г. Томск |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А45-30647/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2021 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (N 07АП-1340/2021) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.12.2020 по делу N А45-30647/2020 (судья Нахимович Е.А) по заявлению Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Каргатская центральная районная больница" (ОГРН: 1025406025919) о взыскании убытков в размере 1 051 220 рублей 34 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Каргатская центральная районная больница" (далее - учреждение) о взыскании убытков, причиненных в результате несвоевременного представления индивидуальных сведений за январь 2019 года, повлекших переплату пенсии в размере 1 051 220 рублей 34 копеек.
Решением от 17.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие фактическим обстоятельствам вывода суда об отсутствии причинно-следственной связи между действиями учреждения по несвоевременному представлению отчетности за январь 2019 года и наступлением неблагоприятных последствий в виде причинения ущерба бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, просит отменить состоявшиеся по делу судебный акт и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Учреждение возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву, в судебном заседании его представитель поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 2 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Пенсионного фонда.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителя учреждения, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, учреждением 15.02.2019 представлены сведения по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2019 года в отношении 379 застрахованных лиц.
15.04.2019 учреждением представлены сведения по форме СЗВ-М (отменяющая) за январь 2019 года на 368 человек и 16.04.2019 представлены сведения по форме СЗВ-М (отменяющая) за январь 2019 года в отношении Сивеня Г.Н. 16.04.2019 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2019 года на 368 человек, но дата формирования файла указана 15.03.2019 (то есть ранее отменяющей формы датированной 15.04.2019). 19.06.2019 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2019 года на 368 человек, но дата формирования файла также указана 15.03.2019, и только 12.08.2019 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2019 года на 368 человек, дата формирования файла указана 19.06.2019.
В программном комплексе ПТК СПУ сведения отразились соответственно по дате формирования файла: 15.02.2019 исходная, 15.03.2019 дополняющая, 15.03.2019 дополняющая и 15.04.2019 отменяющая.
И только 12.08.2019 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2019 года на 368 человек, дата формирования файла указана 19.06.2019.
На лицевые счета 66 застрахованных лиц (Алексеенко Н.В., Андреева В.Н., Бабич Е.А., Балталаева З.Н., Бондаренко Е.А., Валькович Е.И., Васюковой Л.Ф., Войтенко Н.А., Воробьевой Л.А., Гаврилова В.В., Галагуш Г.В., Гассельбах С.Н., Гербер Л.В., Густовой И.А., Демидовой А.П., Дмитриенко Н.Г., Домацкой И.И., Доплер Е.А., Драчуновой Т.П., Друцко Н.Н., Егоровой Г.Н., Ереминой Н.А., Езкиной В.М., Замахиной Т.В., Замуруевой З.Н., Зубрицкого Г.Н., Иванайковой Р.С., Ивчатовой В.М., Кожемякиной О.И., Каланда Е.В., Каракчиеву В.В., Каракчиевой Л.В., Карманович Н.Н., Катречко Н.С., Касьяновой Л.А., Концовой С.С., Корх Н.А., Котиной З.А., Кунгуловой Н.М., Лысенко О.С., Малышенок Л.Г., Матвеевой О.В., Машаровой Н.И., Мензиловой С.В., Мигда И.В., Миллер О.А., Михнова С.В., Мустафиной Г.Л., Осипенко Л.Г., Паклиной С.Л., Паршуковой Н.А., Пасечник Е.А., Петровой В.В., Польща Н.Е., Сальманович Т.Л., Самковой Г.Г., Симонян С.В., Соломиной Н.Н, Сухинина С.Н., Филатовой В.И., Чернявской Г.А., Шиганова С.Н., Шипиловой А.М., Юркевич И.А., Юрченко Л.Н., Юрченко Ф.П.) в программный технический комплекс НВП 06.03.2019 загружены сведения за январь 2019 года, согласно исходной форме СЗВ-М (исходная) в статусе "работающий", однако согласно представленных 15.04.2019 г. страхователем сведений формы СЗВ-М (отменяющая) 13.05.2019 г. (согласно инструкции в течение месяца со дня получения территориальным органом ПФР сведений) загружены сведения на лицевые счета застрахованных лиц "неработающий".
