Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2021 г. N Ф07-6462/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А13-6506/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 февраля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТехноЛайн" Потапковой Е.С. по доверенности от 13.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехноЛайн" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 октября 2020 года по делу N А13-6506/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТехноЛайн" (ОГРН 1133536001059, ИНН 3524014711; адрес: 162606, Вологодская область, город Череповец, улица Металлургов, дом 53, комната 21; далее - ООО "ТехноЛайн", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания отдела муниципального жилищного контроля Контрольно-правового управления мэрии города Череповца (ОГРН 1023501268053, ИНН 3528009720; адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 2; далее -мэрия) от 14.03.2019 N 222-362-р-2019/П.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шестакова Наталья Алексеевна (место жительства: 162603, Вологодская область, город Череповец).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04 октября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на незаконность и необоснованность оспариваемого судебного акта. Указывает на то, что по итогам 2019 года тариф на содержание, управление и текущий ремонт в многоквартирном доме (далее - МКД) по адресу: город Череповец, Октябрьский проспект, дом 42, увеличен на основании пункта 5.9 договора управления МКД от 05.05.2017 N О-42/2017, следовательно, по мнению апеллянта, с его стороны отсутствует нарушение жилищного законодательства. Полагает, что индексация действующего тарифа по сбору и утилизации твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) произведена обществом на законных основаниях, поскольку договором, заключенным ООО "ТехноЛайн" и собственниками жилых помещений МКД, предусматривается возможность изменения положений о применяемом тарифе. Кроме того, ссылается на то, что собственникам помещений спорного МКД была своевременно предоставлена информация о проведении процедуры индексации тарифа, порядок уведомления обществом не нарушен.
Представитель ООО "ТехноЛайн" в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Мэрия в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Шестаковой Н.А. отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением из Государственной жилищной инспекции с письмом от 14.02.2019 N 01-16/945 2019 обращения гражданина вх. N ОГ-387/01-13-14 от 14.02.2019 с целью его рассмотрения уполномоченным органом, на основании распоряжения от 07.03.2019 N 362-р мэрией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "ТехноЛайн" лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению МКД, расположенном по адресу: Вологодская область, город Череповец, Октябрьский проспект, дом 42.
В ходе указанной проверки установлено, что обществу выдана лицензия от 09.06.2015 N 035-000184 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе МКД, расположенном по указанному выше адресу.
Решением общего собрания от 05.05.2017 собственниками помещений данного дома на 2017-2018 годы утвержден тариф на работы и услуги по содержанию и текущему ремонту в размере 18 руб. с 1 кв. м. Данная плата включает стоимость услуг по обеспечению вывоза ТБО в размере 1 руб., в том числе за вывоз ТБО (в том числе предоставление контейнера для сбора ТБО) - 0 руб. 65 коп., за вывоз крупногабаритного мусора (далее - КГО) (в том числе за оборудование площадки для сбора КГО по мере накопления, но не реже 1 раза в неделю) - 0 руб. 35 коп.
С 01.01.2019 стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации (захоронению) ТКО в размере 1 руб. подлежит исключению из тарифа, вследствие изменения с указанного времени порядка обращения с ТКО.
Согласно представленным платежным квитанциям (том 1, листы 92, 93) обществом произведен расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения N 299 в МКД N 42 по Октябрьскому проспекту в городе Череповце за январь 2019 года в соответствии с тарифом в размере 19 руб., за февраль 2019 года - в размере 18 руб. без исключения стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО.
В платежном документе за февраль 2019 года по данному помещению произведен перерасчет платы за содержание и ремонт указанного жилого помещения в соответствии с тарифом в размере 18 руб. также без исключения стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО.
Кроме того, проанализировав в ходе проверки объяснения ООО "ТехноЛайн" о повышении размера указанной платы в порядке, предусмотренном пунктом 5.9 договора управления МКД от 05.05.2017 N О-42/2017, мэрия признала, что данный пункт договора противоречит нормам действующего законодательства, при этом лицензиатом не представлены документы, подтверждающие наличие условий для применения пункта 5.9 названного договора, а именно то, что не состоялось собрание собственников помещений МКД по вопросу изменения тарифа на календарный год.
В связи с этим мэрия пришла к выводу о нарушении обществом лицензионных требований, предусмотренных положениями части 4 статьи 154, части 7 статьи 156, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ).
По мнению ответчика, при расчете платы за содержание и ремонт жилого помещения N 299 спорного МКД за январь 2019 года в размере 19 руб. с 1 кв. м, за февраль 2019 года в размере 18 руб. 1 кв. м обществом неправомерно не произведено исключение из указанное платы стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО.
По результатам проверки ответчиком составлен акт от 14.03.2019 N 222-362-р-2019/А и обществу выдано предписание от 14.03.2019 N 222-362-р-2019/П об устранении нарушения, а именно: привести порядок расчета размера платы за содержание и ремонт по жилому помещению N 299 в МКД N 42 по Октябрьскому проспекту города Череповца за январь, февраль 2019 года в соответствие с требованиями части 4 статьи 154, части 7 статьи 156 ЖК РФ с учетом требований части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ (пункт 1 предписания); обеспечить порядок расчета платы за содержание и ремонт по жилому помещению N 299 в указанном МКД в соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства Российской Федерации (пункт 2 предписания).
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
На основании статей 2, 12, 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), части 3 статьи 14, пункта 3 части 5, части 7 статьи 20 ЖК РФ, статей 2, 5 Закона Вологодской области от 15.12.2017 N 4260-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по лицензионному контролю", статей 8, 23, 38, 39, 40 Устава города Череповца, принятого постановлением Череповецкой городской Думы от 08.08.2005 N 84, пунктов 2.7, 3.5, 4.12 - 4.14, 4.19 Положения о Контрольно-правовом управлении мэрии города Череповца, утвержденного постановлением мэрии города Череповца от 07.09.2012 N 4734, судом первой инстанции правильно установлено, что оспариваемое предписание выдано должностным лицом мэрии в пределах предоставленных полномочий.
В силу частей 2 и 4 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019 (часть 8 статьи 23 Закона N 458-ФЗ).
По результатам конкурсного отбора с 01.01.2019 статус регионального оператора на территории Вологодской области присвоен обществу с ограниченной ответственностью "Чистый След" - по Западной зоне деятельности регионального оператора, которая включает в том числе город Череповец.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением общего собрания от 05.05.2017 собственниками помещений в МКД N 42 по Октябрьскому проспекту города Череповца на 2017 - 2018 годы утвержден тариф за работы и услуги по содержанию и текущему ремонту в размере 18 руб. с 1 кв. м (том 1, листы 94 - 97).
Стоимость услуг по вывозу отходов включена в утвержденный перечень услуг и работ по МКД N 42 по Октябрьскому проспекту города Череповца при тарифе на содержание и ремонт в размере 18 руб. с 1 кв. м.
Согласно пункту 2.5.1 приложения 4 к договору от 05.05.2017 управления указанным МКД в расчет платы за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества включена стоимость работ по обеспечению вывоза бытовых отходов: вывоз твердых бутовых отходов (ТБО) (в том числе, предоставление контейнера для сбора ТБО), ежедневно в размере 0 руб. 65 коп. и вывоз крупногабаритного мусора (ГКО) (в том числе, оборудование площадки для сбора КГО по мере накопления, но не реже 1 раза в неделю в размере 0 руб. 35 коп.
Таким образом, с 01.01.2019 после начала деятельности регионального оператора, стоимость услуг управляющей компании должна измениться на стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО.
Вместе с тем за январь (с учетом перерасчета) и февраль 2019 в платежных документах по жилому помещению N 299 вышеуказанного дома расчет платы за содержание и ремонт произведен исходя из тарифа в размере 18 руб. с 1 кв. м, то есть без исключения стоимости услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) ТКО.
