г. Москва |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А40-134500/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей О.Н. Лаптевой, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ООО "Бетас", ООО "Асфальтбетонсервис ЦДС" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 ноября 2020 года по делу N А40-134500/20, принятое судьей Бушкаревым А.Н., по иску Общества с ограниченной ответственностью нерудная логистическая компания "АВТОСТРАДА" к Обществу с ограниченной ответственностью "ЦДСТОРГОВЫЙ ДОМ", третьи лица: ООО "Бетас", ООО "Асфальтбетонсервис ЦДС", о взыскании 2 265 000 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Столярова М.В. по доверенности от 25.12.2020
от ответчика: извещен, представитель не явился
от третьих лиц: от ООО "Бетас" - извещен, представитель не явился; от ООО "Асфальтбетонсервис ЦДС" - извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
ООО НЕРУДНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "АВТОСТРАДА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "ЦДСТОРГОВЫЙ ДОМ" о взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов в размере 2 265 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 ноября 2020 года взысканы с ООО "ЦДС-ТОРГОВЫЙ ДОМ" в пользу ООО НЛК "АВТОСТРАДА" штраф в размере 1 200 000 руб., а так же расходы по оплате госпошлины 27 340 руб. 00 коп., в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, третьи лица ООО "Бетас", ООО "Асфальтбетонсервис ЦДС" обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых ООО "Бетас" просил решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
От третьего лица ООО "Бетас" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
От третьего лица ООО "Асфальтбетонсервис ЦДС" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заявитель ООО "Бетас" апелляционной жалобы не согласен с решением суда первой инстанции.
Заявитель ООО "Асфальтбетонсервис ЦДС" апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно.
Истец возражал против доводов апелляционных жалоб, считает решение суда законным и обоснованным, представил отзыв.
Ответчик не представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Между ООО НЖ "Автострада" (далее по тексту "Поставщик") - Истец и ООО "НДС-ТОРГОВЫЙ ДОМ" (далее по тексту "Покупатель") - Ответчик, был заключен договор поставки N 39-М от 26.01.2017, в редакции протокола разногласий от 26.01.2017, протокола согласования разногласий от 26.01.2017.
В соответствии с условиями договора и спецификации N N 48 от 30.08.2018, N 49 от 31.08.2018, N 51 от 05.09.2018, N 53 от 16.01.2019, N 54 от 16.01.2019, N 55 от 31.01.2019 в редакции дополнительного соглашения от 28.02.2019, N 56 от 20.02.2019, N 57 от 01.03.2019 в редакции дополнительного соглашения от 13.03.2019, N 62 от 27.06.2019 в редакции дополнительного соглашения от 31.07.2019, N 64 от 03.07.2019 в редакции дополнительного соглашения от 31.07.2019, N 66 от 19.07.2019, N 67 от 23.07.2019, N 68 от 24.07.2019, N 69 от 30.07.2019, N 71 от 02.08.2019, N 74 от 09.08.2019, N 75 от 20.08.2019 N 76 от 20.08.2019, N 77 от 20.08.2019, N 79 от 28.08.2019 в редакции дополнительного соглашения от 03.09.2019, Поставщик взял на себя обязанность поставить в период с августа 2018 г. по сентябрь 2019 г., а Покупатель оплатить и принять продукцию в количестве, ассортименте, по цене, условиям и срокам поставки, указанным в Спецификациях.
Истцом обязательства по договору выполнены надлежащим образом, ответчику был поставлен товар в согласованном объеме, что подтверждается товарными накладными N 300810/1 от 30.08.2018 г., N 310805/1 от 31.08.2018 г., N 70908/1 от 07.009.2018 г, N 230903/1 от 23.09.2018 г., N 120914/1 от 12.09.2018 г., N 260904/1 от 26.09.2018 г., N 270913/1 от 27.09.2018 г., N 210914/1 от 21.09.2018 г.,N 240913/1 от 24.09.2018 г., универсальными передаточными документами N 220107/1 от 22.01.2019 г., N 240108/1 от 24.01.2018 г., N 250106/1 от 25.01.2019 г., N 170105/1 от 17.01.2019 г., N 200103/1 от 20.01.2019 г., N 130209/1 от 13.02.2019 г., N 130208/1 от 13.02.2019 г., N 140208/1 от 14.02.2019 г., N 150205/1 от 15.02.2019 г., N 150207/1 от 15.02.2019 г., N 210210/1 от 21.02.2019 г., N 210209/1 от 21.02.2019 г., N 230208/1 от 23.02.2019 г., N 230207/1 от 23.02.2019 г., N 240208/1 от 24.02.2019 г., N 100306/1 от 10.03.2019 г, N 160303/1 от 16.03.2019 г., N 180304/1 от 18.03.2019 г., N 260408/1 от 26.04.2019 г, N 300413/1 от 30.04.2019 г., N 80513/1 от 08.03.2019 г., N 300511/1 от 30.05.2019 г., N 20806/1 от 02.08.2019 г., N 90704/1 от 09.07.2019 г, N 100711/1 от 10.07.2019 г., N 140703/1 от 14.07.2019 г., NN 210702/1 от 21.07.2019 г., N 140806/1 от 14.08.2019 г., N 120702/1 от 1 от 14.07.2019 г., N 150707/1 от 15.07.2019 г., N 170706/1 от 17.06.2019 г., N N 210701/1 от 21.07.2019 г., N 60808/1 от 06.08.2019 г., N 310702/1 от 31.07.2019 г., 9Л.2019 г., N 100803/1 от 10.08.2019 г., N 110807/1 от 11.08.2019 г., N 150805/1 от I 3 1 от 21.08.2019 г., N 220703/1 от 22.07.2019 г., N 240704/1 от 24.07.2019 г., N "2"Л7_2019 г., N 30505/1 от 03.08.2019 г., N 50809/1 от 05.08.2019 г., N 140805/1 от 14.08.2019 г., |"г"3.082019г., N 40803/1 от 04.08.2019 г., N 100808/1 от 10.08.2019 г., N 80810/1 от 08.08.2019 г., I от 08.08.2019 г., N 300802/1 от 30.08.2019 г., N 160810/1 от 16.08.2019 г., N 170805/1 от 200806/1 от 20.08.2019 г., N 220805/1 от 22.08.2019 г., N 230803/1 от 23.08.2019 г., N г25.08.2019 г., N 260805/1 от 26.08.2019 г., N280809/1 от 28.08.2019 г., N 10906/1 от 01.09.2019 г., 1 от 30.08.2019 г., N 300804/1 от 30.08.2019 г., N 290805/1 от 29.08.2019 г., N 280808/1 от -- V 280807/1 от 28.08.2019 г., N 280806/1 от 28.08.2019 г., N 140807/1 от 14.08.2019 г., N ШП т 10.08.2019 г., N 110811/1 от 11.08.2019 г., N 290813/1 от 29.08.2019 г., N 200807/1 от 19г., N230806/1 от 23.08.2019 г.,N 30903/1 от 03.09.2019 г., N 280804/1 от 28.08.2019 г., N290810/1 L2019r., N 300819/1 от 30.08.2019 г., N 310808/1 от 31.08.2019 г., N 210811/1 от 21.08.2019 г., N 1 от 28.08.2019 г., N230807/1 от 23.08.2019 г" N 10909/1 от 01.09.2019 г., N 30905/1 от 03.09.2019 г., 10906 1 от 07.09.2019 г., N 130906/1 от 3.09.2019 г., N 120914/1 от 12.09.2019 г.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно п. 6. Спецификаций N N 49-57 к Договору Поставки N 39-М, обязанность по возврату порожних вагонов лежит на Покупателе и производится им в следующем порядке: нормативное время разгрузки вагонов, которое составляет 36 часов с момента прихода Вагонов на станцию назначения | нормативное время использования подвижного состава). В случае использования подвижного состава сверхнормативного времени, Покупатель оплачивает Поставщику плату за пользование вагонами в размере 3 000 рублей за 1 (один) вагон без учета НДС за каждый день сверхнормативного простоя. При этом каждые неполные сутки, следующие за вторыми сутками с момента приходы вагонов на станцию, считаются как полные.