На основании изложенного 17.05.2019 в отношении указанных выше 66 лиц произведена индексация пенсий (в связи с отсутствием сведений о трудовой деятельности пенсионеров за январь 2019 года) и с учетом части 4 статьи 26.1. Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) Пенсионным фондом в соответствии Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ вынесено решение о выплате сумм пенсий с учетом индексации пенсии с 01.01.2019.
Выплата пенсии с учетом индексации за период с 01.01.2019 произведена в июне 2019 года.
Пенсионному фонду, получившему 12.08.2019 сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за январь 2019 года, стало известно о том, что пенсионеры являются работающими, с учетом этого им произведен перерасчет пенсии в сторону уменьшения с 01.10.2020, с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором загружены сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года (09.09.2019).
Пенсионерам необоснованно выплачена сумма индексации страховых пенсий за период с 01.01.2019 по 30.09.2019 в общей сумме 1 051 220 рублей 34 копейки. В отношении пенсионеров Малышенок Любови Григорьевны, Балталаевой Зульпаш Николаевны, Касьяновой Любови Алексеевны и Миллер Ольги Анатольевны выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, так как за последующие отчетные периоды информация о пенсионерах не содержится в сведениях форм СЗВ-М. В отношении пенсионеров Шипиловой Альбины Михайловны и Мустафиной Галины Людвиговны выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старости за период с 01.01.2019 по 31.05.2019, так как за последующие отчетные периоды информация о пенсионерах не содержится в сведениях форм СЗВ-М.
Несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М повлекло индексацию пенсий и ее выплату за период с 01.01.2019 по 30.09.2019.
Пенсионный фонд направил в адрес учреждения претензию с требованием о возврате излишне выплаченной суммы пенсии.
Учреждение оставило претензию без удовлетворения, поэтому Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 1 051 220 руб. 34 копеек убытков.
Руководствуясь статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 3, 4, 6, 7 статьи 26.1, частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (Закон N27-ФЗ), Арбитражный суд Новосибирской области пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с учреждения заявленной суммы убытков и отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается на основании следующего.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с этим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год. В силу части 6 статьи 16 Закона N 400-ФЗ размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 данного Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 данного Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.
Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу данного Федерального закона.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Частью 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 данной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством.
Частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ установлено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки; установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В соответствии с частью 5 статьи 28 Закона N 400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н (далее - Правила), установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 данного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 данного Федерального закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда РФ пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 данного Федерального закона.
Пунктом 101 Правил установлено, что излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 данного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Страхователю надлежит возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ) в случае, если им представлены недостоверные сведения или несвоевременно представлены сведения, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Закона, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Как следует из материалов дела, требование о взыскании с ответчика убытков Пенсионный фонд обосновывает неисполнением обществом обязанности по своевременному представлению сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-М за январь 2019 года в отношении работающих пенсионеров.
Территориальные органы Фонда имеют право требовать от страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, в том числе по их учетным данным (пункт 68 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция)).
В силу пункта 69 Инструкции Территориальные органы фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений в соответствии с настоящей Инструкцией.
Как следует из материалов дела, в качестве основания излишней выплаты работающим пенсионерам суммы пенсии Пенсионным фондом указано на непредставление учреждением сведений о работающих у него застрахованных лицах за январь 2019 года, в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок.
Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период январь 2019 года первоначально учреждение представило в установленный законом срок.
Судом установлено, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, что пенсия в завышенном размере выплачена застрахованному лицу в связи с не представлением учреждением сведений за январь 2019 года.
Учреждение своевременно сдавало отчеты за декабрь 2018 года, за февраль - август 2019 года. Решение об индексации сумм пенсий работникам принято Пенсионным фондом 17.05.2019, то есть после получения корректирующего отчета 16.04.2019.
Таким образом, на момент принятия решения, Пенсионный фонд обладал информацией о наличии трудовых отношений работающих пенсионеров.
Между тем предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ действия Пенсионный фонд не выполнил, дополнительной проверки не провел.
Пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, никакую дополнительную проверку не проводил.
Оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд пришел к верному выводу о том, что вина страхователя отсутствует, поскольку страхователем подавались в Пенсионный фонд достоверные сведения, обратного Пенсионным фондом в ходе рассмотрения дела в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не доказано, а доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда, при этом не приводится каких-либо доказательств ее опровергающих.
В целях обеспечения проведения такой проверки часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусматривает не автоматический перерасчет пенсии при не поступлении сведений по форме СЗВ-М за очередной месяц, а поэтапное осуществление Пенсионным фондом ряда действий, которые по своей сути могут быть обозначены как:
- принятие решения об индексации пенсии (в месяце, следующем за поступлением сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ - отчет СЗВ-М);
- непосредственная выплата проиндексированной пенсии (в следующем месяце после принятия вышеуказанного решения).
Общий срок с момента поступления сведений в отношении пенсионера до выплаты ему проиндексированной пенсии составляет 3 месяца (включая месяц поступления сведений).
Осуществление указанных процедур предполагает, что на каждом этапе решение должно приниматься обоснованно, с учетом актуальной информации о состоянии лицевого счета застрахованного лица в целом, всех поступивших по нему сведений по всем предусмотренным формам отчетов (а не только по форме СЗВ-М), а при необходимости с учетом дополнительной информации. Ограничений в этой части закон не содержит.
Статьей 4 Закона N 27-ФЗ установлены принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе использование сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, для целей пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования; соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов. Учитывая данные принципы, достоверность сведений индивидуального персонифицированного учета предполагается, но не освобождает Пенсионный фонд от проведения объективно необходимых проверочных мероприятий в рамках своей компетенции.
В Определении от 28.06.2018 N 1488-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Булиной Натальи Аркадьевны на нарушение ее конституционных прав частью 4 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", Конституционный Суд Российской Федерации указал, что оно не нарушает конституционных прав граждан, поскольку не ограничивает последних в праве самостоятельно обратиться в органы Пенсионного фонда Российской Федерации за перерасчетом пенсии и представить необходимые документы.
Следовательно, сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и самодостаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.
Между тем, неисполнение учреждением надлежащим образом обязанности по своевременному представлению сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-М за январь 2019 года в отношении работающих пенсионеров не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии, поскольку Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Пенсионный фонд обязан осуществлять уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности на основании всей совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а не только той их части, которая поступает составе отчетов СЗВ-М.
В рассматриваемом случае Пенсионный фонд не воспользовался сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованных лиц, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятых решений об индексации и последующих выплат положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М.
Отсутствие автоматизированного механизма проверки, наличие нарушений в действиях страхователя не освобождает Пенсионный фонд от обязанности по принятию обоснованного решения при реализации собственных полномочий по индексации пенсии.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в срок и представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Данная ответственность наступает независимо от наличия либо отсутствия вредных последствий данного правонарушения в виде ущерба от излишней выплаты пенсии.
В отличие от нее гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает по общим правилам гражданского законодательства и применима только при наличии ущерба и прямой причинно-следственной связи между фактом причинения ущерба и неправомерными действиями страхователя.
В рассматриваемом случае обществом допущены нарушения при предоставлении в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-М, однако они не находятся в прямой причинно-следственной связи с причиненным ущербом, поскольку ущерб не наступил бы при надлежащей реализации пенсионным фондом своих полномочий.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.12.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30647/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Коченевском районе Новосибирской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30647/2020
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОЧЕНЕВСКОМ РАЙОНЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Каргатская центральная районная больница"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд