г. Пермь |
|
19 февраля 2021 г. |
Дело N А60-11948/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н. А.
судей Лихачевой А.Н., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой С.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, товарищества собственников жилья "Девятка",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 октября 2020 года
по делу N А60-11948/2020
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к товариществу собственников жилья "Девятка" (ОГРН 1116673003754, ИНН 6673232180)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка", товарищество собственников жилья "Энергия", общество с ограниченной ответственностью "Транссервис", общество с ограниченной ответственностью "Компания М-Сервис",
о взыскании задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
ЕМУП "Спецавтобаза" (истец) обратилось в арбитражный суд о взыскании с ТСЖ "Девятка" (ответчик) задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в период с 01.04.2019 по 30.06.2019 в сумме 132 541 руб. 86 коп., неустойки в сумме 15 335 руб. 87 коп., начисленной за период с 14.05.2019 по 14.02.2020.
Определением от 12.05.2020 арбитражным судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания М-Сервис".
Определением от 12.08.2020 арбитражным судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка".
Протокольным определением от 10.09.2020 арбитражным судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Энергия".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что с января 2019 по 30 августа 2019 года истец не приступал к исполнению обязательств по приему ТКО в нарушение действующего законодательства, в адрес контейнерной площадки обслуживаемых многоквартирных домов отсутствовали выезды спецтехники истца по вывозу коммунальных отходов. Выводы суда первой инстанции о фактическом исполнении истцом своих обязательств в спорном периоде до 30.08.2019 не соответствуют материалам дела. Ответчик указывает, что в спорный период фактически услуги по вывозу ТКО оказывало общество с ограниченной ответственностью "Мехуборка". Также, по мнению апеллянта, представленные истцом в доказательство оказания услуг отчеты, сформированные по данным навигации, не являются надлежащим доказательством.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание истец, ответчик явку своих представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие истца и ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, сведения на официальном сайте ЕМУП "Спецавтобаза" с предложением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО опубликованы 07.12.2018.
Заявка о заключении договора от ТСЖ "Девятка" не поступила. Таким образом, на условиях типового договора, утвержденного Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 между ЕМУП "Спецавтобаза" и ТСЖ "Девятка" заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 330462 от 01.04.2019.
В период с 01.04.2019 по 30.06.2019 ЕМУП "Спецавтобаза" (Региональный оператор, взыскатель) оказаны услуги по обращению с ТКО по муниципальному образованию г. Екатеринбург ТСЖ "Девятка" (Потребитель, должник).
В соответствии с условиями типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчетным.
В нарушение условий договора должник не оплатил оказанные услуги за спорный период.
Ссылаясь на то, что оплата оказанных истцом и принятых ответчиком услуг в полном объеме не произведена последним, задолженность ответчика перед истцом по оплате услуг, оказанных истцом, составила 132 541 руб. 86 коп., начислив пени на сумму долга, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 779, 781, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и исходил из отсутствия доказательств погашения долга ответчиком, правомерности требований о взыскании договорной неустойки и правильности расчета их размера.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный апелляционный суд находит решение законным и обоснованным ввиду следующего.
Договор возмездного оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, заключенный истцом и ответчиком, по своей правовой природе относится к договорам возмездного оказания услуг, отношения по которым регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статьей 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного п. 4 ст. 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156) и форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 4 Правил N 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) настоящих Правил (п. 5 Правил N 1156).
В пункте 8 (4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт оказания в период 01.04.2019 по 30.06.2019 истцом услуг по обращению с ТКО на объектах ответчика, их объемы и стоимость подтверждены материалами дела, а именно, актами оказанных услуг, выставленными счетами-фактурами, отчетами, сформированными на основании системы ГЛОНАСС, в которых приведены информация о транспортном средстве, времени и дате прохождения маршрута, а также объектах ответчика, включенных в публичный договор.
С 01.01.2019 на основании п. "г" п. 1 Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов.
На основании п. 27 Постановления N 1156 от 12.11.2016 транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018. С 01.01.2019 все транспортные средства, осуществляющее транспортирование ТКО оборудованы системой ГЛОНАСС.
Таким образом, довод ответчика о недопустимости представленных истцом отчетов системы ГЛОНАСС в качестве надлежащего доказательства оказанных услуг по обращению с ТКО, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Стоимость оказанной коммунальной услуги "Обращение с ТКО" определена истцом исходя из установленного тарифа и нормативов накопления. Арифметическая составляющая расчета истца, примененные нормативы, тарифы и физические показатели ответчиком не оспорены.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что ответчик в спорный период не пользовался предоставляемыми ЕМУП "Спецавтобаза" услугами, что в указанный истцом период услуги по обращению с ТКО оказывались обществу иным оператором, ответчиком в материалы дела не представлено (статья 9, 65 АПК РФ).
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется предоставляемой истцом услугой по вывозу ТКО, предоставляемой Региональным оператором, также не представлено.
Доводы ответчика о наличии заключенного договора с ООО "Мехуборка" отклонятся апелляционным судом, поскольку из договора N 122-ММ/18 "На предоставление накопительного контейнера и вывоза отходов на размещения на специализированном полигоне твердых отходов" от 25.12.2018 следует, что он заключен на обращение с отходами иного вида (отходы производства и потребления), а не твердыми коммунальными отходами, услуги по обращению с которыми вправе оказывать только региональный оператор.
При таких обстоятельствах дела требование истца о взыскании долга за оказанные услуги по обращению с ТКО является обоснованным и правомерно признано судом первой инстанции, подлежащим удовлетворению в сумме 132 541 руб. 86 коп.
Оценивая изложенные в жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 АПК РФ не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Таким образом, решение от 29.10.2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 октября 2020 года по делу N А60-11948/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лихачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-11948/2020
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: ТСЖ ДЕВЯТКА
Третье лицо: ООО "КОМПАНИЯ М-СЕРВИС", ООО "МЕХУБОРКА", ООО "ТРАНССЕРВИС", ТСЖ "ЭНЕРГИЯ"