Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 мая 2021 г. N Ф05-10405/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А40-62442/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
Ж.В.Поташовой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И.Вавилова" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.10.2020 по делу N А40-62442/20 (120-467) судьи Полукарова А.В.
по заявлению Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И.Вавилова"
к Министерству энергетики Российской Федерации
третьи лица: 1) Комитет по энергетики и инженерному обеспечению, 2) Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным приказа в части,
при участии:
от заявителя: Копосов В.Е. по дов. от 02.10.2020;
от ответчиков: Мерзликина Д.В. по дов. от 04.07.2019;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова" (далее - Учреждение, ФГБНУ ВИР) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13.11.2019 N 1207 "Об утверждении схемы теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2033" в части признания Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И.Вавилова" единой теплоснабжающей организацией.
Решением от 21.10.2020 суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не поступили.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание третьи лица своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав позицию заявителя и ответчика, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.11.2019 Министерство энергетики Приказом N 1207 утвердило схему теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2033.
В пункте 118 таблицы 89 раздела 10.2 и в пункте 668 таблицы N 90 раздела 10.5 Том 2 Схемы теплоснабжения указано, что Учреждение является единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО).
О Приказе N 1207 Учреждение узнало из письма Комитета по энергетике и инженерному обеспечению 10.01.2020.
Учреждение, посчитав приказ Минэнерго незаконным в части признания Учреждения единой теплоснабжающей организацией незаконным, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судом проверено соблюдение заявителем срока на обжалование приказа Минэнерго России, предусмотренного ч.4 ст.198 АПК РФ и установлено, что срок соблюден, с чем согласен апелляционный суд.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Основным видом деятельности Учреждения являются, в частности, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук.
Таким образом, как указывает Учреждение в своем заявлении, оказание услуг по передаче тепловой энергии, торговля (реализация) тепловой энергии третьим лицам потребителям, противоречит уставным целям Учреждения. Учреждение не осуществляет продажу тепловой энергии, не является теплоснабжающей организацией, субъектом естественных монополий и (или) организацией коммунального комплекса.
Как следует из заявления, объект недвижимого имущества Учреждения: газовая котельная, расположенная по адресу: г.Пушкин, Московское шоссе, д.11, литер Н, находится у Учреждения на праве оперативного управления, осуществляет теплоснабжение объектов, закрепленных за Учреждением, которые служат достижению цели ради которой создано Учреждение. Собственником имущества учреждения является его учредитель - Российская Федерация. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.
Таким образом, по мнению заявителя, условие о размере собственного капитала, при присвоении статуса единой теплоснабжающей организации, не соблюдено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, тепло-сетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно пункту 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - ЕТО) - теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7.5 пункта 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится направление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения городов федерального значения, разработанных в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации.
Пунктом 1 статьи 23 Закона о теплоснабжении установлено, что развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.
В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона о теплоснабжении, при разработке схемы теплоснабжения должна быть обеспечена безопасность системы теплоснабжения, определяемая следующими показателями:
1) резервирование системы теплоснабжения;
2) бесперебойная работа источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом;
3) живучесть источников тепловой энергии, тепловых сетей и системы теплоснабжения в целом.
При этом в соответствии со статьей 3 Закона о теплоснабжении, к общему принципу организации отношений в сфере теплоснабжения отнесено обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 4 Закона о теплоснабжении к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
На основании Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 (далее - Положение о Минэнерго России), Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по вопросам информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учета используемых энергетических ресурсов.
К компетенции Минэнерго России на основании подпункта 4.4.19 Положения о Минэнерго России, отнесено утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации
В соответствии с пунктом 2 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 154 (далее - Требования к разработке схем), проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) разрабатывается уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами 5 исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (далее - ответственные лица) по решению ответственных лиц.
Согласно пункту 20 Требований к разработке схем обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляются органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний.
Процедура проведения публичных слушаний раскрывается в пунктах 21-24 Требований к разработке схем, а ее соблюдение подтверждается данными официального сайта администрации города Санкт-Петербурга, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 27 Требований к разработке схем установлено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере теплоснабжения в течение 30 календарных дней со дня получения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) рассматривает его с учетом итогового документа (протокола) публичных слушаний по указанному проекту и в установленном порядке:
а) утверждает схему теплоснабжения (актуализированную схему теплоснабжения);
б) продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не более чем на 30 календарных дней (при необходимости), за исключением случая разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в переходный период в ценовых зонах теплоснабжения;
в) возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня его возврата на доработку.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения определена процедура публичного обсуждения проекта схемы теплоснабжения поселения, городского округа, с возможностью предоставить неопределенному кругу лиц замечания и предложения к указанному проекту, при этом администрация соответствующего поселения, городского округа должна рассмотреть поступившие замечания и предложения, и, в случае необходимости, их учесть.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила организации теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 3 Правил организации теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) тепло-сетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа, городов федерального значения решением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения.
