г. Владивосток |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А51-6030/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 февраля 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды,
апелляционное производство N 05АП-8251/2020,
на решение от 10.11.2020
судьи Н.А.Беспаловой
по делу N А51-6030/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества "Надеждинскагропромхимия" (ИНН 2521001286, ОГРН 1022501061362)
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (ИНН 2540152379, ОГРН 1092540001421),
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Дальневосточное управление Ростехнадзора,
о признании незаконным отказа в продлении лицензии,
при участии:
от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края - Гавриков А.В. (специалист), по доверенности от 20.01.2021, сроком действия до 31.12.2021, служебное удостоверение, Семеко Е.Д. по доверенности от 21.02.2020, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 06-469 от 20.06.2012),
от акционерного общества "Надеждинскагропромхимия" - Фержани Н.В. по доверенности от 25.03.2020, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом всг N 2206184 от 22.04.2009,
от Дальневосточного управления Ростехнадзора - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Надеждинскагропромхимия" (далее - заявитель, общество, АО "Надеждинскагропромхимия") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее - ответчик, Министерство), оформленного письмом от 10.03.2020 N 37-04-10/1702, в продлении срока лицензии НАД N 562 ОЩ с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых на участке "Карьер Ключевской", а также об обязании продлить срок действия лицензии НАД N 562 ОЩ от 12.02.2012.
Решением суда от 10.11.2020 заявленные обществом требования удовлетворены, отказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, оформленный письмом от 10.03.2020 N 37-04-10/1702 в продлении АО "Надеждинскагропромхимия" срока лицензии НАД N 562 ОЩ с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых на участке "Карьер Ключевской" признан незаконным как не соответствующий Закону РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395-1 (далее - Закон о недрах, Закон N2395-1). На Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края возложена обязанность рассмотреть вопрос о продлении АО "Надеждинскагропромхимия" срока лицензии НАД N 562 ОЩ с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых на участке "Карьер Ключевской" до 12 февраля 2022 года в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 10.11.2020, Министерство просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований АО "Надеждинскагропромхимия".
В обоснование доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней Министерство ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, указывая, что в нарушение положений статьи 12 Закона о недрах обществом не выполнялись условия лицензии и технического проекта по ежегодным объемам добычи, уплата налога на добычу полезных ископаемых не производилась, что является существенным нарушением условий лицензии. Настаивает на отсутствии у Министерства оснований для продления спорной лицензии.
АО "Надеждинскагропромхимия" по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, поддержанном в судебном заседании его представителем, с доводами апелляционной жалобы не согласилось, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дальневосточное управление Ростехнадзора, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
11.04.2012 между Администрацией Надеждинского муниципального района и АО "Надеждинскагропромхимия" заключен договор аренды N 423-0, предметом которого согласно пункту 1.1 договора является земельный участок с кадастровым номером 25:10:0112000:53 в целях разработки карьера по добыче гравийно-древесного грунта, с правом аренды с 01.04.2012 по 31.03.2022.
24.02.2008 обществом получена лицензия НАД N 562 ОЩ с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых на участке "Карьер Ключевской" на территории Надеждинского муниципального района Приморского края, выданная Управлением природных ресурсов Приморского края сроком до 12.02.2013, которая продлена Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края от 12.03.2013 N 52 для завершения добычных работ до 12.02.2020.
По результатам проведенных проектной организацией ООО "Фактор" геологоразведочных работ техническим проектом разработки участка скального грунта "Карьер Ключевский", утвержденным 26.12.2013 определены сроки и объемы обработки месторождения.
11.02.2020 АО "Надеждинскагропромхимия" обратилось в Министерство с заявлением (вх. 37/1942) о продлении срока действия лицензии до 12.02.2022 в связи с необходимостью завершения разработки месторождений полезных ископаемых в пределах горного отвода и по окончании эксплуатации карьера проведения необходимых рекультивационных работ.
По результатам рассмотрения обращения принято решение, оформленное письмом от 10.03.2020 N 37-04-10/1702, в котором Министерством указано, что основания для продления лицензии НАД N 562 ОЩ отсутствуют в связи с тем, что ранее лицензия продлевалась для завершения добычных работ; условия лицензии и технического проекта по ежегодным объемам добычи не выполняются, что является существенным нарушением условий лицензии, поскольку с 2018 до 2019 добыча не производилась, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИТ) не поступал и техническим проектом не предусмотрена обработка месторождения "Карьер Ключевский" после окончания действия лицензии 12.02.2020. Обществу предложили провести работы по ликвидации и консервации опасного объекта, связанного с пользованием недр.
Не согласившись с отказом Министерства в продлении срока действия лицензии для пользования участком недр, АО "Надеждинскагропромхимия" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, решением которого заявленные обществом требования удовлетворены.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы Министерства, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции и считает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая их обоснованными, пришел к выводу о наличии совокупности условий, установленных статьей 198 АПК РФ. Апелляционный суд не может согласиться с данной позицией суда первой инстанции и принимает доводы апелляционной жалобы Министерства в силу следующего.
Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулирует Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
На основании пункта 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Согласно положениям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами; лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией.
Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 16 Закона о недрах).
Так, согласно пункта 4 Постановления Порядка оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на право пользования участками недр местного значения на территории Приморского края, утвержденного Администрацией Приморского края от 12.10.2009 N 268-па предоставление в пользование участка недр местного значения оформляется составлением в трех экземплярах специального государственного разрешения в виде лицензии, включающей установленную федеральным органом управления государственным фондом недр форму бланка с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, предусмотренные статьей 12 Закона "О недрах", являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В силу статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе: сроки действия лицензии и сроки начала работ; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, согласованной и утвержденной в порядке, предусмотренном статьей 23.2 указанного Закона, указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии).
