Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2021 г. N Ф07-6482/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А26-5150/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Кузнецова К.А., по доверенности от 11.01.2021; Петраков М.А., по доверенности от 11.01.2021 (до перерыва); после перерыва - не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32595/2020) акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2020 по делу N А26-5150/2020, принятое
по заявлению акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Объединенные региональные электрические сети Петрозаводска" (далее - АО "ОРЭС-Петрозаводск", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - административный орган, Комитет) от 03.06.2020 N 17-17/110-20 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размер 5 000 рублей.
Решением от 12.10.2020 Арбитражный суд Республики Карелия в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что из материалов административного дела в соответствии с письмом N 105-0247 от 12.02.2020 следует, что общая продолжительность отключения коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома 6 к. 2 по ул. Ключевая в период 02.01.2020 по 03.01.2020 составила 20 ч. 13 мин. Из чего можно заключить, что общая продолжительность отключения коммунальной услуги по снабжению электрической энергией энергопринимающих устройств, отнесенных к Правилам N 861 к третьей категории надежности, не превысила допустимый норматив отключения. Таким образом, в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Определением от 15.12.2020 рассмотрение жалобы назначено судом на 03.02.2021.
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить, представитель Комитета просил в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании 03.02.2021 судом был объявлен перерыв до 10.02.2021.
09.02.2021 от Общества поступили дополнительные письменные пояснения, в которых указано на отсутствие в материалах дела договора между Обществом и собственниками МКД, либо с управляющей организацией ООО "УК Домоуправление".
После перерыва стороны в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения административного расследования N 17-17/110-20 в связи с поступлением 10.01.2020 в Комитет от гражданина, проживающего в доме N 6 кор.2 по ул. Ключевая в г. Петрозаводске (далее - МКД), обращения по вопросу нарушения правил предоставления коммунальной услуги по электроснабжению в МКД установлено, что электроснабжение МКД осуществляется от ТП-466. Перерыв в электроснабжении данного объекта был зафиксирован: в период времени: с 13 ч. 30 мин. 02.01.2020 до 09 ч. 43 мин. 03.01.2020 по причине технологического отказа Ф 22/79 из-за выхода из строя КЛ-10кВ ТП-465 - ТП-466, который был восстановлен ремонтными службами АО "ОРЭС-Петрозаводск" и введен в работу.
Электроснабжение МКД осуществляется по двум независимым взаимно резервируемым кабельным линиям 0,4кВ (АСБ 4x150; L=135m) от РУ-0,4кВ ТП-466.
Документом, подтверждающим ответственность АО "ОРЭС-Петрозаводск" за кабельные линии 0,4кВ (АСБ 4x150; L=150 м) от РУ-0,4кВ ТП-466 (ранее ТП-795) до ВРУ МКД является дополнительное соглашение N 45 от 01.04.2012 года к договору аренды движимого имущества (долгосрочному) от 23.06.2005, согласно которому арендодатель МУ Петрозаводское предприятие электрических сетей обязуется предоставить арендатору ОАО "ПКС" (ИНН 1001012709, ОГРН 1031000052335) имущество, находящееся в его хозяйственном ведении, в составе согласно Приложению N 1 к настоящему договору во временное владение и пользование за плату в целях обеспечения потребителей на территории города Петрозаводска услугами электроснабжения.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 21.05.2020, основным видом деятельности Общества является - передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям.
В соответствии с Уставом Общества, оно осуществляет передачу электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (пункт 3.2.1), обеспечивает работоспособность (эксплуатацию) объектов электросетевого хозяйства (пункт 3.2.2).
По факту нарушения Комитетом 27.05.2020 в отношении Общества составлен протокол N 3303 об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ.
Постановлением от 03.06.2020 N 17-17/110-20 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 03.06.2020, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вменяемого Обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения Общества к административной ответственности, не установил. На основании изложенного, постановление Комитета признано судом законным и обоснованным, заявление Общества оставлено без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей. Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения характеризуется необеспечением надлежащего предоставления коммунальной услуги снабжения электрической энергией.
Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов урегулирован Правилами N 354.
Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов (пункт 13); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (подпункт "а" пункта 149);
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 9 раздела IV приложения N 1 допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии одного источника питания.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Согласно пункту 2 указанной статьи основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей.
Электрическое оборудование воздушных линий электропередачи должно соответствовать Правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229 (далее - Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей), в частности следующим требованиям:
- При эксплуатации силовых кабельных линий должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы (пункт 5.8.1).
- Для каждой кабельной линии при вводе в эксплуатацию должны быть установлены наибольшие допустимые токовые нагрузки. Нагрузки должны быть определены по участку трассы с наихудшими тепловыми условиями, если длина участка не менее 10 м. Повышение этих нагрузок допускается на основе тепловых испытаний при условии, что нагрев жил не будет превышать допустимый государственными стандартами и техническими условиями. При этом нагрев кабелей должен проверяться на участках трасс с наихудшими условиями охлаждения (пункт 5.8.2).
- В кабельных сооружениях должен быть организован систематический контроль за тепловым режимом работы кабелей, температурой воздуха и работой вентиляционных устройств (пункт 5.8.3).
Предоставление коммунальных услуг гражданам напрямую зависит от действий лиц, отвечающих за качество и непрерывность передачи коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние систем коммунальной инфраструктуры, организацию передачи коммунальных ресурсов.
Судом установлено, что АО "ОРЭС-Петрозаводск", являясь сетевой организацией, обеспечивает нормативный уровень и режим бесперебойной передачи и распределения по своим сетям электрической энергии на территории города Петрозаводска
Таким образом, сетевая организация несет ответственность за обеспечение потребителей города Петрозаводска, в доме N 6 кор.2 по улице Ключевая электрической энергией, в связи, с чем она относится к числу субъектов административного правонарушения как лицо, осуществляющее передачу коммунальных ресурсов.
Осуществляя передачу и распределение электрической энергии на территории города Петрозаводска через обслуживаемые объекты электроснабжения, общество по смыслу Правил предоставления коммунальных услуг является исполнителем коммунальных услуг, а граждане - их потребителями, следовательно, Общество обязано предоставлять гражданам, проживающим в жилом доме N 6 кор.2 по улице Ключевая в городе Петрозаводске, коммунальные услуги посредством передачи электрической энергии через исправные сети, то есть соответствующего качества и в необходимых объемах.
Согласно пункту 31 (6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), категория надежности обуславливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор. Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления электроснабжения определяются сторонами в договоре в зависимости от параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса осуществляемой потребителем деятельности (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключен договор), но не могут быть более величин, предусмотренных для третьей категории надежности. Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Материалами дела подтверждается, что организацией, на которую возложены функции по передаче электрической энергии в многоквартирный жилой дом N 6 кор.2 по улице Ключевой в городе Петрозаводске и содержанию объектов энергоснабжения, является АО "ОРЭС-Петрозаводск".
Общество не оспаривает, что при ликвидации аварии, проводя ремонтные работы на вышедшем из строя подконтрольном объеме КЛ-10кВ ТП-465 - ТП-466, допустило нарушение режима предоставления коммунальной услуги по электроснабжению гражданам, проживающим в жилом доме N 6 кор.2 по улице Ключевая в городе Петрозаводске, поскольку превысило допустимую продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, Комитет и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ.
Судом не установлено нарушения порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения административной ответственности.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Назначенное административным органом наказание (штраф в размере 5 000 рублей) отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления Комитета от 03.06.2020 N 17-17/110-20 о назначении административного наказания не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 12.10.2020 не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.10.2020 по делу N А26-5150/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5150/2020
Истец: АО "ОБЪЕДИНЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ ПЕТРОЗАВОДСКА"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору