт 3.1.7 (1) Положения N 249).
Пунктом 11 постановления Правительства Нижегородской области от 05.04.2013 N 206 "Об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов исполнительной власти Нижегородской области и их должностных лиц, государственных гражданских служащих, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников" установлено, что заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в случае отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Жалобу на решения и действия (бездействие) органа исполнительной власти Нижегородской области, его территориального органа, государственного учреждения Нижегородской области, предоставляющего государственные услуги, также можно подать в вышестоящие орган или организацию (при их наличии) в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде (пункт 2 указанного постановления).
Министерство подчиняется Правительству Нижегородской области и в своей деятельности непосредственно курируется заместителем Губернатора Нижегородской области (пункт 1.3 Положения N 249).
Как верно установлено судом первой инстанции, ООО "Нижегородэлектросеть" относится к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством.
Порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики утвержден Правилами N 977.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 977 инвестиционные программы субъектов электроэнергетики, за исключением субъектов электроэнергетики, указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта, утверждаются ежегодно на период реализации, составляющий не менее 3 лет, который начинается с года, следующего за текущим годом.
Рассмотрение и утверждение инвестиционных программ и (или) изменений, которые вносятся в инвестиционные программы, в соответствии с настоящими Правилами осуществляется на основании проектов инвестиционных программ, размещаемых субъектами электроэнергетики на официальном сайте системы в соответствии со стандартами раскрытия информации и настоящими Правилами, и иной информации и материалов, направляемых в соответствии с настоящими Правилами (пункт 9 Правил N 977).
Субъект электроэнергетики не позднее дня раскрытия информации о проекте инвестиционной программы, утверждаемой Министерством, в соответствии со стандартами раскрытия информации (сетевая организация - не позднее дня размещения проекта инвестиционной программы, утверждаемой Министерством, в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, но не позднее 5 апреля соответствующего года) направляет с использованием официального сайта системы заявление в Министерство (пункт 10 Правил N 977).
Субъект электроэнергетики не позднее дня раскрытия информации о проекте инвестиционной программы, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии со стандартами раскрытия информации (сетевая организация - не позднее дня размещения проекта инвестиционной программы, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, но не позднее 5 апреля соответствующего года) направляет с использованием официального сайта системы заявление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на утверждение инвестиционной программы, на территории которого проектом инвестиционной программы предусматривается реализация инвестиционных проектов (пункт 11 Правил N 977).
В соответствии с пунктом 14 Правил N 977 Министерство энергетики Российской Федерации (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 5 рабочих дней со дня поступления заявления направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в рассмотрении заявления с указанием замечаний, носящих исчерпывающий характер, в следующих случаях: а) информация о проекте инвестиционной программы размещена на официальном сайте системы не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам раскрытия ее электронных документов, и (или) не по установленной форме; б) заявление и (или) прилагаемые к нему материалы представлены с использованием официального сайта системы не в полном объеме, и (или) с нарушением установленных требований к форматам их электронных документов, и (или) не по установленной форме; в) информация о проекте инвестиционной программы и обосновывающие ее материалы и (или) заявление и (либо) прилагаемые к нему материалы содержат недостоверные сведения; г) период реализации проекта инвестиционной программы, размещенного в сети "Интернет" по адресу, указанному в заявлении, не соответствует: требованиям к периоду реализации инвестиционной программы субъекта электроэнергетики, указанным в пункте 3 настоящих Правил; периоду реализации проекта инвестиционной программы, одобренного решением совета директоров (наблюдательным советом) субъекта электроэнергетики, а при отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) - коллегиальным (единоличным) исполнительным органом управления или иным уполномоченным органом субъекта электроэнергетики, копия которого опубликована субъектом электроэнергетики в соответствии с абзацем тринадцатым подпункта "ж" пункта 11, абзацем шестым подпункта "д" пункта 13, абзацем шестым пункта 15(1) или подпунктом "д" пункта 20(1) стандартов раскрытия информации; периоду реализации проекта инвестиционной программы, общественное обсуждение которого проведено в соответствии с настоящим Правилами.
Согласно пункту 15 Правил N 977 субъект электроэнергетики повторно направляет с использованием официального сайта системы Министерству энергетики Российской Федерации (уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации) заявление и прилагаемые к нему материалы не позднее дня раскрытия информации о проекте инвестиционной программы после устранения замечаний Министерства энергетики Российской Федерации (уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), но не позднее 10 календарных дней со дня направления Министерством энергетики Российской Федерации замечаний субъекту электроэнергетики с использованием официального сайта системы.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 977 установлено, что Министерство энергетики Российской Федерации (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему материалов направляет с использованием официального сайта системы субъекту электроэнергетики мотивированный отказ в утверждении инвестиционной программы (изменений, вносимых в инвестиционную программу) с указанием причин в случаях, если заявление и прилагаемые к нему материалы поступили позднее сроков, указанных в пунктах 10, 11 и 15 настоящих Правил.
