Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2021 г. N Ф06-3348/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А57-18067/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К. В. Шебалковой,
при участии в судебном заседании:
от Министерства сельского хозяйства Саратовской области представитель Новиков М.В., действующий на основании доверенности от 31.07.2020,
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжов Н.А., лично,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 декабря 2020 года по делу N А57-18067/2020
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Саратовской области (ОГРН 1036405514090, ИНН 6455020996),
к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжову Николаю Александровичу (ОГРНИП 316645100069546, ИНН 642692804091)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее - министерство, истец) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжову Николаю Александровичу (далее - ИП Глава КФХ Рыжов Н.А., предприниматель, ответчик) о взыскании денежных средств, полученных в виде гранта на поддержку начинающих фермеров в размере 1 500 000 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17 декабря 2020 года по делу N А57-18067/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 17.11.2006 N 354-П "Вопросы министерства сельского хозяйства Саратовской области", министерство является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственное управление в агропромышленном комплексе Саратовской области, включающее в себя функции по реализации системы мер в то числе, в области поддержки начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации целевых программ.
Министерство согласно закону об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных подразделом "Сельское хозяйство и рыболовство", предоставляемых в форме субсидий в целях возмещения затрат в рамках реализации государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы" (пункт 2 приложения к постановлению Правительства Саратовской области от 06.03.2015 N 111-П "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства).
Постановлением Правительства Саратовской области от 10.05.2012 N 215-П утверждено Положение о порядке определения участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации государственной программы Саратовской области "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы".
Поддержка начинающих фермеров оказывается в соответствии с региональными программами, разработанными и утвержденными субъектами Российской Федерации.
На заседании комиссии по определению участников мероприятий по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм в рамках реализации областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2014-2020 годы", был рассмотрен проект ответчика по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства Рыжова Н.А.
Согласно бизнес-плану проекта в рамках мероприятий по поддержке начинающих фермеров ("Мясное скотоводство", Питерский муниципальный район) цель настоящего проекта заключалась в развитии созданного крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Питерского района, откорм крупного рогатого скота мясного направления и реализация продукции животноводства (мясо - говядина) на рынки района и области. Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи: приобретение складского помещения, предназначенного для хранения сельскохозяйственной продукции, приобретение племенных нетелей казахской белоголовой породы.
Период реализации проекта составил 2016-2020 года.
По плану расходов по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства для реализации данного проекта из средства гранта потребовалось 1 500 000 руб.
По итогам конкурса ИП Глава КФХ Рыжов Н.А. стал участником мероприятий по поддержке начинающих фермеров.
13.05.2016 между ИП Главой КФХ Рыжовым Н.А. и министерством заключено соглашение N 2 о предоставлении субсидий на поддержку начинающих фермеров (гранты) на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое обустройство в размере 1 500 000 руб.
В 2016 году крестьянскому (фермерскому) хозяйству перечислены денежные средства в виде гранта на общую сумму 1 500 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 20015 от 17.08.2016 на сумму 135 000 руб. и платежным поручением N 160994 от 19.05.2016 на сумму 1 365 000 руб.
В соответствии с пунктом 2.2.1 соглашения начинающий фермер обязан соблюдать цели и условия предоставления гранта и (или) помощи, установленные положением о предоставлении субсидии и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы предоставления гранта и (или) помощи.
Как указано в исковом заявлении, в результате документарной проверки отчетности по итогам 2018-2019 годов, выявлено, что ИП Глава КФХ Рыжов Н.А. не обеспечил сохранность и увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, и соответственно, продуктивность производства животной продукции, что подтверждается отчетами о реализации грантовой поддержки по состоянию на 1 июля 2018 года, 1 января 2019 года. Из обзора временного промежутка 2017-2019 гг. предоставленных отчетов по реализации грантов усматривается, что поголовье сельскохозяйственных животных уменьшается в прогрессии, промежуток времени которой достаточен для их прироста при условии разумной и эффективной сельскохозяйственной деятельности.