Согласно п 6. Спецификаций N N 62-79 к Договору Поставки N 39-М, обязанность по возврату порожних вагонов лежит на Покупателе и производится им в следующем порядке: нормативное время разгрузки и отправки вагонов, которое составляет 2 суток исчисляемых соответственно с даты прибытия груженых Вагонов на станцию назначения (выгрузки) до даты приема (оформления) их перевозчиком (нормативное время использования подвижного состава). В случае использования подвижного состава сверхнормативного времени Покупатель оплачивает поставщику штраф за пользование вагонами в размере 3 000 рублей за 1 (один) вагон без учета НДС за каждый день сверхнормативного простоя. Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется Сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
Срок нахождения Вагонов на станции назначения (выгрузки) исчисляется с 00 ч 00 мин. дня, следующего за днем (датой) прибытия вагонов на станцию назначения (выгрузки), до 24 ч 00 мин дня (даты) приема к перевозке порожних Вагонов Перевозчиком.
До истечения срока нахождения вагонов, установленного в п. 6. Спецификации к Договору Поставки N 39-М от 26.01.2017, Покупатель обязан обеспечить незамедлительный возврат очищенных внутри и снаружи согласно ст. 44 ФЗ N18-ФЗ от 10.01.2003 г. (Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) (в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных 18 июня 2003 г. приказом N39 МПС РФ) вагонов, принадлежащих Поставщику, либо арендованных Поставщиком, либо вагонов организаций, с которыми Покупателем заключен договор на оказание транспортных услуг по полным грузовым документам на станцию погрузки или другую станцию назначения, указанную Продавцом.
При этом, дата прибытия груженных вагонов на станцию назначения и дата сдачи порожних вагонов железной дороге для перевозки (дата отправки) может определяться Поставщиком по данным Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО "РЖД", либо иного документа, составленного с использованием данных ГВЦ ОАО "РЖД".
В нарушение договорных условий по железнодорожным накладным N N ЭБ383654, ЭБ779106, ЭЭ414591, ЭД074216, ЭД122252, ЭД169806, ЭГ830887, ЭГ971226, ЭЕ018185, ЭЕ072310, ЭЕ154572, ЭЕ776502, ЭЕ121336, ЭЕ162576, ЭЕ452279, ЭЕ498916, ЭЕ513460, ЭЕ578698, ЭЖ254177, ЭЖ560758, ЭЖ631191, ЭМ562070, ЭМ630806, ЭМ850727, ЭН172257, ЭН281479, ЭМ786366, ЭМ968005, ЭН082371, ЭН249495, ЭН274549, ЭО442064, Э0721537, ЭП057073, ЭН760497, Э0141663, ЭО092804, ЭП603247, ЭО421780, Э0952632, ЭП186062, ЭП525595, ЭП471946, ЭП798652, ЭР248713, ЭП041774, ЭП459923, ЭП531552, ЭП613055, ЭП654857, ЭП648489, ЭП827598, ЭП997680, ЭР253421, ЭР350097, ЭП699372 вагоны были отправлены в порожнем состоянии со станции Марк/Домодедово/Бужниново/Бирюлева-Товарная ж.д. с нарушением времени нахождения под грузовой операцией, что подтверждается данными Главного вычислительного центра ОАО "РЖД" в соответствии с Соглашением об оказании услуг в сфере грузовых перевозок, опубликованному на официальном сайте ОАО "РЖД" www.rzd.ru в разделе "Грузовые перевозки", участником которого на основании ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации является ООО НЛК "Автострада".
Материалами дела полностью подтверждается расчет размера штрафа за сверхнормативный простой вагонов на станции погрузки, представленный Истцом, и, соответственно, размер штрафа, заявленный Истцом.
Истец направил Ответчику счет на оплату штрафа за сверхнормативный простой спорных вагонов с приложением расчета. Ответчик счета не оплатил, возражений в соответствии не заявил.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля, свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом:
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок-платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ст. 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению.