В рассматриваемом случае, ООО "Нижегородэлектросеть" направило в адрес Министерства проект в установленный пунктом 3 Правил N 977 срок (28.02.2020).
Так же в срок, установленный пунктами 8 и 11 Правил N 977, ООО "Нижегородэлектросеть" направило в адрес Министерства заявление об утверждении инвестиционной программы (27.03.2020).
Однако, Министерство отказало ООО "Нижегородэлектросеть" в рассмотрении заявления на утверждение проекта инвестиционной программы в связи с предоставлением информации по проекту не в полном объеме и с нарушением установленных требований к форматам раскрытия электронных документов (письмо от 03.04.2020 N Исх.-329-142044/20).
Исправив замечания, ООО "Нижегородэлектросеть" повторно направило в адрес Министерства заявление об утверждении инвестиционной программы (письмо от 13.04.2020 исх.N 56/074).
Обжалуемый отказ, формализованный в письме от 20.04.2020 N Исх-329-181120/20, мотивирован поступлением заявления и прилагаемых к нему материалов позднее сроков, указанных в пунктах 11 и 15 Правил N 977, а именно: представление заявления по истечении срока дня размещения проекта инвестиционной программы, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, позднее 5 апреля соответствующего года.
Как верно указал суд первой инстанции, Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" с 4 по 30 апреля 2020 года - нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 настоящий Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников): а) непрерывно действующие организации; б) медицинские и аптечные организации; в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости; г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения; д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы; е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам); ж) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, во исполнение указанного Указа ООО "Нижегородэлектросеть" приказом от 27.03.2020 N 3 установило 30 и 31 марта, 1, 2, 3 апреля 2020 года не рабочими днями с сохранением за работниками заработной платы.
Приказом генерального директора ООО "Нижегородэлектросеть" от 03.04.2020 N 9 нерабочие дни продлены с 06.04.2020 по 10.04.2020.
В соответствии с письмом Министерства от 06.04.2020 N Исх-329-147370/20 ООО "Нижегородэлектросеть" разрешено осуществление деятельности в период нерабочих дней, установленных вышеназванным Указом, с соблюдением требований, установленных постановлением Роспотребнадзора от 02.03.2020 N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения коронавирусной инфекции" и письмом Роспотребнадзора от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27.
Во исполнение указанного письма ООО "Нижегородэлектросеть" приказом от 13.04.2020 N 10 ввело режим удаленной работы для своих сотрудников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 628 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" установлено, что продолжительность не истекших по состоянию на дату вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 628 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" сроков выполнения действий и процедур, предусмотренных настоящими Правилами и Административным регламентом предоставления Министерством энергетики Российской Федерации государственной услуги по утверждению инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации, и определенных истечением периода времени, увеличивается на количество нерабочих дней, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, приходящихся на период течения этих сроков.
Не истекшие на дату вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 г. N 628 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с введением мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" сроки, определенные настоящими Правилами и указанным Административным регламентом календарной датой, продлеваются на количество нерабочих дней, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал вывод Министерства о нарушении ООО "Нижегородэлектросеть" срока подачи заявления об утверждении инвестиционной программы после устранения замечаний, неправомерным, поскольку пунктом 15 Правил N 977 установлен 10-дневный срок для направления такого заявления с исправленными ошибками.
Направляя заявление с устранением замечаний, указанных в письме Министерства от 03.04.2020, 13.04.2020, ООО "Нижегородэлектросеть" срок подачи заявления не пропущен.
Ссылки Министерства на пропуск пятидневного срока, судом правомерно отклонены, поскольку пятидневный срок подачи заявления об утверждении инвестиционной программы, исчисляемый со дня раскрытия информации о проекте инвестиционной программы, установлен для первоначального обращения с таким заявлением.
Таким образом, в данном случае, вопреки доводам ответчика, суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал оспариваемое решение не соответствующим нормам действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы ООО "Нижегородэлектросеть".
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органа местного самоуправления не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может также содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве правовосстановительной меры суд первой инстанции правомерно обязал Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в соответствии с Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 принять меры по устранению нарушенных прав и законных интересов ООО "Нижегородэлектросеть".
Доводы Министерства о неисполнимости судебного акта в данной части являются несостоятельными, поскольку в резолютивной части решения указано на обязанность ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Нижегородэлектросеть".
В решении не указаны какие-либо конкретные действия Министерства, при исполнении судебного акта Министерство должно руководствоваться Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 и решение суда первой инстанции закону не противоречит.
Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
По мнению заявителя, решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует действующему законодательству и нарушает исключительное право заявителя на приватизацию земельного участка, находящегося под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04 декабря 2020 года по делу N А43-25439/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25439/2020
Истец: ООО "НИЖЕГОРОДЭЛЕКТРОСЕТЬ"
Ответчик: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области