Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июня 2021 г. N Ф01-2432/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А39-11350/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.02.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.12.2020 по делу N А39-11350/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мокша" (ОГРН 1101314000567, ИНН 1314001776) об изменении постановления Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору от 27.10.2020 N 203.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, принял участие представитель Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору - Чекушкина Е.А. по доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021.
Общество с ограниченной ответственностью "Мокша", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Мокша" (далее - Общество) является владельцем опасного производственного объекта "Сеть газопровода ООО АПО "Мокша" III класса опасности, находящегося по адресу: Республика Мордовия, Краснослободский район, с. Гумны, ул. Молодёжная, д. 29 (свидетельство о регистрации от 14.08.2019 N А45-02304).
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) 06.10.2020 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 180.
Обществу вменено непредставление в Управление в срок до 01.04.2020 ежегодных сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и нарушение тем самым пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ).
По итогам рассмотрения материалов дела Управлением 27.10.2020 вынесено постановление N 203 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 9.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением об изменении постановления Управления от 27.10.2020 N 203.
Решением от 17.12.2020 Арбитражный суд Республики Мордовия оспоренное постановление признал незаконными и отменил.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы считает позицию суда о предоставлении сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за текущий год, то есть за 2019 год - до 01.04.2019 ошибочным.
Управление настаивает на том, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 год Общество должно было представить 01.04.2020.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Общества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Такое административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с требованиями абзаца восьмого пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В соответствии с требованиями статьи 11 настоящего Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ).
Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 (1) настоящих Правил сведения об организации производственного контроля представляются ежегодно, до 1 апреля, в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.
В состав сведений об организации производственного контроля включается информация, указанная в пункте 15 настоящих Правил, в том числе план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год (подпункт "а" пункта 15).
Непредставление организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в установленный срок ежегодных сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности является нарушением указанных выше требований промышленной безопасности и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с положениями частей 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме, в том числе устанавливает, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, сеть газопотребления зарегистрирована за Обществом как владельцем, эксплуатирующим опасный производственный объект, в государственном реестре опасных производственных объектов (регистрационный номер А45-02304-0001), о чем выдано свидетельство о регистрации опасных производственных объектов от 14.08.2019.
В рассматриваемом случае Обществу вменено непредставление в установленный срок ежегодных сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 год.
Непредставление в установленный срок ежегодных сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2020 год Обществу в данном административном деле не вменялось, а равно не вменялось и непредставление в числе сведений об организации производственного контроля за 2020 год сведений о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год (2019 год).
Между тем, исходя из положений пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ, пунктов 14(1), 15 Правил, сведения об организации производственного контроля за 2019 год должны представляться до 01.04.2019.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 год Общество должно было представить 01.04.2020, подлежат отклонению как основанные на ошибочном понимании закона.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днём совершения административного правонарушения (за днём обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днём периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определённому сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Об этом судам даны разъяснения в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть расценены в качестве длящихся.
Вменённое Обществу по постановлению от 27.10.2020 N 203 административное правонарушение не является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня совершения административного правонарушения.
Последним днём срока представления ежегодных сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности за 2019 год являлось 01.04.2019, годичный срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ за непредставление таких сведений исчисляется с 02.04.2019 и он истек 01.04.2020.
При таких обстоятельствах постановление вынесено административным органом за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, что недопустимо.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Управления от 27.10.2020 N 203.
Апелляционная жалоба Управления по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 17.12.2020 по делу N А39-11350/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-11350/2020
Истец: ООО Агропромышленное объединение "МОКША"
Ответчик: Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Мордовия