г. Челябинск |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А76-1154/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аникина И.А.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Прохоровой Дины Алексеевны на решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2020 по делу N А76-1154/2020.
В судебном заседании приняли участие:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Прохорова Дина Алексеевна - лично (паспорт);
представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Крестьянников А.С. (доверенность от 18.01.2021 со сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом).
Глава крестьянского фермерского хозяйства Прохорова Дина Алексеевна (далее - заявитель, глава КФХ Прохорова Д.А.) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с требованиями о признании действий (бездействий) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) в лице государственного регистратора Кизильского отдела Управления Марюшина Д.П., выраженных в уведомлении от 03.12.2019 об отказе в регистрации права собственности Прохоровой Д.А. на земельный участок с кадастровым номером 74:11:0401001:16 из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения, расположенный в 1,7 км. по направлению на северо-запад от п. Заря, общей площадью 124 062 кв. м, незаконными; обязании Управления зарегистрировать право собственности Прохоровой Д.А. на указанный земельный участок (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения исковых требований - т. 1, л.д. 66-67).
К участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Управление по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района Челябинской области, администрация Кизильского муниципального района Челябинской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.11.2020 (резолютивная часть объявлена 19.11.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2, л.д. 74-82).
С указанным решением не согласился заявитель (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе глава КФХ Прохорова Д.А. просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель апелляционной жалобы считает, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции не имелось, поскольку отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Апеллянт ссылается на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, где указано, что к полномочиям государственного регистратора не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком. Апеллянт отмечает, что спорный земельный участок сформирован в результате издания постановлений главы Кизильского муниципального района от 16.03.2018 N 258 и от 17.08.2018 N 1011, которые обжалованы или отменены не были. Таким образом, на момент формирования и возникновения земельного участка у регистратора отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. Также апеллянт считает, что вывод суда о том, что спорный земельный участок не расположен на землях сельского совета, специального фонда, землях фонда перераспределения, землях крестьянских-фермерских хозяйств, не основан на фактах. Указывает, что нахождение спорного земельного участка в кадастровом квартале 74:11:0401010 не случайно, кадастровые кварталы сформированы с учетом всех материалов, в том числе и проекта землеустройства ТОО "Светлое", нахождение земельного участка с кадастровым номером 74:11: 0401010:16 в указанном квартале, исключает его как часть земли для пайщиков, дольщиков ТОО "Светлое".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей третьи лица не обеспечили.
С учетом мнения представителя сторон и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил приобщить к материалам дела письменные объяснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Документ приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.06.2019 УИЗО разместило на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru/) извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе N 210619/0205574/03 (т. 1, л.д. 16) с лотом N 1 - земельный участок с кадастровым номером 74:11:0401010:16, расположенный по адресу: Челябинская область, Кизильский район, примерно в 1,7 км. по направлению на северо-запад от ориентира п. Заря, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для сенокошения, победителем по которому впоследствии признана Прохорова Д.А. (т. 1, л.д. 17).
30.07.2019 между Прохоровой Д.А. и УИЗО заключен договор купли-продажи N 65/1-19 земельного участка с кадастровым номером 74:11:0401010:16, расположенного по адресу: Челябинская область, Кизильский район, примерно в 1,7 км. по направлению на северо-запад от ориентира п. Заря, из земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования - для сенокошения (т. 1, л.д. 13-14).
Земельный участок передан Прохоровой Д.А. по акту приема-передачи земельного участка в собственность за плату от 30.07.2019 (т. 1, л.д. 14).
28.08.2019 Прохорова Д.А. обратилась в Управление с заявлением 74/001/228/2019-2461 о государственной регистрации права собственности на земельный участок (т. 1, л.д. 22).
30.08.2019 Прохорова Д.А. дополнительно представила в Управление договор купли-продажи земельного участка от 30.07.2019 N 65/1-19 (т. 1, л.д. 23).
Уведомлением от 03.09.2019 N 74/001/228/2019-2461 государственный регистратор сообщил заявителю о том, что на основании пункта 7, пункта 18 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации, Закон N 128-ФЗ) осуществление действий по регистрации права собственности приостанавливается до 03.12.2019 (т. 1, л.д. 24).