Таким образом, по мнению истца, ответчиком нарушены условия предоставления гранта.
В соответствии с пунктом 2.2.23 соглашения в случае нарушения целей и (или) условий предоставления гранта и (или) помощи начинающий фермер возвращает в установленном порядке полученный грант и (или) помощь.
Министерство в соответствии с пунктом 2.1.3 соглашения в случае выявления факта нарушения начинающим фермером условий предоставления гранта и (или) помощи, установленных положением о предоставлении субсидии, предпринимает меры по возврату полученного гранта в установленном порядке.
17.02.2020 министерством принято решение в виде приказа N 44-пр о принятии мер по возврату средств субсидии в бюджет в связи с выявленным фактом невыполнения условий предоставления субсидии по причине недостижения сохранности и увеличения поголовья скота получателем гранта ИП Главой КФХ Рыжовым Н.А.
20.02.2020 истцом в адрес ответчика направлено требование N 01-01-29-1090 о возврате денежных средств, согласно которому получатель субсидии должен обеспечить возврат денежных средств, полученных в виде субсидии в течение 90 календарных дней со дня получения требования.
До настоящего времени денежные средства, полученные в виде субсидий в размере 1 500 000 рублей, не возвращены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в частности: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц, предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.2.23 соглашения в случае нарушения целей и (или) условий предоставления гранта и (или) помощи начинающий фермер возвращает в установленном порядке полученный грант и (или) помощь.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в 2016 году в адрес предпринимателя перечислены денежные средства в размере 1 500 000 руб.
Исходя из смысла положений статей 78, 306.4 БК РФ субсидии предоставляются безвозвратно, без установления обязательства по возврату. Возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.
Нарушение получателем субсидии условий ее использования, таких как недостижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, не является нарушением условий предоставления субсидии.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании.
Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Существо гранта - безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности. Само по себе недостижения сохранности и увеличения поголовья скота, в случае отсутствия нецелевого использования средств гранта, не может служить основанием для возврата выделенных денежных средств. О нецелевом использовании ответчиком средств гранта министерство не заявляло.
Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции неправомерно ссылается на постановление Правительства Саратовской области от 06.03.2015 N 111-П апелляционная коллегия отклоняет, поскольку указанное постановление, вопреки мнению министерства, являются действующим. В обжалуемом акте отсутствуют ссылку на пункты постановления от 06.03.2015 N 111-П, которые утратили силу.
Утверждение апеллянта о том, что суд первой инстанции неправильно истолковал закон, надлежащими доказательствами не подтверждено. Данный довод основан на субъективной позиции министерства в отсутствие ссылок на нормы закона. Позиция истца не являются официальным толкованием закона, поэтому не подлежат применению.
Кроме того, апеллянт ошибочно считает, что соглашением о предоставлении субсидии могут устанавливаться дополнительные условия предоставления субсидии (гранта), непредусмотренные положением о предоставлении субсидии, и невыполнение этих условий может явиться основанием для возврата гранта.
Министерство, являясь главным распорядителем бюджетных средств в области сельского хозяйства, заключает соглашение с получателем гранта, которое не должно противоречить действующему законодательству, в том числе, и относительно оснований для возврата субсидий, что в данном случае не установлено.
Довод истца относительно прекращения действия соглашения рассмотрен судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка.
Апелляционная коллегия соглашается с вывода суда в данной части.
Таким образом, учитывая тот факт, что предпринимателем условия предоставления субсидии выполнены в полном объёме, цель предоставления субсидии - грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое обустройство достигнута, денежные средства, предоставленные ответчику, реализованы в соответствии с целевым назначением, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17 декабря 2020 года по делу N А57-18067/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-18067/2020
Истец: Министерство сельского хозяйства Саратовской области
Ответчик: ИП Глава КФХ Рыжов Николай Александрович
Третье лицо: ГУ Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД России по Саратовской области