Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 мая 2021 г. N Ф08-4679/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
17 февраля 2021 г. |
Дело N А25-1838/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2021.
Полный текст постановления изготовлен 17.02.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., при участии в судебном заседании представителя Байрамукова М.М., Шебзуховой Р.Г. - Кулябцева Р.Ф. (доверенность от 09.12.2019), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Карачаево-Черкесской республиканской организации общественной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.11.2020 по делу N А25-1838/2019, принятое по заявлению Карачаево-Черкесской республиканской организации общественной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (Ленина проспект, дом 34, Черкесск город, Карачаево-Черкесская Республика, 369000; ИНН 0901041274, ОГРН 1020900004630) к Управлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска (Ленина проспект, дом N54, корпус "А", Черкесск город, Карачаево-Черкесская Республика, 369000; ИНН 0917035170, ОГРН 1180917002628) о признании незаконным отказа в продлении срока договора аренды земельного участка, обязании заключить договор аренды,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования города Черкесска (Ленина проспект, дом 54, корпус "А", Черкесск город, КарачаевоЧеркесская Республика, 369000; ИНН 0917027740, ОГРН 1150917001487), индивидуального предпринимателя Байрамукова Мухтара Махмутовича (Кольцова улица, дом N 24, квартира 4, Кисловодск город, Ставропольский край; ИНН 262803289108, ОГРН 313265103000136), Шебзуховой Раисы Гузеровны (Парковая улица, дом 11, квартира 9, Черкесск город, Карачаево-Черкесская Республика, 369000),
УСТАНОВИЛ:
Карачаево-Черкесская республиканская организация общественной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (далее - заявитель, профсоюз) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска (далее - управление, ответчик, заинтересованное лицо) о признании письменного отказа от 04.06.2019 N 30-808/2 в продлении договора аренды земельного участка, общей площадью 340 кв.м, с кадастровым номером: 09:04:0101139:200, расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск, проспект Ленина, 34, под административное здание, незаконным, обязании управления принять решение о продлении договора аренды земельного участка.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.11.2020 В удовлетворении требований Карачаево-Черкесской республиканской организации общественной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, профсоюз обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, мотивированной тем, что истцом в письменных пояснениях в хронологическом порядке с приложением подтверждающих документов, были описаны объективные, независящие от последнего обстоятельства, препятствующие строительству административного здания на арендуемом земельном участке в течение срока договора аренды. Апеллянт ссылается, что для удовлетворения требования истца о признании решения Управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования г. Черкесска N 30808/2 от 04.06.2019 об отказе в продлении договора аренды земельного участка незаконным, имелись оба необходимых основания: его несоответствие закону и иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и инк экономической деятельности. Профсоюз также утверждает, что производил освоение земельного участка в период действия договоров аренды, что является подтверждением действий арендатора по надлежащему использованию земельного участка, добросовестности его действий, направленных на достижение цели договора, а также возможности ее достижения в пределах срока действия договора аренды.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Байрамуков М.М. и Шебзухова Р.Г. просят решение суда от 23.11.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ИП Байрамукова М.М., Шебзуховой Р.Г. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив и оценив материалы дела в их совокупности, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 11.05.2006 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Черкесска и Карачаево-Черкесской республиканской организацией общественной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации был заключен договор аренды земельного участка N 775, согласного которому был передан в аренду земельный участок на землях поселений г. Черкесска размерами 11,0 х 12,0 м. по ул. Ленина, 34 под производство проектно-изыскательских работ для строительства административного здания.
В течение 2005-2008 годов заявитель занимался получением необходимых согласований, технический условий, разрешений и заключений соответствующих органов в отношении спорного земельного участка, разработкой проектно-изыскательских работ по строительству административного здания на земельном участке, расположенном по адресу: г. Черкесск, пр. Ленина, 34.
Между министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Карачаево-Черкесской республиканской организацией общественной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации 14.04.2008 заключен договор аренды земельного участка N 201, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов, площадью 132 кв.м., с кадастровым номером N09:04:0101139:0039, расположенный по адресу: г. Черкесск, пр. Ленина, 34, для строительства административного здания.
Согласно пункту 1.1 договора срок действия договора - до 10.03.2009.
В соответствии с пунктом 7.1 договора, договор, заключенный с Управлением по имущественным и земельным отношениям мэрии города Черкесска от 11.05.2006 N 775, считается прекратившим свое действие с момента заключения настоящего договора.
Мэрией города Черкесска 10.07.2008 заявителю выдано разрешение N 470-08 на строительство административного здания, общей площадью 92,2 кв.м в соответствии с разработанным проектом, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск, проспект Ленина, 34, со сроком действия до 01.03.2009.
Срок разрешения на строительство был продлен до 15.10.2009.
13.03.2014 постановлением мэрии города Черкесска N 317 земельные участки с кадастровым номером 09:04:0101139:39 площадью 132 кв.м. и кадастровым номером 09:04:0101139:52 площадью 208 кв.м., расположенные по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 34 объединены и образован земельный участок площадью 340 кв.м.
Вновь образованный земельный участок площадью 340 кв.м., категория земель: населенные пункты, расположенный по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 34, поставлен на кадастровый учет 17.04.2014. Участку присвоен кадастровый номер - 09:04:0101139:200.
Между Управлением имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска и Карачаево-Черкесской республиканской организации общественной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации 19.05.2014 заключен договор аренды земельного участка N 151, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 340 кв.м., с кадастровым номером N 09:04:0101139:200, расположенный по адресу: г. Черкесск, пр. Ленина, 34, под зданием.
Данный договор заключен сроком до 01.05.2019. Срок аренды на землю исчисляется с момента выхода постановления. После окончания срока действия договора арендатор продлевает срок его действия, в противном случае арендодатель в 5-ти дневный срок расторгает договор в одностороннем порядке (пункт 1.2 договора).
В связи с возникшим спором в отношении указанного земельного участка с обществом с ограниченной ответственностью "Элегант", заявитель 20.08.2014 обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением об устранении препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером 09:04:0101139:200.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2014 по делу N А25-1553/2014, вступившим в законную силу, исковые требования профсоюзной организации были удовлетворены. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Элегант" в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером 09:04:0101139:200, расположенным по адресу: г. Черкесск, проспект Ленина, 34, путем демонтажа (сноса), принадлежащего ответчику металлического забора, расположенного на указанном земельном участке.
Указанное решение исполнено 27.04.2015, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 27.04.2015.
Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 27.05.2015 N 789 в связи с тем, что строительные работы по объекту не начаты и истек срок действия разрешительной документации на строительство объекта капитального строительства признаны утратившими силу Постановления мэрии муниципального образования города Черкесска: от 04.10.2007 N 2968 "О восстановлении действия постановления Главы города от 08.07.2005 N 3505 "Об утверждении акта выбора земельного участка и разрешении на производство проектно-изыскательских работ для строительства административного здания по ул. Ленина, 34 Карачаево-Черкесскому республиканскому профсоюзу работников строительства и промстройматериалов РФ" Об отмене постановления мэрии МО г. Черкесска от 31.01.2007 N 262 "Об отмене постановлений Главы города от 08.07.2005 N3505 "Об утверждении акта выбора земельного участка и разрешении на производство проектно-изыскательских работ для строительства административного здания по ул. Ленина, 34 Карачаево-Черкесскому республиканскому профсоюзу работников строительства и промстройматериалов РФ" от 14.10.2005 N 5185 "О приостановке действия постановления Главы города от 08.07.2005 N 3505 и от 22.03.2006 N 948 "О восстановлении действия постановления от 08.07.2005 N 3505 "Об утверждении акта выбора и разрешении на производство проектноизыскательских работ для строительства административного здания по ул.Ленина, 34 КЧР профсоюзу работников строительства и промстройматериалов РФ"; от 25.01.2008 N 89 "О согласовании представления земельного участка под строительство административного здания по ул. Ленина, 34 Карачаево-Черкесской республиканской организацией профсоюза работников строительства и ПСМ РФ"; от 23.09.2008 N 1915 "О разрешении на производство проектно-изыскательских работ для благоустройства на прилегающей территории к строящемуся административному зданию по пр. Ленина, 34 Карачаево-Черкесской республиканской организацией профсоюза работников строительства и ПСМ РФ"; Разрешение мэрии муниципального образования города Черкесска от 10.07.2008 N 470-08 на строительство административного здания по пр. Ленина, 34.
Прокуратурой г. Черкесска 17.06.2016 по результатам проведенной проверки на постановление мэрии г. Черкесска принесен протест в порядке ст.23 ФЗ "О Прокуратуре", в соответствии с которым прокурор требует отменить постановление мэрии муниципального образования города Черкесска от 27.05.2015 N 789 "О признании утратившим силу некоторых муниципальных актов мэрии муниципального образования города Черкесска".
Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 28.07.2016 N 462 отменено постановление N789 от 27.05.2015"О признании утратившим силу некоторых муниципальных актов мэрии муниципального образования города Черкесска".
Профсоюз строителей КЧР 22.11.2018 письмом за исх.N 192 обратился в Управление градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г.Черкесска с просьбой выдать разрешение на строительство административного здания. К письму были приложены: копия договора аренды и копия акта сверки.
Управлением градостроительства и архитектуры мэрии муниципального образования г. Черкесска письмом от 04.12.2018 года за исх.N 02-2298 отказало заявителю в выдаче разрешения на строительство здания в связи с непредставлением необходимого пакета документов.
Заявитель 30.04.2019 обратился в управление по имущественным отношениям г. Черкесска с просьбой продлить срок действия договора аренды. К указанному письму были приложены: копия договора аренды земельного участка, копия акта сверки и копия платежного поручения об оплате аренды.
Письмом от 04.06.2019 N 30-808/2 в продлении договора аренды земельного участка, общей площадью 340 кв.м, с кадастровым номером: 09:04:0101139:200, расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск, проспект Ленина, 34, под административное здание Профсоюзу строителей КЧР было отказано. В качестве оснований для отказа управление сослалось на отсутствие у заявителя преимущественных прав в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.
Полагая, что решение управления не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Ввиду пункта 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Из положений пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, предоставленного в аренду без проведения торгов, имеет право на заключение нового договора аренды земельного участка без торгов при обязательном наличии установленной совокупности условий.
Нормами Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено право арендатора, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, при наличии предоставления такого земельного участка в аренду до 01.03.2015.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства после 01.03.2015 регулируется главой V.1 Земельного кодекса, переходными положениями, установленными Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) и статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Согласно пункту 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса.
Приведенной нормой права предусмотрено право арендатора, при наличии у него объекта незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды земельного участка без торгов однократно для завершения строительства, при предоставлении такого земельного участка в аренду до 01.03.2015. При этом отсутствие регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении (продлении) договора аренды (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2017 N 305-ЭС17-7338).
В соответствии подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 данной статьи.
Пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направить принятое решение заявителю.
В тоже время статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, когда с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Статьей 8 Градостроительного кодекса установлено, что выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса, в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешение орган. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в этой части статьи.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса).
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что по объективно независящим от него причинам, как то: самозахват арендуемого земельного участка ООО "Элегант", истечение в связи с этим срока разрешения на строительство, виновные действия заинтересованного лица, выразившиеся в игнорировании и отказах в удовлетворении заявлений Профсоюза строителей КЧР о необходимости выдачи (продления) разрешения на строительство, незаконность которых подтверждена прокурорской проверкой и вынесением протеста, заявитель не имел ни права, ни физической возможности приступить к строительству административного здания.
Как следует из материалов дела препятствия, чинимые ООО "Элегант" имели место в период с 2009 по апрель 2015 года. Заявитель обратился с заявлением от 22.01.2009 на имя мэра г. Черкесска по устранению самозахвата обществом части земельного участка. Письмом от 17.02.2009 мэрия направила ответ заявителю о необходимости решения вопроса в судебном порядке, обществу выдано предписание от 25.02.2009.
Профсоюз обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском об устранении препятствий в пользовании земельным участком лишь только 20.08.2014.
Заявителем, ответчиком и третьим лицом (Управлением)по вопросу обращений Профсоюза строителей КЧР о продлении срока (либо выдаче) разрешения на строительство здания представлены копии: письма на имя мэра г. Черкесска от 06.06.2012 о продлении срока разрешения (без приложений и доказательств его фактического направления); от 05.06.2015 N 73 об отмене постановления мэрии и продлении срока действия разрешения на строительство (без приложений по вопросу продления срока разрешения); от 10.07.2015 о продлении разрешения на строительство (без приложений); от 31.08.2017 N 68 о выдаче разрешения на строительство здания (без необходимых приложений), доказательств фактического направления в адрес мэрии не имеется.