Между ООО НЛК "Автострада" и ООО "ЦДС-ТОРГОВЫЙ ДОМ" заключен договор поставки N 39-М от 26.01.2017 г., в редакции протокола разногласий от 26.01.2017 г., протокола согласования разногласий от 26.01.2017 г. и спецификации N 48 от 30.08.2018 г., N 49 от 31.08.2018 г., N 51 от 05.09.2018 г., N 53 от 16.01.2019 г., N 54 от 16.01.2019 г., N 55 от 31.01.2019 г. в редакции дополнительного соглашения от 28.02.2019 г., N 56 от 20.02.2019 г., N 57 от 01.03.2019 г. в редакции дополнительного соглашения от 13.03.2019 г., N 62 от 27.06.2019 г. в редакции дополнительного соглашения от 31.07.2019 г., N 64 от 03.07.2019 г. в редакции дополнительного соглашения от 31.07.2019 г., N 66 от 19.07.2019 г., N 67 от 23.07.2019 г., N 68 от 24.07.2019 г., N 69 от 30.07.2019 г., N 71 от 02.08.2019 г., N 74 от 09.08.2019 г., N 75 от 20.08.2019 г., N 76 от 20.08.2019 г., N 77 от 20.08.2019 г., N 79 от 28.08.2019 г. в редакции дополнительного соглашения от 03.09.2019 г.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Данные о приходе вагонов на станцию выгрузки и выходе вагонов со станции в порожнем состоянии подтверждается Истцом данными из информационной базы Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО "РЖД". В соответствии с Соглашением об оказании услуг в сфере грузовых перевозок, опубликованному на официальном сайте ОАО "РЖД" www.rzd.ru в разделе "Грузовые перевозки", участником которого на основании ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации является ООО НЛК "Автострада" передача информации осуществляется с помощью Системы абонентского обслуживания (САО) ГВЦ ОАО "РЖД" по ежесуточному отправлению и прибытию грузов. Приложение N 182 искового заявления
Ввиду ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Из смысла п. 6 Спецификаций N N 48-57 прямо указано "в течение 36 часов с момента прихода вагона на станцию назначения Покупатель (ООО "ЦДС ТД") обязано РАЗГРУЗИТЬ вагоны".
Из смысла п. 6 Спецификаций N N 62-79 прямо указано "в течение 2 суток с момента прихода вагона на станцию назначения Покупатель (ООО "ЦДС ТД") обязано РАЗГРУЗИТЬ и ОТПРАВИТЬ вагоны".
В пунктах 89.5, 90 Приказа N 374 указано, что при приеме порожнего вагона на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика - подпись грузополучателя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент уборки вагона; при приеме порожних вагонов на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом, не принадлежащим перевозчику, - подпись владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент уборки вагонов с выставочных путей.
В пунктах 89, 90 Приказа говориться, что при приеме порожних вагонов в местах общего пользования и местах необщего пользования, расположенных на территории станции, - подпись грузополучателя или уполномоченного им лица и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент фактического приема, при этом памятка приемосдатчика составляется в двух экземплярах, один из которых остается у Грузополучателя.
Вместе с тем ООО "Асфальтбетонсервис ЦДС" представил ведомости подачи и уборки вагонов:
- N N 094627, 094612, 023075, 023064, 033020, в которых имеется ссылка на памятки приемосдатчика, в которых указаны дата и время уборки вагонов с подъездных путей покупателя. Однако дата уборки вагонов с подъездных путей покупателя осуществлялась позже, чем дата убытия вагонов со станции в порожнем состоянии по данным представленным из системы ГВЦ ОАО "РЖД" или в день отправлен Приложение N 1 расчет штрафа, в связи с чем размер штрафа не подлежит перерасчету
Таким образом 28.09.2020 г. Истец учел доводы Ответчика, изложенные выше, и представил в суд уточнение исковых требований (произвел перерасчет штрафа с даты прибытия вагонов на станцию, до момента уведомления Грузополучателями о завершении грузовой операции), размер штрафа, заявленный в исковом заявлении снижен с 2 265 000 рублей до 1 812 000 руб.
При этом доводы Третьего лица об обязанности истца оформлять документы на порожние вагоны в системе ЭТРАН не состоятельны, поскольку данная информация не влияет на время нахождения вагонов под грузовой операцией у Грузополучателя с момента прибытия вагонов на станция выгрузки до момента уведомления о завершении грузовой операции..
Вместе с тем ЭТРАН (электронная транспортная накладная) - автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов на железнодорожные грузоперевозки ОАО "РЖД" по территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 10.1. Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, Заготовки железнодорожных накладных на перевозку порожних вагонов создаются полномочным лицом в системе ЭТРАН. Создание документов выполнялось с рабочего места собственника вагонов.
В соответствии с Порядком взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП (утв. ОАО "РЖД" от 09.10.2008 N 44), опубликованном 10.03.2011 владельцы (собственники) порожних вагонов не давали ответчику или его контрагентам доверенностей, иных полномочий в письменной форме на предъявление их к перевозке, так как возврат вагонов совершается на основании заготовок электронных транспортных ж.д. накладных в АС ЭТРАН ОАО "РЖД" на основании договоров, заключенных собственниками вагонов с ОАО "РЖД" об электронном документообороте, в связи с чем ответчик или его контрагент не имеет возможности совершить заготовку электронной транспортной ж.д. накладной в AC ЭTPAН для отправки порожних вагонов.
Таким образом, информация об адресе дальнейшего следования порожнего вагона имеется в системе ЭТРАН в электронном виде.
В случае задержки вагонов (порожних/груженых) по вине станции. А именно задержки вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования, в ожидании подачи на пути общего пользования с путей необщего пользования или места общего и необщего пользования станций на каждый случай задержки покупатель обязан совместно с представителем станции составить акт общей формы, где фиксируются причины задержки отправки вагонов (порожних/груженых).
Порядок оформления актов общей формы (форма ГУ-23) установлен Инструкцией по ведению стационарной коммерческой отчетности, утвержденной Приказом МПС от 30.12.1978 N ЦФ/3504, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС от 18.06.2003 N 45.
Акты общей формы подписываются лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, но не менее чем двумя лицами. Акты общей формы составляются на станциях отправления, назначения и в пути следования (п.3,2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом).
Согласно п. 2.2. Приказа МПС N 45 Коммерческий акт составляется при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки груза, в необходимых случаях - в день выдачи груза грузополучателю; при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки груза.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем подпункте сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. При выгрузке и одновременной выдаче груза грузополучателю коммерческий акт подписывается уполномоченными представителями грузополучателя и перевозчика (и. 2.10. Приказа МПС N 45).
Акт общей формы составляется на дату начала простоя и на дату окончания простоя (т.к. срок составления актов не позднее следующих суток), при этом, указанные выше акты составлены после окончания обстоятельств, послуживших составлению актов. Кроме того, в указанных актах общей формы отсутствует подпись грузополучателя.
Таким образом, ответчиком не представлено доказательств отсутствия вины в нарушении условий договоров порядке, предусмотренном ст. 65 АПК РФ, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозки порожних вагонов, а также доказательств того, что в рассматриваемом случае имели место обстоятельства, носившие чрезвычайный и непредотвратимый характер, повлиявших на просрочку отправки порожних вагонов в адрес истца, не представлено.
Ответчиком не представлено доказательств принятия им действий по согласованию с истцом продления сроков нахождения поступивших вагонов под грузовые операции.
Действуя разумно и добросовестно, ответчик не мог не осознавать, что принимать в свое владение вагоны, принадлежащие истцу, он мог исключительно в рамках действия договора поставки N 39-М, поэтому осуществляя данное действие и производя распорядительные мероприятия в отношении вагонов истца, ответчик соглашался с распространением на данные правоотношения положений указанного договора.
С учетом вышеизложенного, а также исходя из требований добросовестности и предусмотрительности в той степени, которая должна быть присуща участнику гражданского оборота (тем более занимающемуся предпринимательской деятельностью), Ответчик действовал не разумно, не принял никаких мер для исключения простоев.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований частично.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 ноября 2020 года по делу N А40-134500/20 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134500/2020
Истец: ООО "БЕТАС", ООО НЕРУДНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "АВТОСТРАДА"
Ответчик: ООО "ЦДС-ТОРГОВЫЙ ДОМ"
Третье лицо: ООО "АСФАЛЬТБЕТОНСЕРВИС ЦДС"