В обоснование отсутствия изменения размера платы за содержание и ремонт заявитель сослался на пункт 5.9 договора управления, согласно которому стороны договора согласовывают изменение тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД на каждый последующий календарный год действия договора путем проведения общего собрания собственников, если собрание не состоится, то повышение тарифа рассчитываются по формуле: Тн = Тд * Кинфл, где Тн - новый тариф; Тд - действующий тариф; Кинфл - коэффициент инфляции, установленный Центральным Банком Российской Федерации по итогам года.
Вместе с тем доказательств того, что начисление платы за содержание и текущий ремонт общего имущества за январь и февраль 2019 года по тарифу 18 руб. за 1 кв. м (то есть в размере, согласованном договором от 02.05.2017) обусловлено именно исключением из тарифа стоимости услуг по обращению с ТКО и индексацией остальной суммы платы в соответствии с пунктом 5.9 договора, обществом в материалы дела не представлено.
Соответствующими расчетами на сумму 18 руб. данный довод общества не обоснован (представлен расчет на сумму 18 руб. 77 коп.) (том 1, лист 104).
Доводы представителя общества, приведенные в судебном заседании апелляционной инстанции о том, что после проведения индексации пдаты за содержание руководителем ООО "ТехноЛайн" принято решение "округлить" сумму тарифа на содержание и ремонт общего имущества до 18 руб. 00 коп. в пользу жителей дома, не принимается апелляционным судом, поскольку какого-либо локального акта, официально фиксирующего такое решение заявителя, в материалах дела также не содержится.
Доказательств, достоверно подтверждающих факт уведомления собственников и нанимателей жилых помещений в спорном МКД об изменении размера платы за содержание жилого помещения как в связи с исключением стоимости услуг по обращению с ТКО (часть 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ), так и в связи с индексацией обществом также не представлено. К платежных документах за январь и февраль 2019 года, выставленных собственнику помещения N 299 рассматриваемого дома, такой информации о причинах изменения платы не содержится.
Коллегия судей критически относится к предъявленной заявителем только в суд первой инстанции с ходатайством от 21.02.2020 фототаблице (том 2, листы 8 - 15), в котором отражено размещение 07.12.2018 объявлений об информировании собственников спорного дома об индексации платы за содержание и ремонт общего имущества дома в соответствии с пунктом 5.9 договора управления МКД от 05.05.2017, поскольку из данных фотоматериалов невозможно достоверно установить номер дома, на котором расположены объявления.
Кроме того, данные фотографии представлены обществом только после проведения судом первой инстанции шести судебных заседаний по настоящему делу, при этом подателем жалобы не обоснована объективная невозможность представления таких фотографий в адрес ответчика до составления акта проверки и выдачи оспариваемого предписания.
Одновременно апелляционный суд отмечает, что из содержания оспариваемого предписания не следует оценка отделом и ограничение права общества на реализацию своих полномочий в соответствии с пунктом 5.9 договора управления от 05.05.2017, в том числе не следует конкретная сумма платы по обращению с ТКО, на которую подлежит изменению плата за содержание и ремонт общего имущества за январь и февраль 2019 года, отражено только требование о приведении порядка расчета платы в соответствии с указанными правовыми нормами.
При рассмотрении настоящего дела апелляционный суд также учитывает правовую позицию, изложенную в судебных актах арбитражных судов трех инстанций по делу N А13-6912/2019 с аналогичными обстоятельствами и с участием этих же сторон.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества о признании оспариваемого предписания недействительным.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных АПК РФ процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств и материалов дела судом первой инстанции и обществом не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины остаются на подателе жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 октября 2020 года по делу N А13-6506/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехноЛайн" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-6506/2019
Истец: ООО "Технолайн"
Ответчик: Мэрия города Череповца
Третье лицо: Шестакова Наталья Алексеевна, Отдел адресно -справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по ВО