К письменным пояснениям от 25.02.2020 ответчиком представлено письмо Мэрии муниципального образования города Черкесска от 13.02.2020 N 481-04 (т.д.3, л.д.14), из которого следует, что 05.06.2015 профсоюз обратился к мэру г. Черкесска об отмене постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от 7.05.2015 N 789 (т.д.3, л.д.15-17), однако 06.07.2015 от заявления отказался, пакет документов забрал, о чем составлен документ общего отдела мэрии муниципального образования города Черкесска (т.д.3, л.д.18).Далее, представлено письмо профсоюза от 10.07.2015. Обращения профсоюза от 06.06.2012 и от 31.08.2017 не поступали.
Однако необходимых документов к заявлениям для рассмотрения вопроса о продлении срока (выдаче) разрешения на строительство заявителем приложено не было.
В свою очередь управлением градостроительства и архитектуры мэрии г. Черкесска представлены заявление профсоюза от 22.11.2018 в Управление о выдаче разрешения на строительство административного здания. К заявлению профсоюз приложил копию договора аренды земельного участка и копию акта сверки по арендным платежам.
Управление письмом от 04.12.2018 сообщило об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что заявителем не предоставлен необходимый пакет документов в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;
- градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки 12 территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
- результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
- положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
- разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
- копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Вопреки изложенному вышеуказанные документы в управление не были представлены.
Профсоюзу следовало в соответствии с действующими правилами обратиться за получением разрешения на строительство в установленном порядке, поскольку осуществлено формирование нового земельного участка (большего по размеру первоначального), заявителю указанный земельный участок размером 340 кв.м. передан по другому (долгосрочному) договору аренды земельного участка от 19.05.2014 N 151 сроком на 5 лет.
Довод о том, что "ранее" документы представлялись не нашел своего документального подтверждения.
После устранения препятствий, демонтажа ООО "Элегант" металлического забора в апреле 2015 года и принятия постановления Мэрии муниципального образования города Черкесска от 28.07.2016 N 462 "Об отмене постановления Мэрии муниципального образования города Черкесска от 27.05.2015 N 789 "О признании утратившими силу некоторых муниципальных актов мэрии муниципального образования города Черкесска" (т.1 л.д.143) у заявителя в период с июля 2016 года по апрель 2019 года было достаточно времени для подготовки всех необходимых документов для получения разрешения на строительство и ведения строительных работ.
Учитывая изложенное довод заявителя о невозможности начала строительства административного здания в течение всего периода владения земельным участком с целевым назначением - для строительства административного здания, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным
В материалах дела не имеется ответа лишь на одно обращение заявителя от 10.07.2015 о продлении разрешения на строительство. Вместе с тем, заявитель не обжаловал в суд действия по нерассмотрению заявления, а обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство через 3 года, в ноябре 2018 года, то есть в конце срока договора аренды.
В тоже время заявитель документально не подтвердил наличие у него на момент обращения о продлении (заключении нового) договора аренды хотя бы одного основания для его заключения без торгов, указанного в подпунктах 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспаривается, что объекта незавершенного строительства на спорном земельном участке нет, строительные работы на арендованном земельном участке не начаты, в связи с чем у заявителя не возникло право на заключение договора аренды без торгов однократно для завершения строительства.
Заявитель не указывает, какие из предусмотренных подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления земельного участка без торгов имелись у него на момент заключения нового договора аренды. Поскольку таких оснований не приведено и не имелось, то необходимая совокупность условий для удовлетворения рассматриваемого по настоящему делу заявления отсутствовала.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отказ заинтересованного лица в предоставлении Профсоюзу строителей КЧР в аренду земельного участка без торгов основан на действующем законодательстве и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и не подтвердились, поскольку не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование, а имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.11.2020 по делу N А25-1838/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1838/2019
Истец: КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ МЭРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЧЕРКЕССКА
Третье лицо: Байрамуков Мухтар Махмутович, Батруков Тагир Султан-Алиевич, УПРАВЛЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ МЭРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕРКЕССКА, Шебзухова Раиса Гузеровна, Тюлькина Татьяна Александровна