город Томск |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А45-24926/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Афанасьевой Е.В., |
судей |
|
Стасюк Т.Е., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоцикл" (N 07АП-188/2021) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 ноября 2020 по делу N А45-24926/2020 (судья Хорошуля Л.Н.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (634029, Томская область, город Томск, проспект Фрунзе, 9, ОГРН 1027000862954, ИНН 7017005289) к обществу с ограниченной ответственностью "Экоцикл" (630099, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Семьи Шамшиных, дом 26/1, этаж 1, офис/каб 5.2/2, ОГРН 1155476018950, ИНН 5406578659) о сносе ограждения в охранной зоне газопровода.
В заседании приняли участие:
от истца - Осипов М.С., по доверенности от 01.04.2020,
от ответчика - Цой Э.Д.С. по доверенности от 30.09.2020.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (далее - ООО "Газпром трансгаз Томск") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области обществу с ограниченной ответственностью "Экоцикл" (далее - ООО "Экоцикл") с иском об обязании снести ограждение в границах охранной зоны производственное-технологического комплекса Газопровод-отвод и ГРС-5 г Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск (реестровый номер 54:00-6.107 (учетный номер 54.00.2.110) стоящее на земельном участке с кадастровым номером 54:19:164602403.
Исковые требования обоснованы положениями статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированы недопустимостью размещения спорного строения в охранной зоне.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30.11.2020 исковые требования удовлетворены, суд обязал ООО "Экоцикл" снести ограждение в границах охранной зоны (реестровый номер 54:00-6.107 (учетный номер 54.00.2.110)) производственнотехнологического комплекса Газопровод-отвод и ГРС-5 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск, указанное в заключении кадастрового инженера от 14.09.2020, стоящее на земельном участке с кадастровым номером 54:19:164602:403, с ответчика в пользу взыскано 6 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить полностью и оставить исковое заявление без рассмотрения в связи неполным исследованием обстоятельств по делу, недоказанностью обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
В обоснование к отмене судебного акта апеллянт указывает на недоказанность информирования истцом ответчика о наличии охранных зон и их протяженности, об ограничениях в пользовании участком, ненадлежащее направление претензии, неверное указание в письме кадастрового номера. Также, по мнению ответчика, истец не доказал что газопровод расположен в пределах охранной зоны, не представил точные координаты охранной зоны, не исполняет свои законные обязанности по проведению рубки лесных насаждений и очистки охранной зоны от порубочных остатков. Оснований для удовлетворения иска не имелось в связи с недоказанностью реальной угрозы нарушения права собственности и владения со стороны ответчика.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возражения мотивированы тем, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом их виде прокладки) устанавливаются охранные зоны; Информация о внесении охранной зоны в Единый государственный реестр недвижимости исполнена в 2017 году, после введения в действие Правил охраны магистральных газопроводов, охранная зона имеет реестровый номер 54:00-6.107 (учетный 54.00.2.110), отражена на Публичной кадастровой карте, вместе с газопроводом проходит по земельному участку с кадастровым номером 54:19:164602:403, данные сведения являются общедоступными. На местности газопровод обозначен опознавательными знаками.
Принявшие участие в судебном заседании представители сторон настаивали на занятых позициях по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения по приведенным в жалобе доводам, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром" является собственником производственно-технологического комплекса Газопровод-отвод и ГРС-5 г. Новосибирска газопровода Юрга-Новосибирск в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 54-АВ 685231 о 19.12.2005. Эксплуатирующей организаций является ООО "Газпром трансгаз Томск" на основании договора аренды имущества от 30.11.2019 N 01/1600-Д-28/20.
В результате обследования охранной зоны в границах земельного участка кадастровым инженером было сделано заключение от 14.09.2020 о выявлении на расстоянии 6,7 м от трассы газопровода металлического ограждения.
Ограждение расположено на земельном участке с кадастровым номером 54:19:164602:403, принадлежащем ООО "Экоцикл".
ООО "Газпром трансгаз Томск" направило 02.09.2019 в адрес ООО "Экоцикл" письмо N 1401/00479 с указанием на препятствия доступу ООО "Газпром трансгаз Томск" в охранную зону газопровода для проведения ремонтных и профилактических работ и с требованием вынести ограждение земельного участка с кадастровым номером 54:19:164602:403 за пределы охранной зоны газопровода. Данное требование ответчиком не было исполнено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недопустимости размещения спорного ограждения в охранной зоне газопровода, подтвержденного совокупностью доказательств по делу.
Выводы суда соответствуют действующему законодательству, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) указанный газопровод является опасным производственным объектом и включен в соответствующий реестр под номером 54:00-6.107 (учетный номер 54.00.2.110).
В соответствии с договором аренды имущества от 30.11.2019 N 01/1600-Д-28/20 на эксплуатирующую организацию ООО "Газпром трансгаз Томск" возложена обязанность по эксплуатации арендованного имущества объектов магистрального трубопроводного транспорта в соответствии с правилами технической эксплуатации, по соблюдению правил промышленной безопасности, осуществлению контроля за безопасностью эксплуатации имущества.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Охранная зона установлена в соответствии с требованиями Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 N 1083 "Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в Положение о предоставлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственной реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах" (далее - Правила охраны магистральных газопроводов).
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 6 статьи 28 Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения (статья 32 Закона о газоснабжении).
В соответствии с пп. "а" пункта 3 Правил охраны магистральных газопроводов охранная зона объектов магистральных газопроводов устанавливается вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от оси крайних ниток магистрального газопровода.
Согласно пп. "к" пункта 4 Правил охраны магистральных газопроводов в охранных зонах запрещается огораживать и перегораживать охранные зоны.
В соответствии с пунктом 2.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утверждённых Минтопэнерго Российской Федерации от 29.04.1992 и Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9, опасность газопровода определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.
К опасным факторам относятся: разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта, возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий, сооружений и установок, пониженная концентрация кислорода, дым, токсичность продукции.
В соответствии с п. 7.16 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* минимальные расстояния газораспределительных станций до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений следует принимать в зависимости от класса и диаметра газопровода и категории станций и необходимости обеспечения их безопасности.
При этом применение положений актуализированной редакции СНиП 2.05.06-85* при определении минимальных допустимых расстояний от оси трубопроводов также соответствует правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 Обзора судебной практики N 2(2016).
В этой связи указанными Правилами охраны магистральных трубопроводов также предусмотрено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Из изложенного следует, что газопроводы являются опасными производственными объектами, имеют особое правовое регулирование. В связи с фактом наличия подобных объектов и потенциальной опасности возможных аварийных ситуаций, законодательно накладываются особые условия, запреты и ограничения, в том числе законодательно устанавливаются запреты на строительство в области минимальных расстояний от магистральных трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений, а также и на огораживание и перегораживание охранных зон.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что зона минимальных расстояний магистральных газопроводов относится к зоне с особыми условиями использования территории и устанавливается для исключения возможности повреждения объектов, являющихся составной частью трубопроводов, а соблюдение особого режима использования земельных участков в пределах минимальных расстояний от них обусловлено совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды (разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта; возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара; взрыв газовоздушной смеси; обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок; пониженная концентрация кислорода; дым; токсичность продукции).
Невыполнение установленных правил при возведении ограждения без соблюдения безопасных расстояний до магистрального газопровода, в результате которого оно располагается в пределах охранной зоны газопровода, ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасную среду обитания и может явиться причиной создания чрезвычайной ситуации, причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
По смыслу ст. ст. 1, 4 Закона о государственном кадастре, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, в том числе сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом и сведения в него вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Внесение сведений о зонах минимальных расстояний возможно в порядке, установленном для регистрации зон с особыми условиями использования территорий, в частности для охранных зон газопроводов.
Информация об охранной зоне внесена в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (охранная зона реестровый номер 54:00-6.107 (учетный номер 54.00.2.110)).
В этой связи доводы ответчика об отсутствии у него информации о прохождении газопровода в непосредственной близости от объекта являются несостоятельными. При этом ответчиком не представлено доказательств, опровергающих мотивированные доводы истца об обозначении газопровода опознавательными знаками.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы об отсутствии информации о наличии охранной зоны, апелляционный суд учитывает также, что факт нахождения ограждения ответчика в пределах охранной зоны газопровода, установленной в целях обеспечения безопасности объекта, подтвержден заключением кадастрового инженера от 14.09.2020. В этой связи, вне зависимости от получения письма, информирующего об этом, оснований для продолжения нарушения охранной зоны, к которому ведет установление ограждения на такой имеющей особый режим территории, не имеется.
Заключение кадастрового инженера содержит информацию об охранной зоне, составляющей 25 метров от оси газопровода, и о расположении ограждения в пределах охранной зоны газопровода на участке км 30 + 500 м, неясности в заключении не усматривается, указание в заключении на нахождение ограждения на рассмотрении 6,7 метра от трассы газопровода не противоречит отраженному в заключении факту расположения ограждения в охранной зоне. При этом ответчиком доказательств, опровергающих отраженные в заключении данные, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Реальное нарушение права истца на объект в данном случае выражается в создании препятствий для его безопасной эксплуатации, в целях обеспечения которой и определены охранные зоны и установлен запрет на огораживание и перегораживание охранных зон.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 ноября 2020 по делу N А45-24926/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоцикл" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Афанасьева |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24926/2020
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК", ООО Новосибирское линейное управление магистральных газопроводов "Газпром трансгаз"
Ответчик: ООО "ЭКОЦИКЛ"
Третье лицо: Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд