г. Ессентуки |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А15-6289/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Джамбулатова С.И., Годило Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крыловым Р.А., в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации сельского поселения "сельсовет "Кальялский" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.11.2020 по делу N А15-6289/2019, принятое по исковому заявлению администрации сельского поселения "сельсовет "Кальялский" (ОГРН 1030500604496, ИНН 0526000363) к ГКУ РД "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (ОГРН 1020502630521, ИНН 0562011314) о взыскании 9 369 006 руб. задолженности в возмещение сельскохозяйственных потерь в результате строительства автодороги,
УСТАНОВИЛ:
администрация СП "сельсовет "Кальялский" обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к ГКУ РД "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан", в котором просит взыскать задолженность по оплате за возмещение сельскохозяйственных потерь в результате строительства автомобильной дороги "Дженых-Мухах, до границы с Республикой Азербайджан" в черте МО "сельсовет Кальялский" МР "Рутульский район" Республики Дагестан в размере 9 369 006 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.11.2020 по делу N А15-6289/2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.11.2020 по делу N А15-6289/2019 администрация СП "сельсовет "Кальялский" обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отзыв на апелляционную жалобу суду не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.11.2020 по делу N А15-6289/2019 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.11.2020 по делу N А15-6289/2019 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.09.2013 регистрационный орган зарегистрировал право собственности администрацией сельского поселения "сельсовет Кальялский" Рутульского района Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:32:000021:8, площадью 6030000 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, запись регистрации права собственности в ЕГРН за N 05-05-18/011/2013-112, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Дагестан, Рутульский район, с. Рутул.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 781-р о комплексе мер по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года разработана Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", которой предусмотрено строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Программой установлены сроки проектирования, строительства и реконструкции, а именно 2010-2012 годы (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2008 N 377).
Постановлениями администрации МО "сельсовет Кальялский" МР "Рутульский район" от 10.11.2015 N 23 и N 29 из земель МО "сельсовет Кальялский" для строительства автодороги на участке "Джиных-Мухах" до границы с Республикой Азербайджан изъяты и предоставлены в собственность Республики Дагестан, а также в долгосрочную аренду сроком на 49 лет ГКУ "Дагестанавтодор", земли площадью 20,83 га, также во временное пользование сроком на 1 год Республике Дагестан и ГКУ "Дагестанавтодор" переданы земли площадью 0,08 га. Названными постановлениями также определено, что заказчику в лице ГКУ "Дагестанавтодор" надлежит возместить убытки и упущенную выгоду сельскохозяйственного производства собственникам земли согласно постановления Правительства РФ от 21.11.1995 N 1176.
Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.1995 N 1176 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.01.1993 N 77 "Об утверждении положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства" истцом в адрес ответчика направлена претензия от 21.10.2019 N 19 (направлена ответчику 21.10.2019) с требованием произвести полный расчет с администрацией МО "сельсовет Кальялский" на общую сумму 9 369 006 руб.
Неисполнение претензии послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявленным требованием.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 279 Гражданского кодекса изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Согласно части 3 статьи 279 Гражданского кодекса принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
По правилам статьи 49 Земельного кодекса изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе со строительством (реконструкцией) автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства (реконструкции) этих объектов.
Статья 56.3 Земельного кодекса (пункт 1) также предусматривает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Основанием для принятия администрацией МО "сельсовет Кальялский" МР "Рутульский район" постановлений от 10.11.2015 N 23 и N 29 об изъятии недвижимого имущества послужило Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 781-р о комплексе мер по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года разработана Федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", которой предусмотрено строительство и реконструкция автомобильной дороги М-29 "Кавказ" - из Краснодара (от Павловской) через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой (на Баку). Программой установлены сроки проектирования, строительства и реконструкции, а именно 2010-2012 годы (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.2008 N 377).
Истцом со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.1995 N 1176 "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28.01.1993 N 77 "Об утверждении положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства" в адрес ответчика направлена претензия от 21.10.2019 N 19 (направлена ответчику 21.10.2019) с требованием произвести полный расчет с администрацией МО "сельсовет Кальялский" на общую сумму 9 369 006 руб.
Отказывая суд первой инстанции пришел правильному выводу, что Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.1995 N 1176 на которое ссылается истец утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2008 N 98, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 25.02.2008, в "Российской газете" - 27.02.2008), следовательно, на момент производства проектноизыскательных работ не подлежало применению.
Согласно статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, названный закон указывает на случаи, когда передача имущества носит обязательный характер и производится при этом безвозмездно.
Касательно оценочного акта N 1 от 10.11.2015 по определению ущерба, наносимого сенокосным участкам, находящимся в собственности МО "сельсовет Кальялский" и подпадающим под полосу строительства автомобильной дороги "Джиных-Мухах до границы с республикой Азербайджан" в черте МО "сельсовет Кальялский" МР "Рутульский район" расчеты стоимости ущерба подлежат отклонению поскольку основаны на нормативах стоимости освоения новых земель изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, утвержденных недействующим постановлением Правительства от 27.11.1995 N1176.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что изъятые под автодорогу земли находятся в муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствует.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.11.2020 по делу N А15-6289/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-6289/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "СЕЛЬСОВЕТ "КАЛЬЯЛСКИЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"
Третье лицо: Гусейнов Ибрагим Мамедович