г. Киров |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А28-17408/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.12.2020 по делу N А28-17408/2019
по заявлению акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1084345012465; ИНН 4345230958)
к Государственной жилищной инспекции Кировской области (ОГРН 1024301334089; ИНН 4345049124)
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - заявитель, Общество, АО "КТК") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - ответчик, Инспекция, надзорный орган) от 20.09.2019 N 50/3050/19П.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "КТК" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что арбитражным судом первой инстанции и надзорным органом неправильно определен период, от стоимости которого производится расчет снижения платы. Заявитель указывает, что в соответствии с действующим законодательством при предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества размер снижения платы определяется отдельно за каждый час (т.е. от стоимости часа). Податель жалобы также считает, что суд первой инстанции, признавая неверным произведенный Инспекцией в акте проверки от 20.09.2019 расчет, не мог признать законным оспариваемое предписание, поскольку предписание содержит ссылку на указанный акт проверки. В связи с этим заявитель отмечает, что в действующем законодательстве отсутствует механизм обжалования акта проверки, следовательно, предписание Инспекции незаконно в той части, в которой возлагает на Общество обязанность использовать расчет ответчика при исполнении оспариваемого акта. Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Инспекция письменный отзыв на жалобу Общества не представила.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.01.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.01.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
03.02.2021 во Второй арбитражный апелляционный суд от публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") поступило ходатайство в порядке статьи 48 АПК РФ о замене заявителя по настоящему делу - АО "КТК" на его правопреемника - ПАО "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350). В соответствии с решением от 01.10.2020 АО "КТК" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ПАО "Т Плюс", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись от 01.02.2021.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 48 АПК РФ, допускающей процессуальное правопреемство на любой стадии арбитражного процесса в случае выбытия одной из сторон правоотношения, например, в случае реорганизации юридического лица, признает его подлежащим удовлетворению. В этой связи заявителем по настоящему делу является ПАО "Т Плюс".
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 04.09.2019 по 20.09.2019 в соответствии с приказом от 03.09.2019 N 3050/2019 Инспекцией в отношении АО "КТК", осуществляющего деятельность в многоквартирном доме N 2 по пер. Курагинский г.Кирова была проведена внеплановая документарная проверка в связи с обращением граждан, проживающих в указанном доме (л.д.65-72).
При проведении проверки надзорный орган установил, что Общество в нарушение требований пункта 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также пункта 15 приложения N 1 к указанным Правилам, неверно произвело перерасчет платы за предоставление коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества за январь 2019 года. Результаты проверки и выявленные нарушения оформлены ответчиком актом проверки от 20.09.2019 N 50/3050/19А (л.д.107-116).
20.09.2019 в целях устранения выявленных нарушений Инспекцией в адрес АО "КТК" выдано предписание N 50/3050/19П, которым на Общество в связи с предоставлением коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества возложена обязанность произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества за декабрь 2018 года и январь 2019 года собственникам жилых помещений N16а, 60 в спорном многоквартирном доме; произвести перерасчет (снятие) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению за январь 2019 года собственникам жилого помещения N 51 в многоквартирном доме (л.д.117-118). Срок исполнения предписания установлен до 20.11.2019.
Считая, что выданное надзорным органом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, АО "КТК" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой документарной проверки в рамках регионального государственного жилищного надзора. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у заявителя не имеется, выяснению подлежит наличие у последнего обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах регулируются положениями Правил N 354.
Согласно пункту 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а"); производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г").
В соответствии с пунктом 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В силу пункта 150 Правил N 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
В пункте 15 приложения N 1 к Правилам N 354 установлены значения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C). Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
В соответствии с указанным пунктом приложения N 1 к Правилам N 354 за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
Согласно пункту 101 раздела IX Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам. Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Основываясь на буквальном толковании положений указанных норм, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является день. В связи с этим суд, приняв во внимание факт отклонения температуры воздуха в угловых комнатах жилых помещений N N 16а, 60, 51 в спорном доме 25.12.2018 и 25.01.2019 от допустимых значений, обоснованно заключил, что в рассматриваемом случае имелись предусмотренные пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 354 основания для перерасчета размера платы.
Позиция заявителя о том, что расчетным периодом предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является один час, основана на неверном толковании положений изложенных норм. Размер снижения размера платы должен определяться от стоимости дня, как и указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Отклоняя доводы заявителя о неверном определении ответчиком расчетного периода, апелляционный суд признает заслуживающими внимания выводы суда о том, что оспариваемое предписание направлено на реализацию нормативно установленного права потребителей на уменьшение размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества и на проведение Обществом самостоятельного перерасчета платы в соответствии с действующими нормативными положениями. Содержание предписания требует от Общества приведения своей деятельности в соответствие с пунктом 98 Правил N 354 и пунктом 15 приложения N 1 к данным Правилам. Иного вывода из обстоятельств настоящего дела, в том числе из доводов жалобы, не следует.
Таким образом, требование предписания о перерасчете (снятии) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества в спорный период и вывод суда о необходимости применения расчетного периода - "день" являются обоснованными. Оспариваемое предписание соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушает права и законные интересы заявителя, не возлагает на него не предусмотренные законом обязанности, в силу чего в рассматриваемом случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимые для признания его недействительным.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 22.12.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 48, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену заявителя - акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1084345012465, ИНН 4345230958) на его правопреемника - публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Решение Арбитражного суда Кировской области от 22.12.2020 по делу N А28-17408/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-17408/2019
Истец: АО "Кировская теплоснабжающая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кировской области
Третье лицо: ПАО "Т-Плюс"