На основании пункта 4 Правил организации теплоснабжения в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения. В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.
При этом пунктом 5 Правил организации теплоснабжения установлено, что для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения.
Пункт 11 Правил организации теплоснабжения предусматривает возможность присвоения статуса ЕТО организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью в случае если не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации.
Таким образом, как обоснованно указывает Минэнерго, законодательство Российской Федерации предусматривает присвоение организациям статуса ЕТО в составе схемы теплоснабжения, утверждаемой Минэнерго России и не требует издания отдельного распорядительного акта.
Согласно разделу 10 "Решение о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации (организациям)" утверждаемой части схемы теплоснабжения Санкт-Петербурга статус единой теплоснабжающей организации в технологически изолированной зоне действия 668 (далее - система теплоснабжения 668) присвоен ФГБНУ ВИР на основании пункта 11 Правил организации теплоснабжения. Граница системы теплоснабжения определена как: "Обеспечивает потребителя по адресу: Пушкин, Московское ш., д.15" (стр.345 том 2 утверждаемой части схемы теплоснабжения). Указанные документы также имеются в публичном доступе на официальном сайте администрации города Санкт-Петербурга, в связи с чем довод об отсутствии описания границ в оспариваемой схеме теплоснабжения является несостоятельным.
Заявитель является единственной теплоснабжающей, тепло-сетевой организацией в указанной зоне деятельности, довод ФГБНУ ВИР о необходимости проведения сравнения размера собственного капитала и способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения при присвоении статуса единой теплоснабжающей организации, не состоятелен в силу прямого указания закона.
При этом суд учитывает, что, как указывает заинтересованное лицо, что согласно главе 17 "Замечания и предложения к проекту схемы теплоснабжения" обосновывающих материалов комитетом по тарифам администрации города Санкт-Петербурга были даны замечания к проекту схемы теплоснабжения Санкт-Петербурга следующего содержания (стр. 199): "Прошу внести изменения в пункт 668 таблицы 1 "Утвержденные ЕТО в системах теплоснабжения на территории города федерального значения Санкт-Петербург. Перечень систем теплоснабжения и описание границ (форма П49.1.)" главы 15 "Реестр единых теплоснабжающих организаций" и указать в качестве Единой теплоснабжающей организации ВИР с источником теплоснабжения: г.Пушкин, ш.Московское, д.15 лит, Н, и указанием границы системы теплоснабжения: г.Пушкин, ш.Московское, д.15.".
Указанное замечание полностью учтено разработчиком схемы теплоснабжения города Санкт-Петербурга.
Кроме того суд учитывает, что в рамках публичных слушаний замечания и предложения к проекту схемы теплоснабжения Санкт-Петербурга ФГБНУ ВИР не представлялись, в то время как у заявителя имелась возможность ознакомиться с протоколом публичных слушаний на официальном сайте комитета по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербурга.
При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения на Минэнерго России не возложена обязанность по уведомлению неопределенного круга организации о проведении публичных слушаний и утверждении схем теплоснабжения поселений, городских округов так как в соответствии с пунктом 32 Требований к разработке схем установлено, что органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня утверждения схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) обязаны разместить соответствующую схему теплоснабжения на официальном сайте в полном объеме, включая копию решения о ее утверждении, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и иных сведений, предусмотренных законодательством.
Также суд учитывает, что согласно заявлению ФГБНУ ВИР не осуществляет продажу тепловой энергии, не является теплоснабжающей организацией, субъектом естественных монополий и (или) организацией коммунального комплекса.
Согласно приведенной ранее информации, внесенной в схему теплоснабжения по требованию комитета по тарифам администрации Санкт-Петербурга, ФГБНУ ВИР осуществляет теплоснабжение объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Пушкин, ш.Московское, д.15, который согласно открытым источникам информации является многоквартирным жилым домом 1958 года постройки с централизованным теплоснабжением.
Кроме того, в соответствии с протоколом заседания правления комитета по тарифам администрации города Санкт-Петербурга от 04.12.2019 N 229, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу https://www.gov.spb.ru/helper/tarif/tarifV-2019-goda/ в отношении ФГБНУ ВИР утверждены долгосрочные тарифы на тепловую энергию потребителей, расположенных на территории города Санкт-Петербурга, а также отмечено, что ФГБНУ ВИР осуществляет деятельность по производству тепловой энергии и деятельность по передаче тепловой энергии по сетям ФГБНУ ВИР.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Заинтересованного лица имелись правовые основания для издания оспариваемого Приказа и оснований для признания оспариваемого приказа недействительным не имеется
Оспариваемый приказ принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в полном соответствии с законодательством Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.10.2020 по делу N А40-62442/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62442/2020
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕНЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ РАСТЕНИЙ ИМЕНИ Н. И. ВАВИЛОВА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