Письмом от 08.10.2019 N 824 (т. 1, л.д. 35) УИЗО сообщило государственному регистратору Кизильского отдела Управления Марюшину Д.П., что земельный участок с кадастровым номером 74:11:0401001:16 включен в земли, относящиеся к ТОО "Светлое" ошибочно, фактически данный участок находится в кадастровом квартале 74:11:0401010, который включен в земли спецфонда, кадастровый квартал разделен по полевой дороге и границы спецфонда указаны неверно, не в соответствии с кадастровым делением; при проведении инвентаризации земель на территории Кацбахского сельского поселения в периоды 2017-2019 гг. было выявлено несоответствие материалов перераспределения земель 1993 года, нарушение баланса земель и принято решение о перемене части земель.
Уведомлением от 03.12.2019 N 74/001/228/2019-2461 государственный регистратор сообщил заявителю об отказе в регистрации права собственности на спорный земельный участок на основании пункта 7, пункта 18 части 1 статьи 26 Закона N 128-ФЗ (т. 1, л.д. 49).
В обоснование указанного отказа Управление указало, что акт государственного органа, являющийся основанием для государственной регистрации права, издан вне пределов компетенции издавшего его органа и (или) подписавшего его лица, а именно: спорный земельный участок не относится к землям, которыми администрация Кизильского муниципального района вправе распоряжаться, поскольку согласно сведениям государственного фонда данных спорный земельный участок расположен на землях ТОО "Светлое" и принадлежит членам (пайщикам) ТОО "Светлое".
Заявитель, полагая, что отказ в регистрации права собственности на спорный земельный участок, выраженный в уведомлении от 03.12.2019 N 74/001/228/2019-2461, не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная защита в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает восстановление нарушенного права заявителя в правоотношениях с ответчиком посредством пресечения неблагоприятных последствий незаконных актов, а также понуждения ответчика к надлежащему исполнению предусмотренных законом обязанностей.
С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации N 218-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона о регистрации N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункты 1 и 6 части 2).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа государственной власти (органа местного самоуправления) соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подпункты 1 и 2 пункта 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.06.2017 N 278 (далее - Административный регламент N 278)).
Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии 138 которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: вид, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).
Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, то есть такой документ состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.
В силу приведенного регулирования государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком (пункт 53 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020).
Таким образом, государственный регистратор обязан помимо проверки формы и содержания представленных на регистрацию права документов оценить наличие полномочий у органа публичной власти по совершению соответствующей сделки по распоряжению земельным участком.
По общему правилу, такие полномочия отсутствуют, в частности, когда земельный участок не относится к муниципальной собственности.
Согласно части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности соответственно субъектов Российской Федерации муниципальных образований.
В соответствии с абзацем 6 статьи 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" проекты внутрихозяйственного землеустройства относятся к одному из видов землеустроительной документации и подлежат хранению в государственном фонде, полученных в результате проведения землеустройства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 Земельного кодекса Российской Федерации особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным федеральным законом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации с 04.09.1992 N 708, при определении земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков, переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов.
В силу статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статья 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусматривает возможность и основания для признания земельных долей в качестве невостребованных с последующей ш передачей в муниципальную собственность на основании судебного решения (пункты 1, 2 и 8 статьи 12.1 Закона об обороте).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном статьей 12.1 Закона об обороте земель порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. Порядок создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации. Лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514.
Государственный фонд данных по своей сути является архивом землеустроительной документации, представляет собой документы и материалы, полученные в результате проведения землеустройства, которые формируются на основе сбора, обработки, учета, хранения распространения документированной информации о проведении землеустройства, которые хранятся в территориальных управлениях Росреестра и их территориальных отделах.
В государственном фонде данных хранятся копии землеустроительной документации: генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель, карты (планы) объектов землеустройства, проекты внутрихозяйственного землеустройства отчеты о наличии и распределении земель по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям (статья 19 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве").
К материалам государственного фонда данных относятся: материалы геодезических и картографических работ, материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, материалы оценки качества земель, материалы инвентаризации земель материалы по описанию местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий, проекты внутрихозяйственного землеустройства, землеустроительные дела по конкретным земельным участкам, подготовленные до 2008 года.
