город Ростов-на-Дону |
|
19 февраля 2021 г. |
дело N А32-17491/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2020 по делу N А32-17491/2020
по иску ООО "УК "Ремонтно-эксплуатационное управление-17"
к ответчику - администрации города-курорта Сочи
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17 обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации города-курорта Сочи о взыскании задолженности в размере 73013 руб. 10 коп.
Решением от 01.12.2020 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что истец как лицо, возместившее ресурсоснабжающей организации расходы на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, правомерно обратился к ответчику, как к собственнику помещений в многоквартирном доме в порядке статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, срок исковой давности должен определяться с момента исполнения истцом решения по делу N А32-8771/2018 от 26.07.2018, так как заявленное требование является регрессным.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель администрации города-курорта Сочи в заседание не явился. Администрация о судебном заседании извещена надлежащим образом.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" является управляющей организаций по обслуживанию многоквартирных жилых домов по ул. Ворошиловская, 10, ул. Мацестинская, 5, ул. Ясногорская, 7, ул. Яна Фабрициуса, 8а в г. Сочи.
Во исполнение требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" (ресурсоснабжающая организация) установило общедомовые приборы учета в названных выше многоквартирных домах и ввело их в эксплуатацию.
Согласно письму Департамента имущественных отношений администрации города Сочи от 03.03.2020 N 7022/02.01-16 (л.д. 34) квартиры N 4, 6, 8, 14, 21, 24, 27, 32, 36, 38, 39 в жилом доме N 7 по ул. Ясногорская в Хостинском районе г. Сочи; квартиры N 3, 14, 22/2, 31, 33, 39, 48, 49 в жилом доме N 5 по ул. Мацестинская в Хостинском районе г. Сочи; квартира N 33 в жилом доме N 8а по ул. Яна Фабрициуса в Хостинском районе г. Сочи являются муниципальной собственностью г. Сочи.
МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" в рамках дела N А32-8771/2018 обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" о взыскании расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в размере 73013 руб. 10 коп. в многоквартирных жилых домах N 10 по ул. Ворошиловская, N 5 по ул. Мацестинская, N 7 по ул. Ясногорская, N 8а по ул. Яна Фабрициуса в г. Сочи.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2018 по делу N А32-8771/2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2018, заявленные требования удовлетворены, с ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" в пользу МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" взыскано 73013 руб. 10 коп. расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Платежным поручением N 90293954 от 15.01.2019 (л.д. 14) ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" перечислило на расчетный счет МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" денежные средства в размере 73013 руб. 10 коп. расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, взысканных решением от 26.07.2018 по делу N А32-8771/2018.
Полагая, что расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета в размере 73013 руб. 10 коп. подлежат возмещению администрацией города-курорта Сочи как собственником квартир в спорных многоквартирных жилых домах, ООО "УК "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 4 статьи 12 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В пункте 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы по установке общедомовых приборов учета подлежат оплате равными долями в течение пяти лет с даты их установки, если гражданами-собственниками не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.
Из пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В подпункте "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В пункте 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", определено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором пункта 38 (1) Правил, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
В соответствии с абзацем вторым пункта 38 (1) Правил счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Как отмечено выше, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2018 по делу N А32-8771/2018, с ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" в пользу МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" взыскано 73013 руб. 10 коп. расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении компании.
Платежным поручением N 90293954 от 15.01.2019 (л.д. 14) ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" перечислило на расчетный счет МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго" денежные средства в размере 73013 руб. 10 коп. по решению от 26.07.2018 по делу N А32-8771/2018.
Факт несения ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии подтвержден. Управляющая компания правомерно заявила о возмещении данных расходов администрацией как собственником помещений в многоквартирных жилых домах на основании норм статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела администрацией г. Сочи заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям (л.д. отзыв - л.д. 43-44).
На основании пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В статье 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве основания оплаты и начала истечения установленного срока оплаты названа дата установки прибора учета.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2017 N 302-ЭС17-5673 по делу N А19-12338/2015, срок исковой давности по требованию о взыскании расходов, понесенных на установку коллективных (общедомовых) приборов учета, надлежит исчислять с момента ввода приборов учета в эксплуатацию.
В рамках дела N А32-8771/2018 на основании представленных в материалы дела актов N 1-319, N 1-856, N Ф8А/15, N 1-380, N 1-981, N 1-223, N 223 судом первой инстанции сделан вывод о том, что приборы учета тепловой энергии установлены и приняты в эксплуатацию в 2015 году.
Таким образом, ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17", являющееся управляющей организацией по обслуживанию спорных многоквартирных домов, должно было узнать о наличии у администрации города-курорта Сочи обязанности по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии в момент введения их в эксплуатацию, то есть в 2015 году.
С настоящим иском о взыскании стоимости расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии ООО "УК "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" обратилось 08.05.2020. Таким образом, срок исковой давности истцом пропущен.
С учетом изложенных обстоятельств, довод жалобы о том, что срок исковой давности должен определяться с момента исполнения истцом решения по делу N А32-8771/2018 от 26.07.2018, так как заявленное требование является регрессным, признается несостоятельным апелляционным судом.
Довод заявителя жалобы о том, что заявленное требование является регрессным, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу пункта 1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2018 по делу N А32-8771/2018 с ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" взыскана задолженность, а не убытки как мера ответственности за допущенное гражданско-правовое нарушение.
В данном случае заявитель жалобы не может быть признан лицом возместившим ущерб за собственника помещений в многоквартирных жилых домах.
При таких обстоятельствах, заявленное требование не является регрессным, применению подлежат общие правила о течении срока исковой давности.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителем государственная пошлина не уплачена, с заявителя подлежит взысканию 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.12.2020 по делу N А32-17491/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление-17" (ОГРН 1022302919374, ИНН 2320034940) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17491/2020
Истец: ООО "УК "РЭУ-17", ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплутационное управление-17
Ответчик: Администрация г. Сочи, Администрация грода-курорта Сочи