Все условия пользования недрами, указанные в статье 12 Закона о недрах, являются существенными.
Согласно пункту 10 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии со статьей 10 Закона N 2395-1 и статьей 6 Закона Приморского края от 28.06.2007 N ЮЗ-КЗ "О порядке пользования участками недр местного значения на территории Приморского края" по инициативе владельца лицензии и при отсутствии нарушений условий лицензии срок пользования участками недр местного значения может быть продлен на срок, обеспечивающий отработку запасов общераспространенных полезных ископаемых в соответствии с проектом работ, но, не более чем на 20 лет.
То есть, предоставление в пользование участка недр на определенный срок предполагает возможность его продления в перечисленных в Законе о недрах случаях и в порядке, предусмотренном частью третьей той же статьи Закона о недрах; при этом, для целей защиты интересов государства как собственника недр обязательным условием продления срока пользования участком недр является отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензий.
Статья 10 Закона о недрах предусматривает возможность предоставления участков недр в пользование на определенный срок или без ограничения срока и дифференцирует эти сроки в зависимости от целей пользования. Для добычи полезных ископаемых участки недр предоставляются в пользование на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.
Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр (статья 10 Закона о недрах).
На основании пункта 3 статьи 10 Закона о недрах срок пользования участками недр местного значения может быть продлен по инициативе пользователя участками недр местного значения при выполнении им оговоренных в лицензии на право пользования участками недр местного значения условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий.
Таким образом, срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Иные основания для продления срока действия лицензии либо возможность их установления (изменения) при оформлении условий пользования недрами Законом о недрах не предусмотрены.
В силу положений статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
Как следует из материалов дела, АО "Надеждинскагропромхимия" имеет лицензию на пользование недрами НАД N 562 ОЩ с целевым назначением и видом работ: добыча общераспространенных полезных ископаемых на участке "Карьер Ключевской", выданную 21.02.2008 9 А51-6030/2020 Управлением природных ресурсов Приморского края сроком действия до 12.02.2013.
В соответствии с признаками опасности, установленными Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", данный объект недропользования "Карьер Ключевской" АО "Надеждинскагропромхимия" в установленном порядке зарегистрирован в Государственном реестре опасных производственных объектов (peгистрационный N А74-01756-0002) с присвоением IV класса опасности.
В связи с намерением АО "Надеждинскагропромхимия" доразведать в пределах горного отвода запасы полезного ископаемого, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края приказом от 12.03.2013 N 52 срок действия лицензии НАД N 562 ОЩ продлен до 12.02.2020.
Техническим проектом разработки спорного месторождения, согласованным и утвержденным 26.12.2013, определены сроки и объемы отработки месторождения. Срок службы карьера с ежегодным утвержденным объемом добычи полезного ископаемого 30,23 тыс. м3 составляет 4,2 года.
Вместе с тем, обществом не опровергнуто, что условия пункта 4 лицензии НАД N 562 ОЩ и технического проекта по ежегодным объемам добычи АО "Надеждинскагропромхимия" не выполнялись. Указанные обстоятельства являются существенным нарушением условий выданной обществу лицензии.
Из материалов следует и обществом подтверждено, что в период с 2018 до 2019 гг. добыча запасов полезного ископаемого не производилась, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в бюджет не поступал.
Основанием для обращения общества о продлении лицензии общество связывает с необходимостью завершения разработки месторождений полезных ископаемых в пределах горного отвода и по окончании эксплуатации карьера проведения необходимых рекультивационных работ.
Вместе с тем, как согласовано техническим проектом разработки спорного месторождения, а также следует из письма Министерства от 10.03.2020 N 37-04-10/1702, не предусмотрена отработка месторождения "Карьер Ключевской" после окончания действия лицензии 12.02.2020.
Согласно статье 26 Закона о недрах предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.
Аналогичные положения содержались и в Постановлении Госгортехнадзора РФ от 02.06.1999 N 33 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами", действовавших в момент обращения общества с заявлением о продлении лицензии.
В связи с этим следует признать, что общество в своей деятельности допущено и нарушение требований пункта 4 лицензионных условий пользования участком недр.
Вывод суда первой инстанции о том, что при установлении условий лицензии лицензирующий орган не выделил условий лицензии, отнесенных к существенным, не согласуется с положениями статьи 12 Закона о недрах, определяющей основные условия пользования недрами, и требования к содержанию проектной документации.
Ссылка суда первой инстанции на организационные вопросы в деятельности общества по согласованию плана развития горных работ по карьеру, финансоемкость деятельности по недропользованию, что, по мнению суда первой инстанции, привело к необоснованному отказу Министерства в продлении обществу лицензии, апелляционный суд считает неверным, поскольку деятельность общества не должна нарушать положения части 3 статьи 10 Закона о недрах, а продление сроков пользования участком недр является правом, но не обязанностью выдавшего лицензию органа и возможна только при наличии обстоятельств указанных в вышеупомянутой статье и при условии отсутствия нарушений лицензионных условий со стороны недропользователя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, оформленный письмом от 10.03.2020 N 37-04-10/1702 в продлении АО "Надеждинскагропромхимия" срока лицензии НАД N 562 ОЩ с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых на участке "Карьер Ключевской".
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения рассматриваемого заявления.
Учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, судебная коллегия считает, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края доказало обоснованность доводов апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по апелляционной жалобе не взыскивается в силу пункта 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.11.2020 по делу N А51-6030/2020 отменить.
В удовлетворении требований акционерного общества "Надеждинскагропромхимия" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6030/2020
Истец: АО "НАДЕЖДИНСКАГРОПРОМХИМИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Дальневосточное управление Ростехнадзора