Таким образом, сведения государственного фонда данных включают информацию о границах, правообладателях земельных участков, которые сформированы и переданы в собственность по ранее действующему законодательству.
Как следует из пояснительной записки к проекту землеустройства (перераспределения земель) "ТОО Светлое" следует, что в результате произведенных землеустроительных работ, составлена экспликация по крестьянским хозяйствам, по спецфонду, по фонду перераспределения, по землям сельского Совета в границах ТОО "Светлое" и по 10 ТОО "Светлое" с учетом выделения долей пайщиками, в результате чего изготовлен и утвержден чертеж проекта. На чертеж проекта нанесены принятые условные обозначения, земли сельского Совета, земли спецфонда, земли крестьянских хозяйств. Материалы проекта землеустройства (перераспределение земель) согласованы и утверждены в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Исходя из проекта землеустройства и чертежа проекта землеустройства сведения о границах земельных участков ТОО "Светлое" установлены, согласованы и содержатся в государственном фонде данных.
Чертеж проекта является составной частью государственного фонда данных и отображает сведения о границах и правообладателях земельных участков по крестьянским хозяйствам, по землям сельского совета, по землям ТОО "Светлое".
Согласно сведениям проекта землеустройства (перераспределения земель), ТОО "Светлое" Кизильского района Челябинской области (1993) спорный земельный участок расположен вне границ земель сельских администраций. При сопоставлении координат характерных точек границ спорного земельного участка, нанесенных на публичную кадастровую карту с чертежом проекта землеустройства (перераспределения земель) ТОО "Светлое" административным органом установлено, что вышеуказанный земельный участок расположен на землях крестьянских (фермерских) хозяйств, а именно на земельных участках, принадлежащих пайщикам ТОО "Светлое".
Протокол согласования и утверждения материалов проекта землеустройства (перераспределения земель) ТОО "Светлое" от 24.08.1993 является составной частью проекта землеустройства ТОО "Светлое".
Содержание абзаца 5 страницы 2 пояснительной записки к проекту землеустройства, площади земельных участков в пояснительной записке, по которым составлена экспликация земельных участков ТОО "Светлое", полностью совпадает с резолютивной частью указанного протокола.
Протокол согласования и утверждения материалов проекта землеустройства (перераспределения земель) ТОО "Светлое" Кизильского района Челябинской области от 24.08.1993 учитывался при составлении чертежа проекта землеустройства ТОО "Светлое".
Как верно отметил суд первой инстанции, материалы проекта землеустройства (перераспределения земель) согласованы и утверждены в органе, уполномоченным распоряжаться муниципальной собственностью - районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Результаты землеустроительных работ не оспорены, не признаны незаконными и не отменены в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением представлены выкопировка реестровых материалов в формате Mapinfo в местной системе координат МСК-74 из Базы данных АС ГЗК Кизильского муниципального района Челябинской области (далее - растровые материалы) на земельный участок с кадастровым номером 74:11:0401010:16 (т. 3, л.д. 64), выкопировка из Чертежа проекта землеустройства (перераспределения земель) ТОО Светлое Кизильского района Челябинской области, 1993 год (далее - Чертеж проекта землеустройства) (т. 3, л.д. 65-67), а также письменные пояснения (т. 3, л.д. 62-63), из которых следует, что при рассмотрении указанных документов и их сопоставлении выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:11:0401010:16 расположен в границах ТОО Светлое Кизильского района Челябинской области; в соответствии с условными знаками, применяемыми при землеустройстве (далее - условные знаки), утвержденными Министерством сельского хозяйства РСФСР, и введенными в действие в работах по землеустройству с 1966 года, данный земельный участок расположен на сельскохозяйственных угодьях - пастбище (суходольное чистое); согласно принятым условным обозначениям, приведенным на чертеже проекта землеустройства, земельный участок с кадастровым номером 74:11:0401010:16 расположен на землях, которые не относятся к землям сельских советов. Кроме того, данный участок также не относятся к землям спецфонда, землям фонда перераспределения, землям крестьянских (фермерских) хозяйств и землям постороннего пользования.
В соответствии с Рекомендациями от 27.02.1992 "О выполнении землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов", утвержденных заместителем председателя Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при правительстве Российской Федерации (далее - Роскомзем), направленные письмом Роскомзема от 27.02.1992 N 3-14/468, проекты землеустройства (перераспределения земель) колхозов и совхозов разрабатывались в целях подготовки предложений органам местной администрации для принятия решений по предоставлению земель в собственность, аренду и обоснования перераспределения земель в ходе реорганизации минхозов и совхозов.
При этом разделу на земельные паи подлежали все сельскохозяйственные угодья колхоза (совхоза), за исключением земельных участков: ранее отобранных и по решениям соответствующих местных органов власти включенных в специальный фонд земель для последующего перераспределения; переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов; используемых хозяйством на условиях аренды; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем и УИЗО в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие факт признания земельных долей, принадлежащих пайщикам ТОО "Светлое" невостребованными. При этом факт отсутствия обращения заинтересованных лиц - членов (пайщиков) ТОО "Светлое" за регистрацией права собственности в отношении спорного земельного участка не свидетельствуют о передаче его в муниципальную собственность, равно как и об отказе от права собственности.
Также суд первой инстанции верно исходил из следующего.
Как следует из постановления Главы Кизильского района Челябинской области от 11.06.1999 N 438 ТОО "Светлое" преобразовано в сельскохозяйственный производственный кооператив "Светлый" (далее - СХПК "Светлый").
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам членов кооператива, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем в размере 5 процентов своего пая.
Члены производственного кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности покрыть образовавшиеся убытки за счет резервного фонда кооператива либо путем внесения дополнительных взносов.
В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.
Из выписки Единого государственного реестра юридических лиц следует, что СХПК "Светлый" прекратил свою деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, Закон о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
При продаже имущества должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника - сельскохозяйственной организации путем проведения торгов. В случае если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 111 Закона о банкротстве.
В случаях, предусмотренных планом внешнего управления, после проведения инвентаризации, а также оценки имущества должника, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с настоящим Федеральным законом, внешний управляющий вправе приступить к продаже части имущества должника. Продажа части имущества должника не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности (статья 111 Закона о банкротстве).
Согласно определению Арбитражного суда Челябинской области от 27.09.2007 по делу N А76-28836/2004 решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.06.2005 СПХК "Светлый" признан несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Михайлов Е. А., из содержания которого следует, что часть имущества СХПК "Светлый" была реализована в счет погашения долга перед кредиторами.
При сопоставлении списка пайщиков-учредителей СХПК "Светлый" и анализа сведений ЕГРН следует, что оставшаяся часть имущества СХПК "Светлый" в виде земельных паев зарегистрирована в установленном законом порядке в отношении земельного участка с кадастровым номером 74:11:0000000:18. Границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При сопоставлении чертежа проекта землеустройства ТОО "Светлое" и сведений публичной кадастровой карты установлено, что ряд земельных участков, принадлежащих СХПК "Светлый" была реализована конкурсным управляющим, а оставшаяся часть имущества СХПК "Светлый" осталась в собственности бывших учредителей-пайщиков.
В силу вышеизложенного, в отсутствии надлежащего определения границ земельного участка без координат границ с кадастровым номером 74:11:0000000:18 общей площадью 56 165 147 кв. м, расположенного в пределах кадастрового квартала N 74:11:0000000, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии признаков спора о праве между Кизильским муниципальным районом в лице администрации Кизильского муниципального района, с одной стороны, и пайщиками СХПК "Светлый", а также лицами, которые приобрели часть имущества СХПК "Светлый" в рамках дела о банкротстве.
Установление судом наличия признаков спора о праве в отношении спорного земельного участка свидетельствует о том, что государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок в отсутствие правовой определенности со стороны Управления была бы преждевременной и не соответствовала бы принципу бесспорности регистрируемых прав на недвижимое имущество.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
Государственная пошлина уплачена в размере 150 руб. по чеку-ордеру от 29.12.2020 N 91.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 30.11.2020 по делу N А76-1154/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Прохоровой Дины Алексеевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Аникин |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-1154/2020
Истец: Прохорова Дина Алексеевна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: Администрация Кизильского района Челябинской области, Управление по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района