город Москва |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А40-90639/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи: Левиной Т.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу
Федерального государственного казенного учреждения
"Специальное территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 14 августа 2020 года по делу N А40-90639/20,
в порядке упрощенного производства
по иску Общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания Август ЖКХ"
(ОГРН: 1145045000253, ИНН: 5045055143)
к Федеральному государственному казенному учреждению
"Специальное территориальное управление имущественных отношений"
Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН: 1035006114208, ИНН: 5031006724)
о взыскании неосновательного обогащения,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Август ЖКХ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации неосновательного обогащения в размере 277 026 руб. 43 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2020, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы, ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России подало апелляционную жалобу со ссылкой на недоказанность оказанных услуг.
Истцом направлен отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, ООО "УК Август ЖКХ" в силу решения общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресам:
Московская область, г. Подольск, ул. Генерала Варенникова, д. 3 - с 01.12.2015; Московская область, г. Подольск, б-р 65-летия Победы, д. 5 к. 2 - с 01.10.2015; Московская область, г. Подольск, б-р 65-летия Победы, д. 3 - с 01.02.2016; Московская область, г. Подольск, б-р 65-летия Победы, д. 14 - с 01.06.2016; Московская область, г. Подольск, б-р 65-летия Победы, д. 2 - с 01.05.2018, выбрана управляющей организацией и несёт расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома и платы за коммунальные услуги (копии договоров управления по каждому дому прилагаются).
В данных домах находятся помещения, которые согласно сведениям из выписок ЕГРП являются собственностью Министерства обороны и находятся в оперативном управлении ФГКУ "Специальное ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, а именно нежилые помещения N 1 (площадь 1182,9 кв.м.), N 2 (площадь 1275 кв.м.) в доме 3 по ул. Генерала Стрельбицкого; нежилое помещение, площадью 73,2 кв.м. в д. 34 по ул. Академика Доллежаля г. Подольска Московской области.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает с момента передачи имущества, на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно ч. 1 ст. 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Доводы заявителей апелляционных жалоб по существу спора были предметом рассмотрения судом первой инстанции, давшим им надлежащую оценку, с которой согласился апелляционный суд.
Представленные расчеты документально обоснованы, произведены в соответствии с действующим законодательством РФ, с указание площади жилого помещения, периода задолженности, а также расчета суммы задолженности в соответствии с заключенными договорами с ресурсоснабжающими организациями, которые в материалы дела были предоставлены в полном объеме.
В соответствии с абз. 2 п. 85 (3) Правил, при отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Индивидуальные приборы учета в спорных жилых помещениях, принадлежащих на праве оперативного управления Ответчику, не введены в эксплуатацию. Таким образом, расчет коммунальных услуг произведен по количеству собственников, исходя из норматива потребления.
ООО "УК Август ЖКХ" является исполнителем коммунальных услуг - холодного, горячего водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения.
Истец представил в материалы арбитражного дела акты приемки выполненных работ и оказанных услуг, по форме КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100 и акты приемки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, утвержденному приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 октября 2015 года N 761, что подтверждает фактическое оказание истцом услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в спорном многоквартирном доме.
Одна из основных обязанностей абонента (потребителя) по договору энергоснабжения в соответствии с ГК РФ - осуществлять оплату принятой им энергии. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Иное может быть предусмотрено законом, другими правовыми актами или соглашением сторон (п. 1 ст. 544 ГК РФ).
Ответчиками показания ИПУ истцу не подавались, поэтому указанная норма применялась во взаимосвязи с положениями пп. "б" п. 59 Правил N 354, поскольку подача показаний приборов учета ответчиком в управляющую организацию является правом собственника (потребителя) (пп. "к(1)" п. 33 Правил N 354), которое им не было реализовано, вследствие чего начисление платы за коммунальные услуги производилось исходя из утвержденных нормативов по числу собственников равному одному.
Расчет в части платы за содержание жилого помещения произведен на основании размеров, установленных постановлениями Главы администрации г. Подольска (Г.о. Подольск) на соответствующие периоды на основании ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, т.к. решением собрания собственников помещений в многоквартирном доме иного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не принималось.
Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, так как в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 32 и пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, вправе требовать от потребителя внесения платы за коммунальные услуги, потребленные в помещении, оплаты штрафов, неустоек.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, своевременное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является одной из обязанностей граждан и юридических лиц при использовании ими жилого фонда.
Определяя обязанность граждан и организаций по осуществлению платежей в строго установленные сроки и в полном объеме, законодатель, таким образом, формулирует основы платежной дисциплины в жилищной сфере, что в свою очередь является необходимым условием для исполнения поставленных задач, утвержденных Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", целевыми показателями и задачами, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.01.2016 г. N 80-р.
Установленная обязанность по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги исходит из общего положения гражданского права о возмездности оказываемых услуг. Обязанность вносить плату за коммунальные услуги связана с обязанностью несения бремени содержания собственности, а в остальной части вытекает из обязательств, связанных с непосредственным потреблением коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23 мая 2006 года и Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Размер платы за коммунальные ресурсы (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение), общедомовые нужды (ОДН) рассчитаны с учетом нормативов, утвержденных Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 20 октября 2016, N 200-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды) на территории Московской области", а также Распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 09.12.2014 N 162-РВ "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления".
В расчетах использованы формулы Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домахи жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498, от 16.04.2013 N 344).
Порядок расчета доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме представлен в Письме Минфина России от 26 декабря 2006 г. N 03-06-02-02/154, и будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам.
На основании изложенного, истец произвел правильный расчет, в связи с чем исковые требований удовлетворены в полном объеме обоснованно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14.08.2020 года по делу N А40-90639/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-90639/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АВГУСТ ЖКХ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